СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ



Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки.

Система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5 —7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программу школ грамоты входило также церковное пение.

Помимо школ грамоты, существовали начальные учебные заведения, где изучали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.

Постепенно структура средних школ становилась более сложной. В них работали группы преподавателей. Направления деятельности этих школ санкционировались властями.

В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание.

Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Ряд из них создан был еще в античную эпоху (в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске). Каждое имело определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делали на изучение риторики, в Бейруте - права, Александрии - философии, филологии и медицины.

 

3. Я. А. Коменский о цели воспитания и сущности образования человека. Историческое значение педагогического учения Я.А. Коменского.

Целью воспитания считал подготовку человека к вечной жизни. Путь к вечной жизни лежит в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой.

Выделял три составные части воспитания: научное образование (умственное воспитание); нравственное воспитание (управление собой); религиозное воспитание (стремление к Богу).

Система образования, предложенная Я.А. Коменским

Возраст, лет Ступени образования Тип учебного заведения Содержание образования
1-6 Дошкольное воспитание Материнская школа Знакомство с явления­ми окружающего мира
6-12 Начальное образование Элементарная школа («школа родного языка») Родной язык, арифме­тика, элементы геомет­рии, географии, приро­доведения, Священное Писание
12-18 Среднее образование Латинская школа или гимназия Семь свободных искусств + история, гео­графия, естествознание
18-24 Высшее образование Академия Богословие, медицина, право

 

Заслугой Я.А. Коменского является теоретическое обоснова­ние классно-урочной системы.

Я.А. Коменский предложил производить прием в школу один раз в году, учебный год разделить на четверти и ввести каникулы, определил продолжительность учебного дня: 4 часа в начальной школе и 6 часов в средней.

Основная форма обучения — урок. Уроки проводятся по твердо­му расписанию. Я.А. Коменский дал указания, как планировать и вести урок: часть урока посвятить опросу, часть объяснению нового. Каждый урок должен иметь цель и определенную тему. Учи­тель ведет уроки и следит за порядком и дисциплиной.

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он не только обогатил педагогическую мысль новыми идеями, но и заложил фундамент развития педа­гогики на века вперед. Именно поэтому он считается отцом со­временной педагогики.

 

4. Педагогическая теория Дж. Локка. Сущность системы индивидуального воспитания.

По мысли Локка, душа человека — белая бумага, «без всяких знаков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием.

Педагогическая система Локка изложена в двух педагогиче­ских трактатах: «Некоторые мысли о воспитании» (1693) и<0 поль­зовании разумом» (1706). Локк предложил программу воспитания «джентльмена», «делового человека» буржуазного общества. Данная программа органически сочетает несколько аспектов: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспи­тание) и образование

Программа воспитания «джентльмена» по Дж. Локку

Содержание Цели воспитания Пути и средства воспитания
Физическое воспитание Укрепление здоровья ребенка Закалка, режим дня, культу­ра питания, занятия спортом
Нравственное воспитание Выработка представления о доб­родетели, воспитание характера, воли, дисциплинированности, ус­тойчивых положительных привы­чек Положительный пример, ок­ружающая среда
Умственное воспитание Развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук Практико-ориентированный характер обучения
Трудовое воспитание Освоение отдельных ремесел, необходимых для делового че­ловека, получение навыков для ведения хозяйственных дел Ручной труд, бухгалтерия, стенография, счетоводство и др.

 

Цель воспитания — воспитание предприимчивого буржуа, «умеющего вести свои дела толково и предусмотрительной.

Важная задача нравственного воспитания — выработка ха­рактера, развитие воли, нравственной дисциплинированности.

Главными воспитательными средствами являются не рассуж­дения, а положительный пример, среда, окружение ребенка. Особое место в нравственном воспитании Локк отводил формированию устойчивых нравственных привычек поведения. Воспитание привычек необходимо начинать с детства, не следует прививать несколько привычек одновременно.

Локк предлагает достаточно обширную программу обучения, делая акцент на дисциплины практической направленности: чте­ние, письмо, родной язык, французский язык, латынь, геогра­фия, геометрия, рисование, сельское хозяйство, астрономия, бухгалтерия, танцы, верховая езда и др. Он исходил из того, что существует множество отраслей знания, и человек не в состоя­нии овладеть всеми. Поэтому детям важно дать знания по осно­вам наук, чтобы впоследствии, когда придет время выбора, они были способны выбрать любую. Будущий джентльмен наряду со светским воспитанием должен освоить ремесла, особенно те, ко­торые связаны с ручным трудом на открытом воздухе.

 

5. Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо. Теория «свободного воспитания».

По убеждению Руссо, «необходимо воспитывать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого». Взгляд французского мыслителя на воспитание как об­щечеловеческое дело был, безусловно, прогрессивен, но в совре­менных ему условиях реализация этой идеи была неосуществи­ма.

Руссо критиковал современную ему систему воспитания, считая, что она не содействует развитию детей, а портит их. Вме­сто традиционной системы воспитания он предложил альтерна­тиву: воспитание ребенка на лоне природы вдали от общества, от культуры с ее искусственностью.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 698; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!