Святитель Маруф, епископ Месопотамский



День памяти: 16 / 29 (28 – в високосный год) Февраля

Святитель Маруф Мартиропольский

О детстве и рождении святого говорится, что будущий святитель был сыном правителя одной из провинций на границе Восточной Римской империи и Армении. Он был язычником, однако желал женится на дочери правителя одной из соседних провинций. Однако она была христианкой и не соглашалась на брак. Однако благодаря вмешательству святителя Иакова, епископа Низибийского[107], брак состоялся. Правитель этот, называемый в тексте «Люита», вскоре, после явления Ангела, крестился и тем привлек к христианству большую часть населения провинции. Преподобный Маруф был епископом основанного им города Тигрита[108] (по-гречески - Мартирополь[109]), - пограничного города Византийской империи и Персии. Он прославился своей ученостью и благочестием, писал о мучениках, пострадавших за веру Христову от персидского царя Сапора[110], оставил после себя и другие сочинения на сирском (арамейском) языке, среди которых наиболее известны "Толкование на Евангелие", "Песни Маруфа", "Литургия Маруфа" и "73 Правила Вселенского Никейского Собора" (325) с описанием деяний Собора.

В 381 году святой Маруф участвовал на II Вселенском Константинопольском Соборе, созванном против ереси Македония[111], а в 383 году - на поместном Антиохийском Соборе против мессалиан.

В 403 - 404 годах святой Маруф отправился в Константинополь, чтобы исходатайствовать у императора Аркадия заступления персидским христианам. Дважды он был посылаем императором Феодосием Младшим к шаху Издегерду для заключения мира между империей и Персией.

В 414 году святой Маруф, исполняя должность посла при дворе Издегерда[112], внушил шаху расположение к христианам (связано было это с тем, что святой исцелил шаха от тяжких головных болей) и много содействовал свободе исповедания в Персии истинной веры. Он восстанавливал христианские храмы, разрушенные в гонения персидского шаха Сапора, а также испросил мощи святых мучеников, которые засвидетельствовали свою веру во Христа в Персии во время ужасного гонения, длившегося с 340 по 379 год, и перенес их в свою епископскую резиденцию, которая с тех пор стала называться Мартирополем, то есть "Городом мучеников".  Там он и скончался около 422 года. Мощи святого Маруфа впоследствии были перенесены в Египет и положены в

скитском монастыре Богоматери.

Святые 12 мучеников - Памфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия

День памяти: 16 / 29 (28 – в високосный год)  Февраля

Святые 12 мучеников - Памфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия пострадали во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом в 308 - 309 годах в Кесарии Палестинской[113]. Святой мученик Памфил, уроженец города Берита (Бейрут, нынешняя столица Ливана), получил образование в Александрии, после чего был поставлен пресвитером в Кесарии. Он много потрудился над сличением и исправлением текстов Нового Завета, поврежденных переписчиками. Исправленные копии святой Памфил переписывал и рассылал желающим их иметь. Таким образом им были обращены ко Христу многие язычники. Его трудами и заботами в Кесарии была собрана обширная библиотека духовных книг, служившая христианскому просвещению. Блаженный Иероним (IV - начало V в.) очень чтил святого Памфила и считал себя счастливым, ибо обрел и хранил у себя некоторые его рукописи. Святому Памфилу в благовестии веры Христовой деятельно помогали святой Валент, диакон Елийской церкви, человек преклонного возраста, прекрасно знавший Священное Писание, и святой Павел,

Исаия пророк

горевший верой и любовью ко Христу Спасителю. Все трое были заключены на 2 года в темницу правителем Кесарии Палестинской Урбаном. В правление его преемника Фирмилиана в Египте были осуждены и отправлены в Киликию[114] (Малая Азия) на золотоносные рудники 130 христиан. Их провожали до места изгнания пять юношей-братьев. На обратном пути в Египет они были задержаны в Кесарии и брошены в темницу за исповедание Христа. Юношей привели на суд к Фирмилиану вместе с заключенными ранее святыми Памфилом, Валентом и Павлом. Назвавшись именами ветхозаветных пророков - Илии, Иеремии, Исаии, Самуила и Даниила, на вопрос об их отечестве юноши отвечали, что они граждане Иерусалима, разумея под этим небесный Иерусалим. Фирмилиан ничего не знал о городе с таким названием, так как на месте Иерусалима, разрушенного императором Титом в 70 году, был построен императором Адрианом (117 - 138) город, именуемый в то время Элия[115] Капитолина. Фирмилиан долго мучил юношей, пытаясь узнать месторасположение неведомого города и склонить юношей к вероотступничеству; ничего не добившись, правитель предал их усечению мечом вместе с Памфилом, Валентом и Павлом.

Священномученик Памфил Кесарийский

Прежде этого пришлось пострадать слуге пресвитера Памфила 18-летнему юноше Порфирию, кроткому и смиренному. Услышав о вынесенном смертном приговоре мученикам, он просил разрешения у правителя похоронить тела приговоренных после их казни, за что был умерщвлен и предан сожжению на костре.

