Преподобная Евфросиния Александрийская и отец ее, Пафнутий



Дни памяти: 15 / 28 Февраля, 25 Сентября / 8 Октября

Преподобная Евфросиния родилась в начале V века в городе Александрии в семье знатных и богатых родителей и была единственным ребенком. Мать Евфросинии умерла рано. Воспитывал девочку отец, Пафнутий, который был глубоко верующим, благочестивым христианином. Он часто посещал монастырь, игумен которого был его духовным наставником. Когда Евфросинии исполнилось 18 лет, отец хотел выдать дочь замуж. Он направился в монастырь к своему наставнику, чтобы получить благословение на предстоящий брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей свое благословение, но святая Евфросиния стремилась к иноческой жизни. Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель, чтобы провести жизнь в уединении и молитве. Опасаясь, однако, что в женском монастыре ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Иноки не узнали переодетую в мужское платье Евфросинию и приняли в свою обитель. В уединенной келлии в трудах, посте и молитве святая Евфросиния провела 38 лет и достигла высокого духовного совершенства. Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая ему свою печаль, и находил у него духовное утешение. Перед кончиной преподобная Евфросиния открыла скорбевшему отцу свою тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, Пафнутий роздал все свое имущество нищим и монастырю и принял монашество. Десять лет, вплоть до своей кончины, он подвизался в келлии своей дочери.

Преподобный Евсевий, пустынник Сирийский

День памяти: 15 / 28 февраля

Преподобный Евсевий пустынник жил в IV веке и подвизался на горе близ селения Асиха в Сирии. Он проводил весьма суровую жизнь, находясь всегда под открытым небом и терпеливо перенося летний зной и зимний холод; одежду преподобный носил кожаную, питался моченым горохом и бобами. Будучи уже немощным старцем, во всю Великую Четыредесятницу ел всего 15 смокв. Когда к преподобному Евсевию стало стекаться много народа, он пришел в ближний монастырь, устроил у монастырской стены небольшую ограду и в ней пребывал до смерти. Преподобный Евсевий дожил до глубокой старости, скончавшись в возрасте 90 лет, после 400 года.

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

Память 15 / 28 февраля, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер (28 августа / 10 сентября) и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Непрестанно плакал и вздыхал всю свою жизнь о времени разлучения души с телом, как окружат человека Ангелы и духи злобы, покажут все его дела — добрые и злые, напомнят ему обо всех его мыслях и желаниях, о том, что он забыл и чего не считал за грех. Но блажени плачущие, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). И преподобный Пафнутий при кончине своей увидел лики ангельские, которые, приняв его душу, вознесли ее на небо.

Мощи его покоятся в Феодосиевых пещерах.

Его имя вспоминается в 8-й песни канона: «Плачущих поминая блаженство, Пафнутие, всегда плакал еси, ныне же радостная наследив места, молися тамо и нам в кров безплачевный все­литися».

Тропарь, глас 2

Велия веры исправления, в пещернем затворе, яко на воде упокоения, преподобне отче Пафнутие, радовался еси, огнем бо любве Божественныя распаляемь, бдением и молитвою безстрастия достигл еси и явился еси равноангельный на земли, того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Использованные материалы

  • http://www.saints.ru/p/28fprpPafnutiizatvornik.html
  • http://kazan.eparhia.ru/gitiysvytih/february11/

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ ПЯТАЕВ

Память 15 / 28 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился в 1891 году в селе Мачкасы Кузнецкого округа Пензенской губернии в семье крестьянина Максима Пятаева.

Окончив сельскую школу, учился в Москве, затем переехал в Саратов, где преподавал русский язык и литературу.

Женился на Ефросинии, дочери саратовского купца Фрола Иванова.

Узнав о столыпинской переселенческой программе и льготах для переселенцев в Сибирь, молодая семья отправилась в Омск.

Священник Михаил Пятаев

Первое время продолжал преподавать, но затем принял решение посвятить свою жизнь служению Господу.

В 1917 году поступил псаломщиком в Крестовоздвиженский собор города Омска.

В 1918 году, вскоре после взятия города большевиками, рукоположен в сан диакона архиепископом Сильвестром (Ольшевским).

До 1921 года служил в Омске, а затем, в связи с тем, что с большой семьей стало трудно прокормиться в городе, был переведен в Богоявленский храм села Малокрасноярка. Место было глухое, отдаленное от больших городов и железных дорог, но люди здесь были благочестивы и богаты: в самом селе жили несколько купеческих семей.

