Ректор Воронежской духовной семинарии



В конце января 1913 года прибыл в Воронеж. Одновременно со вступлением в должность ректора принял обязанности главного редактора Воронежских епархиальных ведомостей.

Беспокойное положение сохранялось в церковной школе. Все дела требовали пересмотра, состояние казны было плачевным, имелись серьёзные недостатки в дисциплине воспитанников, частыми были срывы занятий, нарекания на семинаристов со стороны церковных и гражданских властей и местного населения. Архимандрит Серафим ревностно взялся за свое дело. Он ввел в практику постоянное личное общение с учащимися, беседовал с каждым семинаристом наедине, особенно много внимания уделял "неблагонадежным", и из дверей его кабинета они выходили переродившимися, примирившимися с собой и окружающими. Своим личным авторитетом, подвижничеством и бесстрашием новый ректор сумел погасить страсти и привлечь к себе сердца своих учеников.

28 апреля / 11 мая 1913 года на заседании Братства святителей Митрофана и Тихона под председательством временно управляющего Воронежской епархией епископа Острогожского Владимира (Шимковича) архимандрит Серафим (Соболев) избран членом совета и ревизионной комиссии братства святителей Воронежских[4].

Архимандрит Серафим делал всё возможное для улучшения материальной жизни семинарии, в чём встретил постоянную поддержку и благословение правящего владыки, архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова). В мае 1913 года создал и затем возглавил Иоанно-Богословское братство вспомоществования бедным семинаристам.

Ректор семинарии старался поддерживать в духовной школе почитание истинных образцов святости. Так, 26 августа / 8 сентября 1914 года, он участвовал в обретении и освидетельствовании нетленных мощей архиеп. Воронежского Антония (Смирницкого) и активно работал в комиссии по подготовке канонизации святителя Антония. Особенное внимание архимандрит Серафим уделял семинарской библиотеке, которая его усилиями превратилась в одну из лучших семинарских библиотек России.

В мае 1916 года правление Воронежской семинарии сообщало об увеличении числа параллелей (отделений) в 4-м классе в связи с большим увеличением числа воспитанников. Из семинарии перестали бежать, в неё начали стремиться.

В 1917 году в Воронеже установилась большевистская власть, начались гонения на православное духовенство. 31 марта 1918 года "Вестник Церковного единения" опубликовал следующее сообщение:

"Ректор Воронежской духовной семинарии архимандрит Серафим уехал в отпуск в Задонский монастырь[5] на четыре месяца, поскольку здание семинарии занято красноармейцами и занятий практически нет".

Пребывая в Задонском монастыре, ректор духовной семинарии посетил почитаемого старца иеросхимонаха Аарона, который благословил его окормлять паству в эмиграции. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», – сказал старец о дальнейшей судьбе отца Серафима. «Как же мне понимать ваши слова?» – спросил архимандрит. «Попадешь – узнаешь», – был ответ старца.

В августе 1918 года семинария была закрыта новыми властями, несмотря на протесты ректора, преподавателей, воспитанников, общественности. Архимандрит Серафим и часть прихожан Иоанно-Богословского семинарского храма направили жалобу по поводу её закрытия в Облисполком. В жалобе они писали, что в семинарии "имеется ценная библиотека с редкими книгами общего и религиозного содержания, за сохранность которых поручиться нельзя ... а требование об очищении храма, в котором постоянно совершается богослужение, противоречит декрету народных комиссаров о свободе совести и недопустимо с точки зрения церковного законодательства", но ответа не получили, семинария и церковь в ней были закрыты, библиотеку передали отделу народного образования, храмовую утварь и остальное имущество реквизировали.

В 1919 году архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров) порекомендовал архимандрита Серафима для архиерейской хиротонии в Московской епархии. Однако патриарх из-за отсутствия вакансий в Московской епархии предложил рукоположить архимандрита Серафима в викарного епископа в Воронеже.

Архимандрит Серафим в тот момент колебался, не зная, как ему поступить – уйти на юг с армией Деникина или остаться в Воронеже. По-видимому, в таких же сомнениях находился и брат отца Серафима – иеромонах Сергий (Соболев), также служивший в Воронеже. Мать будущего архипастыря, понимая, что большевики в случае захвата Воронежа не пощадят ее сыновей, умоляла их уходить.

