Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования



Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. 11. Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

 

 

5. Сущность методологии педагогики, формы и уровни методологического знания. Философские учения как методологическая основа педагогики.

Понятие «методология педагогической науки».

Любая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определённые исходные положения, дающие объективное истинное представление о феноменах, которые она изучает.

В роли таких положений выступают методологические знания.

Термин «методология» - греческого происхождения , и в буквальном переводе означает знание о способе (познавательной и практической деятельности), или - учение о правилах мышления (и в науке, и в практике).

Первым методологом, - по мнению КраевскогоВ.В. – методологическим Адамом, - очевидно был человек, который стал задавать себе вопросы: «Что я делаю такое? К чему это может привести?»

На первых порах некоторые черты методологии просматривались в геометрии, которая давала предписания как изучать окружающий мир.

Затем методологические подходы, отвечающие на вопрос –как изучать?- находим в работах философов древности (Платон, Аристотель и др.),- где с философских позиций даётся универсальная логическая система познания окружающего мира (правда, в зависимости от своих философских позиций –материализма или идеализма).

Далее, с развитием естествознания, ряд учёных (Галилей, Декарт и др.) утверждают, что в основе познания мира лежит опыт – эмпиризма.

Ряд других философов (Кант, Гегель и др.) рассматривают закономерности самого мышления, говоря *о восхождении от абстрактного к конкретному, *о противоречивости развития бытия и мышления и так далее.

Таким образом, задолго до появления научной категории «методология», ряд методологических основ, предписаний были заложены (сформулированы) в трудах философов прошлого при разработке философской теории познания (гносеологии) окружающего мира.

В основе диалектического метода познания реальной действительности лежат принципы: *связи теории и практики; *познаваемости реального мира; *детерминированности (взаимозависимости) всех явлений; *взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Философские знания об окружающем мире и его познании всегда выступают методологической основой любых научных исследований.

Сегодня понятие методологии педагогики разные авторы в разных учебниках определяют как :

- учение о принципах построения и способах научно-познавательной деятельности;

- совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании педагогической действительности;

- учение о методах научного исследования;

- учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, т.е. о педагогическом познании;

- систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение о самой этой системе;

- учение о методах научного познания педагогической действительности и её преобразовании;

- учение о применении диалектики к процессу образования;

- системное изложение теоретических идей (философских, психологических, педагогических), которые выступают как руководящие ведущие принципы в практической и научно-педагогической деятельности;

- концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях; (Кочетов А.И.)

- умение педагога рефлексировать в терминах педагогической науки (Краевский В.В.) – то есть отвечать на вопросы: каковы цели деятельности? , каков может быть конечный результат? , какие методы целесообразнее использовать для получения результата?- и т.д.

Все эти определения не противоречат друг другу, а лишь дополняют сущностное понимание такой сложной категории и одновременно – отрасли научного знания, как методология педагогики.

На основе вышеизложенного, выделим два основных аспекта понимания методологии педагогики :

1. Методология педагогики понимается как системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических и др.), которые выступают как руководящие, ведущие принципы в научной и практической педагогической деятельности.

 

Такое понимание МП имеется в виду, когда говорят о методологических основах отдельного исследования или позиции педагога.

2. Методология педагогики понимается как нормативное знание о способах организации научно-педагогического исследования, его программе, логике, основных характеристиках, методах исследования и определения качества исследовательской работы.

Таким образом, можно сказать, что Методология Педагогики есть научное учение о самой науке педагогике, закономерностях её развития, категориальном аппарате, основаниях и структуре педагогической теории, принципах подхода и способах добывания педагогических знаний.

Она направлена на совершенствование научной педагогической деятельности.

Методология педагогики выполняет ряд функций :

-познавательную – получение новых знаний об эффективности методов исследования, о тенденциях развития науки, о способах построения теорий и концепций и пр.

- критическую – выделение «белых пятен» в науке и предложение путей их устранения,

- рефлексивную – анализ собственного учения о научно-педагогическом исследовании и научно-педагогической деятельности.

2. Уровни методологии педагогики.

Выделяют 4 уровня методологии педагогики: *философский, *общенаучный, *конкретнонаучный, *технологический.

1. Философский уровень методологии педагогики.

На этом уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается педагогика. При этом методологические функции выполняет вся система философского знания. Этот уровень определяет также общие принципы познания и категориальный аппарат педагогики.

Основные философские направления, выбираемые исследователями:

А) Экзистенциализм (философия существования).

Основной тезис – «Человек есть то, что он сам из себя сделает». Основное понятие –«существование» (экзистенция), т.е. индивидуальное бытие человека. Считается, что в человеке изначально заложены способности – к познанию, к творчеству, к нравственному поведению. Но только от него самого зависит их развитие и реализация., а не от внешнего воздействия. Не внешние условия определяют характер жизни человека, а внутренняя духовная жизнь. И воспитание понимается как самовоспитание. Объектом познания является не внешний мир, а внутренний мир самого человека, проходящего через кризисные ситуации, в которых он сам делает выбор своего дальнейшего пути.

Ведущая роль в обучении отводится гуманитарным предметам, а в воспитании - развитию «человеческого в человеке» через самовоспитание, саморазвитие, самообразование, саморегуляцию и пр

Экзистенциальный подход предполагает обращение к изучению внутреннего мира человека, его ценностно-смысловой сферы, а также различных форм проявления его внутренне обусловленной активности (самовоспитание и пр.)

