Раздел II. Государство и право в эпоху средневековья



Тема 5. Византийская империя

План

1. История создания Эклоги, ее общая характеристика.

2. Правовое положение физических лиц. Институты брачно-семейного права.

3. Вещное и обязательственное право.

4. Преступления и наказания.

5. Основные черты судебного процесса.  

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с рассмотрения исторической обстановки, в которой была принята Эклога, а также мотивов, которыми руководствовался законодатель при ее создании. Для этого, прежде всего, необходимо подробно проанализировать обширный Пролог, открывающий документ и представляющий собой своеобразную программу широкомасштабной правовой реформы, итогом которой и стало принятие Эклоги.

VIII-IX вв. были ознаменованы правлением в Византии императоров исаврийской династии – сторонников сильной, деспотической центральной власти и единой государственной идеологии. Это привело к жестокому подавлению различных еретических движений и ослаблению позиций монастырей.

Не менее важными для создания Эклоги были причины правового характера. Положения Кодекса, Институций, Дигест и Новелл Юстиниана требовали серьезной переработки, сокращения и упрощения, приспособления их к изменившейся социально-политической обстановке. Невозможность использования систематизации Юстиниана в первоначальном виде объяснялась и тем, что она была составлена на латыни, в то время как официальным языком в Византии уже в VII-VIII вв. становился греческий язык.

Одним из факторов, приведших к принятию Эклоги, стала необходимость совершенствования правосудия в Византии, создание безвозмездного суда, чтобы тем самым несколько уменьшить взяточничество судебных чиновников (квестора, антиграфевсов и др.).

Наконец, по мысли законодателя, в Эклоге последовательно должен был быть проведен в жизнь принцип равенства всех перед судом, независимо от имущественного состояния, в духе христианского человеколюбия и справедливости. В тоже время изучение конкретных статей Эклоги позволяет сделать вывод о том, что законодателю это удалось сделать отчасти.

После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо перейти к технико-юридическому анализу документа: показать особенности его структуры, обозначить круг регулируемых в нем отношений и др.

Завершая ответ на первый вопрос, следует сказать несколько слов р судьбе Эклоги, о ее влиянии на развитие как собственно византийского права, так и права других государств. как известно, Эклога имела важные приложения в виде Земледельческого, Военного, Морского и Моисеева законов. Необходимо дать краткую характеристику каждого из них. Особенно интересен Земледельческий устав, регулирующий отношения внутри крестьянской общины.

При ответе на второй вопрос, а именно при рассмотрении правового статуса отдельных физических лиц необходимо отметить (на основе ряда положений Эклоги) его качественные изменения по сравнению с правом древнего Рима. С одной стороны, под влиянием христианства существенно изменился институт рабовладения, произошла его «гуманизация». Так, в VIII титуле Эклоги содержится перечень способов освобождения рабов на волю, который значительно шире, чем в Дигестах Юстининана; при назначении наказания за преступление, согласно титулу XVII, степень ответственности, как правило, не зависела от социального статуса преступника и потерпевшего; и пр.

С другой стороны, характерна большая дифференциация внутри свободного населения, о чем свидетельствует содержание XIV титула «О свидетелях».

Значительное число статей Эклоги посвящено вопросам брачно-семейного права. И это не случайно. Христианство, ставшее государственной религией с 337г., принесло с собой качественно новое понимание брака как союза нерасторжимого и освященного Богом. 

Несмотря на то что постановления Церковных соборов, касающиеся брачно-семейных отношений, обрели силу закона уже в Новеллах Юстиниана, именно в Эклоги христианский брак впервые получает подробную правовую регламентацию.

Нормы брачно-семейного права открывают документ, они содержатся в I-III титулах Эклоги.

Нововведением Эклоги стало закрепление в ней института обручения, представляющего собой формальный двусторонний договор между семьями жениха и невесты. Этому институту специально посвящен I титул. Курсанту следует рассмотреть условия действительности, порядок заключения данного договора и, главное, правовые последствия расторжения.