В 1923 году был рукоположен во священника.

С большой любовью относился к своему приходу. Вокруг храма посадил сирень, обсадил сиренью аллею, ведущую к храму. Прихожане стали называть ее «пятаевской».

Для бедняков совершал крещения, венчания, отпевания бесплатно. Его духовный авторитет был так велик, что к нему ходили люди из 30-ти окрестных сёл и деревень, несмотря на то, что там были свои храмы. И не столько уже из-за бесплатных треб, сколько потому, что полюбился им ревностный и образованный пастырь, который всегда был готов прийти на помощь всякому страждущему. Если кто из прихожан побогаче жертвовал, он отдавал эти приношения беднякам. Многие из нищей братии находили у него поддержку и пропитание. Для этой цели сам ловил рыбу и большую ее часть раздавал беднякам и нищим.

Священник Михаил Пятаев и его супруга Евфросиния Фроловна (слева от него), их дети (1-й ряд слева направо): Александра, Николай, Елизавета, Мария, Иван, Анна (крайняя слева во 2 м ряду) и прихожане. Село Малокрасноярка. 1927 год

3 января 1930 года к Дорофею Гришманову, бывшему когда-то членом церковного совета, один из крестьян принес списки верующих для перерегистрации общины, сказав, что их дал ему отец Михаил и предложил взять кого-нибудь пограмотней из твердо верующих и обойти со списком село. Вместо этого Гришманов пошел в сельсовет и заявил о том, что 3 января в село Большеречье ночью приезжал священник Михаил Пятаев и без ведома сельсовета послал граждан для производства какой-то регистрации.

5 января членами сельсовета в соответствии с этим сообщением был составлен акт:

«Усматривая поповские ночные визиты подозрительными в связи с коллективизацией, а также без ведома сельсовета, постановили составить настоящий акт для передачи в административный отдел на предмет расследования и привлечения к ответственности»[88].

Праздничное Рождественское богослужение в Богоявленском храме совершал священник Иоанн Куминов, а отец Михаил регентовал на клиросе. По окончании литургии отец Иоанн произнес проповедь, в которой, в частности, призвал молодых людей и их родителей чаще посещать церковь и молиться Богу.

Одна из прихожанок - Дарья Баркова, выйдя из храма, стала всем говорить, будто отец Иоанн произнес антисоветскую проповедь, сказал, что «вас советская власть задавила непосильными налогами, вас одурманивают, ваших детей не пускают в церковь и в школах не учат божественному, не верьте, что вам говорят советские работники, они вам затуманивают головы»[89].

В обстановке гонений власти на Церковь это стало поводом для ареста священников.

После праздника Рождества уполномоченный ОГПУ принялся допрашивать крестьян. Большинство из них отказались лгать на священников. Показания давали председатели сельсовета и колхоза и их жены.

Отец Михаил по всему видел, что власти собираются его арестовать. У него был друг детства, который работал в московской милиции. Как-то он написал священнику:

«Михаил, мне очень жаль... ты был учителем, а теперь стал священником. Не подумай дурного, я тебе это говорю не потому, что плохо отношусь к духовенству, но сейчас неподходящее для священнослужителей время. Я тебе предлагаю приехать в Москву и снова поступить на работу учителем. Я помогу тебе устроиться на работу и найти жилье».

За два дня до ареста священника его жена напомнила ему об этом письме и сказала:

– Давай-ка собирайся и уезжай. Тебе написал тогда твой друг, послушайся теперь его совета.

– Нет, Евфросиния, – сказал отец Михаил, – я никуда не уеду, я дал присягу. Как я могу изменить Богу и народу?

Никогда! Я знаю, что иду на верную смерть, но такова воля Божия! А ты детей всех вырастишь и с Божьей помощью воспитаешь, никого не растеряешь.

А детей-то сколько!.. – всплеснула руками жена (В это время у них было семеро детей, восьмой ребенок – дочь Юлия – родилась уже после расстрела отца).

Священник Михаил Пятаев. Тюрьма в г.Каинске. 1930 год

Ну что же сделаешь, воспитаешь... с Божьей помощью.

8 января[90] 1930 года арестован вместе с отцом Иоанном Куминовым и отправлен в тюрьму в город Каинск.