В октябре 1919 года, когда город окончательно перешел в руки большевиков, на последнем поезде из Воронежа на юг, в открытом вагоне нагруженном углем, архимандрит Серафим уехал в Екатеринодар, где был назначен ректором Екатеринодарской духовной семинарии.

Вскоре о. Серафим был вынужден переехать в Симферополь и в течение последующих месяцев его жизнь была связана с Крымом. 7 мая 1920 года он был назначен ректором Таврической духовной семинарии определением Высшего Церковного Управления (ВЦУ) на юге России.

Епископ Лубенский

В сентябре 1920 года на заседании ВЦУ в составе архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе), архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) и епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова) было принято решение о хиротонии архимандрита Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.

1 октября 1920 года был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию в кафедральном Александро-Невском соборе Симферополя возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий). Через сорок дней практически все духовенство, принимавшее участие в хиротонии, было вынуждено срочно покинуть Симферополь с последними частями Белой армии. 1/14 ноября 1920 года, на последнем покидающем Севастопольскую бухту комендантском пароходе «Херсонес», вместе с комендантом города генералом Стоговым, покинул Россию и епископ Серафим.

Эмиграция

Недолгое время владыка преподавал в высшей богословской школе Константинопольской Патриархии на острове Халки, а весной 1921 года прибыл в Болгарию и по просьбе русских эмигрантов, проживавших в Софии, Заграничным Церковным Управлением был назначен настоятелем храма во имя свт. Николая Мирликийского при бывшем русском посольстве. Учитывая большое число русских эмигрантов в Болгарии и существования нескольких церквей с русскими приходами, летом 1921 года было сформировано специальное Болгарское церковное благочиние, управляющим которого патриархом Тихоном был назначен епископ Серафим с титулом епископа Богучарского, викария Воронежской епархии.

В юрисдикции РПЦЗ

В ноябре 1921 года владыка представлял Болгарское благочиние на Русском Православном Архиерейском Заграничном Соборе, проходившем в Сремских Карловцах[6] в Сербии, на котором была разработаны принципы урегулирования церковной жизни русских верующих оказавшихся вне пределов родины. Епископ Серафим со своей паствой оказались в юрисдикции оформлявшейся Русской Православной Церкви Заграницей. Владыка, как и вся его русская эмигрантская паства, очень тяжело переживал свое вынужденное изгнание, трагедию России, крушение империи и династии. Ещё в 1926 году он продолжал служить молебны о словно живом государе.

Владыка рачительно заботился о своей пастве на чужбине и распространял свою заботу не только на русских эмигрантов, но и на болгар. Болгарская Православная Церковь находилась в состоянии изоляции от православного мира с 1872 года из-за наложенной на неё Константинопольским Патриархатом схизмы. Для изменения ситуации владыка обращался в высшие церковные инстанции с соответствующими докладами. От Русского Заграничного Церковного Синода получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. Во многом благодаря и его усилиям в феврале 1945 года специальным томосом Константинопольской Патриархии схизма была снята.

Архиепископ Серафим (Соболев)

В 1927 году, как и большинство других заграничных русских архиереев, владыка Серафим подписал «Окружное послание» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, осуждающее известную «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского).

Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 31 декабря 1929 года титул епископа Серафима по его просьбе был изменен с Лубянского на Богучарский[7].

В 1934 году был возведен в сан архиепископа митрополитом Антонием (Храповицким).

В 1935 году, после установления дипломатических отношений между Царством Болгария и Советским Союзом, Священный Синод Болгарской Православной Церкви передал в введение архиепископа Серафима Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила (ныне монастырь в Софийской епархии, основан в 11 веке). Синод поставил условие: принимать в монашеское братство обители вместе с русскими и болгар, с "целью иметь их как рассадник истинного монашества для болгарских монастырей"[8].

В начале Второй мировой войны, хотя в эмигрантской среде еще были распространены мнения о необходимости вооруженного изменения политической ситуации в России, владыка Серафим не благословил русских эмигрантов на вступление в воинские части, формировавшиеся тогда на территории Югославии против Советского Союза. Владыка не мог допустить и мысли о военных действиях против своих же соотечественников.

В 1943 году он резко разошелся с митрополитом Анастасием (Грибановским), отказавшись участвовать на Венском соборе, которым руководили власти Германии.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!