Воссоединение с Московским Патриархатом



16 июня 1945 года вместе со своей паствой воссоединился с Московским Патриархатом. В 1946 году принял советское гражданство и получил паспорт под номером 1 советского гражданина в Болгарии, чем, возможно, спас русских эмигрантов от репрессий. В том же году, во время визита патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе Софии, от лица русских верующих владыка сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей - Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины <…> С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».

Принял участие в Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве в июле-августе 1948 года.

Незадолго до смерти исполнилось одно из заветных желаний владыки – близ Софии был основан Княжевский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Владыка часто посещал главную болгарскую святыню – Рыльский монастырь[9], написал акафист преподобному Иоанну Рыльскому, который был переведен на болгарский язык и получил широкое распространение.

Владыка Серафим особо ревностное внимание уделял соблюдению чистоты православного вероучения, придерживаясь принципиальных и строгих взглядов по отношению к «софиологии» прот. Сергия Булгакова, экуменизму, календарному вопросу. Автор важных докладов и трудов, множества проникновенных проповедей, призывающих верующих к хранению православной веры, сам владыка очень любил Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского, прочитав все 12 томов одиннадцать раз.

Кончина и почитание

Свт. Серафим (Соболев). Икона

 Скончался 26 февраля 1950 года в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Софийский Никольский храм не вмещал всех желающих проститься с владыкой. Он был погребен в крипте под алтарем храма.

Перед своей кончиной он сказал: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». И вскоре крипта русского храма, в которой он похоронен, стала местом паломничества многочисленных верующих. Возле могилы установлен специальный ящичек для писем приходящих со всех концов мира, с просьбами к владыке Серафиму о помощи в самых различных житейских нуждах.

Многие ученики и последователи архиепископа Серафима проявили такую приверженность его наставлениям, что, когда в 1968 году Болгарская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль, на основании его осуждения возможности введения нового стиля и специальной работы посвященной этой проблеме, они воспротивились решению Церкви и учинили раскол. В 1993 году он получил свое иерархическое продолжение с появлением раскольничьей "Старостильной Православной Церкви Болгарии", которая считает себя наследницей духовных заветов архиепископа Серафима. Однако, при резко отрицательном отношении владыки к новому стилю, его упорное стремление к сохранению целостности и единения Церкви, по мнению других, было несовместимо с расколом. В этой связи, хорошо знавший владыку епископ Левкийский Парфений (Стаматов) так вспоминал о нем:

В процессе обсуждения любого вопроса владыка бы стоял на своей известной позиции, но после окончательного решения немыслимо допустить, чтобы он позволил себе уйти в раскол <…> Если бы он ослушался своей юрисдикции, он бы сделал раскол не только от Болгарской Церкви, но и от своей Московской Патриархии. А это немыслимо для владыки Серафима

В феврале 2002 года архиепископ Серафим (Соболев) был канонизирован раскольничьей Старостильной Православной Церковью Болгарии. Вопрос о канонизации архиепископа Серафима поднимался и в православных Болгарской и Русской Церквах, имя владыки внесёно в Собор святых покровителей Воронежской духовной семинарии[10]. Почитается он и среди паствы Русской Православной Церкви Заграницей.

Гробница свт. Серафима (Соболева) в Никольском соборе, София

 3 февраля 2016 года святитель Серафим был причислен к лику святых для общецерковного почитания деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "единомысленно со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви, представленным на настоящем Соборе по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Преосвященными митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном и епископом Знепольским Арсением"[11].

11 февраля 2016 года имя святителя Серафима внесено в святцы Собора святых Воронежской митрополии по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла[12].

12 декабря 2016 года в городе Богучаре Воронежской области, в рамках празднования 135-летия со дня рождения святителя Серафима, епископ Браницкий Григорий (Цветков) викарий Софийской митрополии, в сослужении духовенства совершил чин освящения часовни свт. Серафима (Соболева), построенной на средства Сергея Сиринько, местного предпринимателя[13].

Молитвословия

Тропарь, кондак и молитва святителю Серафиму утверждены на заседании Священного Синода 3 февраля 2016 года[14].

Тропарь, глас 4

Божестве́нною ре́вностию при́сно распала́емь,/ Правосла́вия сто́лп яви́лся еси́,/ в Софи́и гра́де возсия́в,/ и благоче́стием твои́м мно́гия лю́ди ко Христу́ приве́л еси́,/ па́стырю до́брый, святи́телю Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 5

Сосу́д Боже́ственных даро́в/ и до́м Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́,/ чудотво́рче святи́телю о́тче Серафи́ме,/ те́мже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ не оста́ви на́с си́рых/ и, я́коже обеща́лся еси́,/ испроси́ на́м моли́твами твои́ми// ми́р и ве́лию ми́лость.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!