Эклога закрепляет различные способы заключения брака. Как правило, брак заключался в письменной форме при свидетелях, о чем свидетельствует ст. 1, 4 титула II. Несмотря на то, что Эклога запрещает различные формы половой распущенности (титул XVII, ст. 19-23), она предусматривает возможность возникновения правовых последствий и при фактическом браке. В этом состоит существенное отличие брачно-семейного права по Эклоге от более позднего византийского права, допускающего брак лишь с благословения Церкви. (Правда, и в самой Эклоге подобный фактический брак, очень похожий на конкубинат по римскому праву, рассматривается скорее как исключение из правил, нежели норма, на что прямо указывает ст. 9 титула II).

Курсанты и студенты должны перечислить основные условия действительности брака: достижение брачного возраста, отсутствие кровного родства и др., сравнив при этом положения титула II Эклоги с соответствующими предписаниями римского права.

Эклога рассматривает брак отчасти и как договор, поэтому здесь подробно регламентируются имущественные отношения между супругами. При этом главное внимание законодателя уделяется институтам приданного и предбрачного дара (титул II, ст. 4-8, 11). (Ученые полагают, что в этом также проявилось влияние права восточных провинций государства).

Особенностью брачно-семейного права в Эклоге является резкое ограничение оснований к разводу, хотя в целом она допускает развод – несмотря на то что, с точки зрения христианства, брак нерасторжим («кого Бог соединил, человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, 19:6). Курсанту надлежит не только перечислить все те случаи, при которых возможно расторжение брака как по инициативе мужа, так и по инициативе жены, содержащиеся в ст. 14-15 титула II Эклоги, но и сравнить их с соответствующими положениями римского права.

Положений, касающихся регулирования вещных и обязательственных отношений в Эклоге, в отличие от законодательства Юстиниана, немного. В целом Эклога стоит на позициях постклассического римского права. Это отразилось на ее нормах о договорах купли-продажи, займа, личного и имущественного найма, товарищества, хранения, дарения и др. Определенный отход от законодательства Юстиниана проявился прежде всего в более формализованном порядке заключения договоров, преобладании письменной формы (хотя она и не являлась обязательной). Необходимо рассмотреть эти основные виды договоров, содержащиеся в титулах IX-XI и XIII, сравнив их с соответствующими статьями Институций Гая и Дигест Юстиниана.

Свое дальнейшее развитие в Эклоге находит такой специфический институт греческого и постклассического вещного права, как эмфитевзис. В Эклоге встречается как «ограниченный», так и «вечный» эмфитевзис. Необходимо определить особенности юридической конструкции этого института, используя при этом положения XII титула Эклоги и III титула кн. 6 Дигест Юстиниана.

При ответе на четвертый вопрос, посвященный преступлениям и наказаниям, необходимо рассмотреть XVII титул Эклоги. Это один из наиболее ярких ее разделов, отражающий основные тенденции развития уголовного права в Византии. Недаром именно XVII титул Эклоги был использован при составлении Закона Судного людем.

Отличительной чертой византийского уголовного права является жестокость наказаний. Значительный круг преступлений в Эклоге предусматривает смертную казнь, ее квалифицированные виды, или членовредительские наказания. Это объясняется, с одной стороны, сложной внутриполитической обстановкой в Византии в VIII в., связанной с борьбой императоров-иконоборцев Льва III и Константина V за усиление своей власти. С другой стороны, формирование системы членовредительских наказаний в уголовном праве Византии во многом происходило под влиянием обычного права восточных провинций государства.

Стремление законодателя следовать христианской морали, для которой нет различия «между рабом и свободным, варваром и эллином», проявилось в определенном «демократизме» норм Эклоги: в большинстве случаев нет прямой зависимости назначения наказания от сословного статуса преступника. И все же нельзя не заметить, что этот принцип проводится не всегда последовательно. для этого достаточно проанализировать ст.11, 12, 22, 29, 49 титула XVII документа.

