Интересные исторические факты о налогах



 

1. Представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений.

Одной из первичных форм налогообложения выступает дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу "война питает войну". На будущее время население поверженной страны обязывается выплачивать содержание победителям. Иными словами, первый прообраз налогов - налог на побежденных.

В мирное время на самых ранних ступенях государственной организации общества система налогообложения воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества.

В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались в качестве арендной платы за пользованием землей, принадлежащей главе государства.

2. В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия "налог" и "дар" выступали почти синонимом и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.

В дальнейшем налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству. До сих пор в немецком языке по-прежнему название налога - steuer означает поддержку, лепту.

Однако в XVIII в. сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т.е. долг, обязанность, во французском - impot, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.

3. Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово "подать". Впервые же в отечественной экономической литературе термин "налог" употребил в 1765 г. известный русский историк А. Поленов (1738-1816 г.г.) в своей работе "О крепостном состоянии крестьян в России". А с XIX в. термин "налог" стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

4. Первая в мире ставка налога на доход составила 10%. Об этом мы можем судить по Пятикнижию Моисея, где сказано: "... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу".

5. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н.э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.

6. Во 2-3 веках в Китае все налогоплательщики подразделялись на пять категорий. Новорожденный назывался хуан (молокосос), с 4 лет он был уже сяо (малыш), после 16 - чжун (средний), с 21 года - дин (тягловый) и после 60 лет - лао (старик). В разное время возрастное деление слегка менялось.

7. Лициний, римский наместник в Древней Галлии, разделил год на 14 месяцев, чтобы чаще собирать налоги.

8. Общеизвестно, что основной функцией налогообложения является фискальная - наполнение государственной казны. Фиском (от латинского "fiscus", букв. - корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в введении чиновников и пополняемая доходами с императорских провинций. С 4 в. н.э. фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда обозначение термином "фиск" государственной казны).

9. Многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Древний Рим (IV в. до н.э.- VI н.э.) Российская Федерация 1992-1997 г.г.
дорожная пошлина налог на пользователей автодорог
налог на наследство налог на имущество, переходящее в порядке наследования
налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло акцизы на отдельные виды товаров
пошлины ввозные и вывозные таможенные пошлины
сбор на воздвижение статуй налог на рекламу
квартирный налог налог на имущество
налог на содержание стражников налог на милицию
сбор на содержание бань налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
сборы с банщиков, работорговцев, проституток лицензионные сборы за право осуществления вида деятельности

10. Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминает видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

11. В древней Иудее налоги собирали мытари. Это были очень богатые люди. Право на сбор податей они покупали у казны, а затем это право передавали вторым лицам, те – третьим и т.д. Получалось так, что налоги собирали подчас очень хитрые и жестокие люди. Естественно, что при сборе налогов возникали разные несправедливости, насилия и обманы. У иудеев выработался стойкий взгляд на мытарей как на самых последних грешников. Слова "грешник", "язычник" и "мытарь" были почти синонимами. Мытарям даже запрещалось участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Зная об этой атмосфере общего презрения к мытарям, интересно вчитываться в некоторые места текстов Нового Завета. Открывается Новый Завет Евангелием от Матфея, одного из учеников Христа. И тут уже удивление. Кем был апостол Матфей? Мытарем! Он сам упоминает о своем прежнем занятии, называя себя "Матфеем мытарем" (Евангелие от Матфея, X, 3). Левий Матфей сидел на одном из мест сбора пошлин, когда Господь призвал его "Следуй за мной". И Матфей тут же, бросив все дела, встал и последовал за Господом. А потом, "собрав множество мытарей, сделал для Него в доме своем большое угощение". Когда стали упрекать Иисуса в том, что тот "ест и пьет" с грешниками, Он ответил: "... Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Евангелие от Луки, V, 27-32). Видно, что ни к кому у Господа нет презрения, и ко всем есть Любовь.

12. Подступились к Иисусу неугомонные фарисеи. Они решили задать Иисусу трудный вопрос. Вдруг Он ответит так, что Его можно будет обвинить в ереси? Долго обдумывали они свою хитрость и, наконец, спросили: "Известно, что Ты - человек справедливый, никого не боишься, и всегда говоришь правду. Вот и сейчас скажи, надо ли нам, иудеям, платить подать Кесарю (так называли римского императора-язычника)? А может быть, грешно это?"