В тюрьме подследственных жестоко пытали. У живых людей клещами вырывали зубы с золотыми коронками, беспощадно били, так что у многих заключенных были выбиты все зубы и поломаны ребра. Следователь ОГПУ на допросах безжалостно избивал священников, а однажды с издевкой приказал надзирателям вылить на отца Михаила содержимое параши. Однако, несмотря на мучения, пастыри отказались лжесвидетельствовать, как того требовал следователь, заставлявший их подписаться под показаниями, что священники и члены церковного совета занимались организацией крестьян на борьбу с колхозами и советской властью.

Отец Михаил, отвечая на вопросы следователя, сказал:

Сщмч. Михаил Пятаев

 «В селе Малокрасноярка я служу с 1921 года. Сначала был диаконом, а с 1923 года был рукоположен в священника... Второй священник, Иоанн Куминов, служит с 1928 года. За время моей с Куминовым службы мы нигде и ни в чем противозаконном не участвовали. Исполняли только свой религиозный долг... Во время богослужений я проповедовал исключительно по Божественному Писанию. Священник Куминов проповедует чаще, но также только по духовным книгам, а о власти и о проводимых ею мероприятиях никогда не говорит. Он просто призывал молящихся и молодежь по-христиански молиться Богу и находить время для этого, ходить по праздникам в церковь»[91].

На допросе ему предлагали отречься от веры и идти работать учителем, но он не принял этого. Последнее слово его было:  «Верить в Бога - это есть людям радость и счастье. Это не значит, что я совершаю преступление».

7 февраля 1930 года заключенных священников ознакомили с постановлением о предъявлении обвинения. В нем было написано: «Означенные граждане изобличаются в том, что на почве органической ненависти к советской власти, ее мероприятиям, проводимым на селе, и используя свое положение священнослужителей Пятаев и Куминов использовали религиозные предрассудки несознательного крестьянства и при поддержке зажиточной части деревни проводили контрреволюционную деятельность на срыв мероприятий, запугивая крестьян провокационными слухами о близком падении советской власти, якобы на основании “Писания Божия”. В конце декабря 1929 года на общем собрании граждан единогласно было принято – записаться в коллектив. Член группы, священник Пятаев, на второй день обходом индивидуально каждого хозяйства проводит якобы запись в общество верующих, между тем как следствием установлено – последний проводил агитацию против сплошной коллективизации села»[92].

Прочитав обвинение, отец Михаил написал: «Виновным себя не признаю. Был в объезде сел в течение двух суток. Списки на запись верующих составлял по словесному распоряжению милиции для перерегистрации церковной общины. К отцу Иоанну Куминову ездил на квартиру только по своим церковным делам»[93].

21 февраля 1930 года тройка ОГПУ приговорила священников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова к расстрелу, а их семьи к ссылке на север.

28 февраля отцу Михаилу дали свидание со старшей дочерью Анной, приехавшей в Каинск. Свидание было через решетку. Священник попросил:

– Анна, дай мне свою косу.

Она протянула ему через решетку косу, и вся коса у нее была потом мокрая от слез.

– Папа, что ты плачешь? – спросила она.

– Мне очень тяжело, потому что вас так много и вы остаетесь одни.

В эту ночь Анна увидела во сне, как Божия Матерь причащает из золотого потира отца Михаила. Проснулась она с мыслью, что отец будет освобожден. Радостная поспешила она в тюрьму с передачей.

– Пятаев? – переспросил надзиратель. – Да он сегодня ночью расстрелян.

Священник Михаил Пятаев был расстрелян 28 февраля 1930 года вместе с о.Иоанном Куминовым. Когда отца Михаила вели на расстрел, то палачи увидели на руке отца Михаила обручальное кольцо. Его попытались снять, но ничего не получалось. Тогда ему отрубили палец с кольцом и только потом расстреляли.

Погребен в общей могиле в городе Каинске недалеко от тюрьмы. Впоследствии на месте захоронения был построен завод и могилы были уничтожены.

Семья отца Михаила осталась в тяжелейшем положении: семерых детей и беременную матушку в лютый мороз, полуодетых, погнали в ссылку. Но Господь сохранил их всех[94].

Реабилитирован в 1993 году.

В 1999 году канонизирован к местному почитанию в Омской епархии.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Литература и архивные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 5. Тверь, 2001. С. 71-85.
  • УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548.
  • Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. [Т.11]. Омск: Кн.изд-во, 2004. 224с. С.188-189.
  • Священники Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов) (Видеопроповедь о.А.Ткачева):
    • http://www.andreytkachev.com/svyashhenniki-mixail-pyataev-i-...ov/

Использованные материалы


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!