Свидетель этого мученичества, благочестивый христианин Селевкий, бывший воин, приветствуя подвиг страдальцев, подошел к Памфилу перед казнью и рассказал ему о мученической кончине святого Порфирия. Он тут же был схвачен воинами и, по повелению Фирмилиана, усечен мечом вместе с приговоренными.

Один из слуг правителя, Феодул, человек преклонного возраста и тайный христианин, приветствуя мучеников, ведомых на казнь, поцеловал их и просил помолиться за него. Он был приведен воинами на допрос к Фирмилиану и по приказу последнего распят на кресте.

Юноша Иулиан, родом каппадокиец[116], подходя к Кесарии, увидел тела святых, брошенные без погребения на съедение зверям, Подойдя к ним, Иулиан преклонил колена и облобызал тела страдальцев. Стоявшие в стороне воины схватили его, повели к правителю, который осудил святого Иулиана на сожжение. Тела всех 12-ти мучеников пребывали без погребения в течение 4-х дней. Ни звери, ни птицы не коснулись их. Смущенные этим обстоятельством, язычники позволили христианам взять тела мучеников и похоронить их.

О дне сем.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 6): 1В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.

2Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

3И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

4И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

5И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

6Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

8И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

9И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.

10Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

11И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.

12И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

13И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее.

Хоть этот текст помещен не в начало книги, а аж в 6 Главу, но именно этот текст считается описанием призвания Исаии на пророческое служения, заключающееся в обличении соплеменников в грехах их и возвещении будущего, будь то предстоящие беды, избавление от них или, либо более далекие, каким стали пророчества о пришествии Христа, коих в книге пророка Исаии очень много….

Паремии на Великой вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 5): 1Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, 2мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

3Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

4Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.

5Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.

6Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.

7По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.

8Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.

9Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.

10По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.

11Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.

12Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.

13По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.

14Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.

15Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.

16По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.

17Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.

18Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

19По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.

20Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.

21Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.

22И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.

23Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.

24И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

25Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.

26По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей.

27Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер.

28Ламех жил сто восемьдесят два [188] года и родил сына, 29и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог].

30И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять [565] лет и родил сынов и дочерей.

31Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь [753] лет; и он умер.

32Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.

Родословная потомков Адама по линии Сифа. Многие имена у потомков Каина и Сифа повторяются. Неясно, одни ли это люди или нет, ведь в следующей главе будет намек на то, что потомки обоих братьев скрещивались и это породило распространение нечестия, пошедшего от Каина. Однако хорошо заметно, что человеческое тело еще не было настолько разрушено немощью, бывшей следствием греха. Сегодня мужчина может быть отцом в любом возрасте, но женщина может стать матерью в течение всего лишь 30, максимум, 40 лет. Сии же праотцы продолжали род на протяжении целых столетий, ведь Моисей здесь прямо пишет, что в родословной указываются не все дети каждого из упомянутых, а те, от которых пошла следующая ветвь, образовав древо, которое приведет нас к Ною, а впоследствии к Аврааму – отцу еврейского народа. Совсем скоро немощь настолько разрушит тело человека, что и срок жизни в 40 лет люди будут считать долгим…. Но Бог изымает душу у человека тогда, когда Сам считает нужным, притом, когда станет ясно, что человек на этой земле более ничего полезного не сделает….

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Глава 6): 1Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,- 2ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

3Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; 4не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; 5спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

6Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

7Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; 8но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.] 9Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

10Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: 11и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.] 12Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, 13мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; 14коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

15Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления.

16Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его: 17глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, 18сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, 19лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

20Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; 21навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

22Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: 23ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, 24чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

25Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; 26потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

27Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

28Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

29То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

30Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; 31но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

32Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: 33побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, 34потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, 35не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Против лености и тунеядства. Ветхий Завет не мог предложить человеку ничего, кроме земного достатка или нужды, ибо блага небесные дал человеку Христос, отсюда и такие низменные, как кажется, обетования, как бедность – лентяю и богатство – трудолюбивому. Впрочем, бывает и по-другому, ибо Бог дает человеку то, что ему полезно, так как иной благочестивый человек, получив в руки богатство, в мгновение ока развратится, а потому многие трудолюбивые и благочестивые на деле пребывают в бедности. Потому и богатство не всегда является признаком праведности, в отличие от того, что написано у Соломона. Однако мысль заслуживает внимания…

Пятница 2 марта.

И снова перед нами день, имеющий свои довольно знаменательные праздники, хоть в календаре перед ними и нет знаков, предусматривающих некую торжественность. Так, в этот день отмечается преставление священномученика Ермогена, патриарха Московского. Не будь поста, праздник этот, вероятно, отмечался бы торжественно, но сейчас, в дни поста никакой торжественности не предусматривается. Также в этот день отмечается праздник в честь Великомученика Феодора Тирона, еще один, наряду с преходящим празднованием в субботу первой седмицы Великого поста. Об этих и других праздниках речь пойдет ниже


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!