Этот подход лежит в основе пед.концепций, разрабатываемых в рамках гуманитарной образовательной парадигмы.

Б) Прагматизм. (греч. Прагма – опыт, дело).

Основной тезис – «Школа – инструмент жизни». Основное понятие – опыт, дело. Школа должна не столько давать знания, сколько готовить ребёнка к жизни в обществе. Отсюда – приоритет практических методов обучения, позволяющих ребёнку проявлять свою активность и получать знания через практическую деятельность. Ещё одна важная идея – идея уникальности каждого человека. Отсюда – задача всемерного развития способностей через всевозможные упражнения и практики.

Идея уникальности привела к возникновению учения педоцентризма (ребёнок , как солнце,- в центре образовательного процесса, и вокруг него «вращается» всё: педагоги, содержание и средства образования и пр.,- для развития его способностей и удовлетворения его интересов и потребностей.

Основоположник – Дж.Дьюи. Популярна в США и Зап.Европе.

В) Бихевиоризм (от англ.= поведение).

Основной тезис – «Улучшать человеческое поведение». Основное понятие - стимул-реакция. Поведение человека определяется внешними стимулами, которые заключены в окружающей человека социальной среде. Задача образования – приобщение человека к нормам общества через создание условий, стимулирующих «желательное» поведение, и закрепление его с помощью поощрений.

На первое место выходят не внутренние факторы становления человека, как в экзистенциализме, а создание внешних условий воспитания и обучения.

Идеи Б. лежат в основе некоторых теорий организации воспитывающей среды, программированного обучения и пр.

Г) Диалектический материализм.

Основной тезис –«Бытие определяет сознание». Основное понятие – формирование. Личность развивается в деятельности. Считается, что цели образования задаются извне – обществом и и государством, что всё в мире имеет причинно-следственную взаимообусловленность. Воспитание рассматривается как целенаправленное формирование заданных качеств. Всё находится в развитии и всё управляемо. Пример – советская педагогика, традиционные концепции образования, они – технологичны, связаны с организацией деятельности детей.

Д) Религиозная (идеалистическая) философия.

Основной тезис –«Воспитание –подготовка к вечной жизни». Основное понятие – духовность. В человеке есть духовное начало, через которое он связан с Богом. Духовная жизнь человека связана с поиском смысла жизни, своего места в мире и пр. Задача педагога – научить различать добро и зло, делать правильный выбор. Особое значение придаётся нравственному воспитанию. Считается, что становление человека определяется не материальными условиями его жизни, а внутренними закономерностями его духовного развития и действием невидимых сил добра и зла. Приоритет воспитания над обучением. Приоритет самовоспитания над воспитанием извне. Убеждение во врождённом характере основных человеческих качеств.

В целом, на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значение.

 

6. Основные категории педагогической науки: сущность и соотношение понятий.

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями.В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

Категории- наиболее общие понятия, отражающие сущность науки. Категории выполняют в науке методологическую роль, связывая научные знания в целостную систему.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории - воспитание, обучение, образование.

Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обучение и образование.
Воспитаниев широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности(целенаправленный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной жизни).
Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира (часто рассматривается тождественно понятию «воспитательная работа»).
Если воспитание в широком понимании включает процесс познания действительности и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

В современной науке под воспитанием как общественном явлении понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

· передает опыт, накопленный человечеством;

· вводит в мир культуры;

· стимулирует к самовоспитанию;

· помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход их сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

· овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

· работает над собой;

· обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношения к людям и самому себе.
Воспитание тесно связано с самовоспитанием. Категория «самовоспитание» отражает активную, целенаправленную деятельность человека, реализующуюся через саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств и свойств.
Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением.

Обучение-планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению ЗУН, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования.
Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений, навыков (преподавание и учение).

При этом учитель: преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; руководит процессом освоения знаний, умений, навыков; создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик: учится – овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно; пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить; проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельности и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, со стороны обучаемых- в качестве продуктов усвоения.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности.
Умения- готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки- компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер.

Образование - это

1. «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (Закон РФ «Об образовании»);

2. система, процесс и результат познавательной и практической деятельности, достигнутый уровень знаний, умений и навыков (Л.В. Мардахаев, В.И. Смирнов);

3. ценность и система, процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков в ходе обучения (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Е.С. Рапацевич);

4. уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов (В.А. Ситаров);

5. составная часть и одновременно продукт социализации (Б.М. Бим-Бад);

6. результат обучения, т.е. формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека; система накопленных человеком в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления; главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей (М.Н. Скаткин);

7. объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый (И.П. Подласый); образование как культура индивида: сколько культурных ценностей, столько и видов образования (С.И. Гессен).

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Образование выступает соответствующей ценностью для конкретного человека. Существенным сдвигом в общественном сознании является переориентация образования на новые базовые ценности: с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного качества – на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества.

Интересен подход к образованию как компоненте культуры человека. Культура и образование находятся в тесной связи друг с другом. Без передачи последующим поколениям образцов культуры, способов взаимодействия человека с окружающим миром, вряд ли можно представить человеческую жизнь. Образование выступает как интегрирующий элемент всех отраслей духовного производства: наука, искусство, литература, музыка, кино и т.д. Оно является, с одной стороны, средством трансляции культуры, а с другой, само способствует формированию новой культуры

Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, признание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 530; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!