Иисус разгадал их лукавство и попросил показать ему монету, которой платили подать. Ему показали динарий. На монете был изображен Кесарь.

"Чье это изображение на монете?" - спросил Иисус Христос фарисеев.

"Кесарево", - ответили они.

"Так вот и платите Кесарю Кесарево, а Богу отдайте Богово - душу свою. Слушайте и почитайте царя, и Бога не забывайте, исполняйте его заповеди. Одно другому не мешает". Reddite guae sunt Caesaris, Caesari: et guae sunt Dei, Deo. (Лат.) - "Воздайте кесарево кесарю, а божие богу". (Евангелие от Матфея, XXII, 21)

13. Многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: "Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши...".

Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775-1783 г.г.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 г.), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого "Бостонского чаепития" (1773 г.), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 г. группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

14. В средние века в основном для духовенства и дворянства был создан институт налогового иммунитета, который сохранился и до наших дней. Современное международное право и специальные межгосударственные соглашения предусматривают налоговый иммунитет дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним учреждений и организаций. Большинство государств на основе взаимности предоставляют налоговый иммунитет служащим дипломатических и консульских учреждений, а также членам их семей, которые не являются гражданами этих стран. Налоговый иммунитет может быть предоставлен в соответствии с национальным налоговым законодательством: в Великобритании, например, налоговым иммунитетом пользуются члены королевской семьи, Британский музей, благотворительные и иные организации.

15. Первый англичанин, который отважился сказать королю "нет" - Святой Хью (1140 - 1200) из Линкольна (Англия). Он отказался платить налоги Ричарду Львиное Сердце и тем самым завоевал себе место в истории.

16. Учет налогов в одном из старейших королевств мира - Швеции ведется с XVI века, со времен викингов. И все сведения о налогоплательщиках той поры сохранились в архивах до сегодняшнего дня.

17. Прусский король Вильгельм Фридрих I, введя налог на ношение париков, поощрял "блицпроверки": контролеры вторгались в дома и срывали с господских голов парики, чтобы проверить наличие марки об уплате.

18. Регент наложил на одну французскую провинцию усиленные налоги. Депутат национального собрания от этой провинции чрезвычайно упорно отстаивал интересы своих сограждан, даже угрожал регенту, если тот не отменит своего решения. Регент с интересом спросил, какими же силами и средствами располагает провинция, чтобы сопротивляться принятому решению. Депутат гордо ответил: "Повиноваться и ненавидеть!"

19. Когда первый Министр Франции кардинал Мазарини выдумывал новый закон, парижане в ответ сочиняли новые байки, анекдоты и песенки. Мазарини обычно спрашивал своих сборщиков налогов, что говорят о новом налоге. Ему отвечали: "Поют злейшие песни про вашу милость". Мазарини усмехался и говорил: "Поют, значит будут платить!"

20. Петр I, видя помеху в проводимых им реформах, развернул борьбу с русским бытовым укладом: прежде всего, с традицией носить длиннополую одежду (кафтаны) и длинные бороды. При Петре I был введен "Бородовой знак", который представлял из себя металлический жетон, выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду. На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне - "Деньги взяты", на другой - "Борода - лишняя тягота". Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться. Дворяне платили за бороду 60 рублей, Первостатейные купцы - 100 рублей. Рядовые торговцы - 60 рублей. Горожане - 30 рублей. Крестьяне 2 деньги (1 копейка) при въезде в город и выезде из города.

21. Россия всегда "славилась своими дорогами". Однако, еще Петром I в 1705 году было принято решение привести в порядок московские улицы. Деревянные мостовые заменялись каменными плитами в Кремле и Китай-городе, а остальная Москва мостилась мелким камнем. На все государство была наложена особая повинность: с дворцовых, архиерейских, монастырских земель и вотчин служилых людей взимался камень (количество камня зависело от количества крестьянских дворов). С первого десятка дворов брали один камень размером с аршин (71,12 см.), со второго - по два камня по поларшина, а с третьего - аршинный кубик мелкого камня размером не меньше гусиного яйца.

Не избежало этой повинности купечество и крестьяне (последние, приезжая в Москву для торгов, должны были привозить с собой по три камня с гусиное яйцо и песок). "С мира по камню - Москве мостовая".

22. Петр I, ведя непрерывные войны и проводя многочисленные реформы, нуждался в деньгах. Меры по усилению доходов начали проводиться еще в конце XVII века. Увеличивались налоги с бань, с лавок и т.д. Переписывали домашние бани: с боярских бань брался налог 3 рубля, с дворянских - 1 рубль, с крестьянских - 15 копеек. Придумывали новые налоги при Петре I специальные люди - "прибыльщики". С 1704 года были введены новые налоги: со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный и т.д. В Башкирии "прибыльщики" взимали налоги и за глаза (за карие - 2 алтына или 6 копеек, за серые - 8 денег или 4 копейки).

В конце своего царствования Петр I задумался - не перебрал ли он с налогами. И от количества перешел к качеству. Много мелких сборов он отменил, но в замен "дабы государство не оскудело" ввел подушную подать. С помещичьих крестьян брали 80 копеек с души в год, с посадских людей - 40 копеек. Интересно, что новую подать брали и с младенцев, и со столетних стариков.

23. Самый ужасный налог в истории взимался в течение 21 года Ранджитом Сингхом, завоевателем Пешавара (Пакистан). Он состоял из сотни отрезанных человеческих голов в год.

24. В разные времена была популярна идея установления единого налога (flat tax - плоский налог). Единый налог - это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.

Одним из наиболее ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Так, физиократы - сторонники сельскохозяйственной системы развития общества - считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог на земельную ренту, как на единственный источник доходов. Следовательно, платить этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея "всеобщности земли". Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства происходят от земли. А поскольку в действительности земля принадлежит конкретным людям, то они как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839-1897 г.г.), выдвигая идею "единого земельного налога", рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и "социального мира".

25. В Германии в 1800 году можно было заказать фамильную печать с бюстом императора Франциска II в качестве рукоятки - но за это взимался дополнительный налог - около $10 в год.

26. Странный налог придумали в XVIII веке в Вюртемберге - на воробьев. Когда их разводилось чересчур много, с хозяина каждого дома стали требовать уничтожить дюжину этих птиц, за что он получал 6 крейцеров. Нерадивый платил в казну 12 крейцеров, но ему проще было купить нужное количество дохлых воробьев у подпольного торговца, который доставал их на городской свалке.

27. Город Месилла в штате Нью-Мексико с 1848 по 1853 год переходил от одной страны к другой по 5 раз на неделе. Река Рио-Гранде, являющаяся естественной границей между США и Мексикой, так часто меняла свое русло, что жителям Месиллы приходилось платить налоги обоим государствам.

28. В Германии в начале XX века был введен налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется по сей день, как историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько миллионов марок.

29. Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1922 года предусматривал наказания за преступления против порядка налогообложения. Так, например, ст.83 предусматривала уголовную ответственность за агитацию и пропаганду, заключающую призыв к совершению налоговых преступлений, ст.84 - за изготовление, хранение с целью распространения и за распространение литературных произведений, призывающих к совершению налоговых преступлений.

30. 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н. Хрущева "это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству, содействует росту населения страны". Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.

31. В Мексике с 1957 года действует интересная схема уплаты налогов с лиц, которые занимаются художественным творчеством. Они имеют право уплачивать свои налоги в натуральной форме. Законодательство страны позволяет использовать для уплаты налогов созданные налогоплательщиком скульптуры, живопись, другие произведения искусства. Стоимость каждого представленного в счет уплаты налога произведения оценивается специальной экспертной комиссией. Лучшие работы выставляются в музеях и галереях столицы Мексики.

32. Власти бельгийской столицы ввели ежегодный налог на витрины, за которыми красуются, ожидая клиентов, проститутки в квартале "красных фонарей". Налог "на секс" принесет бюджету 4 миллиона франков, что позволит содержать дополнительные патрули в этом квартале. Труженицы секса заявили, что обжалуют решение в суде. Но обращение в суд будет носить скорее демонстративный характер. Акция затеяна в основном для того, чтобы обратить внимание общественности на прорехи в законодательстве о проституции, из-за которых "ночные бабочки" нередко становятся жертвами полицейского произвола.

33. В Венеции найден дополнительный источник пополнения городского бюджета. С 1999 года приезжим туристам за каждое посещение общественного туалета приходится платить сбор в размере 1 тыс. итальянских лир. Венецианец за вход в уборную платит в два раза меньше, если, конечно, он предусмотрительно заранее приобрел пропуск. Пропуск можно приобрести и на три года вперед, тогда удовольствие посещать общественные уборные в течение трех лет обойдется всего в 6 тыс. итальянских лир. Учитывая, что Венецию ежегодно посещает 10 млн. гостей, дополнительный источник дохода оказался существенным.

34. Уплата налогов за рубежом иногда приобретает комичный оттенок. Так, во Франции один удачливый игрок на игральных автоматах, из-за несвоевременной уплаты налогов со своих выигрышей задолжал бюджету более 3,7 млн. франков. Подчиняясь требованиям налоговых органов, удачливый игрок в один из дней прибыл в налоговое ведомство во главе колонны из трех бронированных грузовиков, доверху нагруженных сумками с однофранковыми монетами. Чиновники приняли груз - 920 сумок общим весом в 22 тонны, 3.730.606 монет - с понимающей улыбкой.

35. В США существует налог с чаевых. Чаевыми считают сумму, которую клиент передает обслуживающему работнику в качестве благодарности за оказанные ему услуги. Суммы чаевых в США достаточно высоки, например, в парикмахерских Лас-Вегаса они составляют до 22% от суммы выручки (в среднем в сфере обслуживания суммы чаевых от суммы выручки составляют от 7,5%). В соответствии с законодательством США, получаемые налогоплательщиком чаевые, подлежат декларированию, включаются в доход и облагаются налогами. Работодатель обязан удерживать у работника налог с чаевых - подоходный налог и взносы в фонды страхования. Чаевые учитываются и при уплате взносов в федеральный фонд пособий по безработице. Выбор методики расчета, наиболее адекватно отражающей доходы налогоплательщика с чаевых (и соответственно налога), остается за налоговыми органами. Разумеется, налогоплательщики время от времени оспаривают эти методики расчетов. Но американские суды, как правило, принимают сторону налогового ведомства, слегка корректируя методики расчетов.

36. Экзотические виды налогов рождаются и в наше время: правящая партия Гвинеи ввела в своей стране налог "на мир", оценив каждый год без войны в сумму, эквивалентную 700 бельгийским франкам, изымаемую из кошельков граждан Гвинейской Республики.

37. Ко всем имеющимся налогам в Армении введен еще один налог - на ... пыль. "Обсудив вопрос об удалении санитарно-очистительными организациями излишков пыли во дворах, министерство экономики постановило: население должно оплачивать расходы по удалению пыли из расчета 1.91 драма за 1 квадратный метр", - гласит официальное обращение. По этому поводу армянские газеты цитируют высказывание одного из персонажей сказки "Чипполино" Принца Лимона: "С тех пор как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать!"

38. Современным налоговым системам некоторых стран известен так называемый "необязательный" налог - церковный, установленный не актами государственной власти, а религиозными нормами, обеспечиваемыми моральным авторитетом соответствующей конфессии. В мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит - Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан и др., религиозные налоговые нормы санкционированы государством и становятся общегосударственными. В частности такие платежи как исламские налоги (закят, закят альф фитр, ушр), взимаются в соответствии с Кораном, направляются на обеспечение мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным, ведение религиозных войн и т.д. Например, закят - налог в пользу малоимущих мусульман, как бы "очищает" пользование богатством, с которого он уплачен.

Однако такая практика не является общепринятой, так как, например, в Исландии церковные налоги распространены даже на атеистов, которые уплачивают их в один из стипендиальных фондов Исландского университета.

39. В Австрии горнолыжники обязаны при каждом спуске с горы платить специальный "гипсовый налог", средства которого передаются австрийским клиникам. По самым скромным подсчетам в Австрийских Альпах ежегодно около 150 тыс. лыжников получают травмы, а на лечение тратится примерно один миллиард шиллингов в год.


Приложение 5


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!