Несмотря на высокий уровень юридической техники, для Эклоги характерно отсутствие абстрактных определений, в том числе общего понятия преступного деяния, а также четких границ между преступлением и деликтом (ст. 7-9). Нормы XVII титула в основной своей массе носят казуистический характер.

В то же время, рассматривая положения Эклоги о преступлениях и наказаниях, можно выявить отдельные институты так называемой «Общей части». Так, в Эклоге различают умысел и неосторожность. Среди обстоятельств, смягчающих ответственность, выделяется возраст преступника, однократность совершения преступления. Эклоге известен и институт соучастия и др. Принципы общей части уголовного права содержатся главным образом в ст. 11, 24, 38, 41, 45, 48.

Говоря о классификации преступлений, следует отметить, что на первом месте в Эклоге стоят преступления против религии и Церкви, что также объясняется влиянием христианства. Круг их довольно обширен; о них говорится, в частности, в ст. 2, 6, 15, 13, 25, 26, 42-44. К наиболее тяжким преступлениям против религии относятся колдовство и знахарство, а также ересь (ст. 52). Примечательно, что отречение от христианской веры военнопленных не образует состава преступления по светскому праву: вопрос об ответственности в данном случае должен был решать суд Церкви (суд епископа), поскольку считалось, что лишь он в состоянии определить психологическое и духовное состояние лица, совершившего подобное деяние. При назначении наказания за преступления против веры нередко применяется принцип символического талиона. Это также отличает Эклогу от законодательства Юстиниана и указывает на определенное влияние восточного права.

В тесной связи с религиозными преступлениями в Эклоге находятся государственные преступления. Византийский император воспринимался не только как правитель – политический лидер, но и как помазанник Божий, как наместник Бога на земле. Поэтому всякое покушение на него однознгачно рассматривалось и как религиозное преступление (ст. 3). Необходимо назвать и другие виды государственных преступлений, обозначив установленные на них наказания.

В Эклоге рассматривается целый ряд преступлений против личности. Этой категории преступных деяний посвящены ст. 42, 42-51 титула XVII Эклоги.

В духе христианских заповедей значительную группу в Эклоге образуют преступления против семьи и нравственности. К ним относятся не только так называемые содомские грехи: скотоложество (зоофилия), мужеложество (гомосексуализм), но и кровосмесительство, прелюбодеяние, двоеженство, изнасилование девушки и др. Эти преступления как наиболее дерзкое попрание христианской морали карались, как правило, смертной казнью или членовредительскими наказаниями.

При ответе на вопрос номер пять необходимо особое внимание уделить развитию судебного процесса в Византии. Несмотря на то, что здесь получает свое дальнейшее развитие характерный для постклассического римского права экстраординарный процесс, в Эклоге фиксируются определенные черты нового – либеллярного – судебного процесса.

Большая роль в либеллярном процессе принадлежала деятельности судебного персонала – номиков, табулляриев и др., которые занимались оформлением судебной документации. В письменную форму облекался не только приговор (sententia), но и прошение истца (libellus conventionis), а также возражения ответчика (libellus contradictionis). (Отсюда происходит и само название процесса – либеллярный). При рассмотрении дела судьи также отдавали предпочтение письменным доказательствам.

В Эклоге отсутствует специальный раздел, посвященный организации суда и судебного процесса: процессуальные положения разбросаны по тексту. При ответе на данный вопрос нужно прежде всего проанализировать Пролог, где говорится о необходимости совершенствования судебной системы. Значительного внимания заслуживает также титул XIV «О свидетелях, достойных доверия и о неприемлемых». Отдельные процессуальные положения встречаются в титулах V (ст. 8), XVII (ст. 3) и др.

Содержащиеся в Эклоге нормы процессуального права целесообразно сравнить с соответствующими ст. 2 и 3 книг Дигест Юстиниана.

 

Литература:

 

Бердникова С.А. Из истории государства и права Византии IV-VIII веков: учеб. пособие / С.А. Бердникова – Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т, 2000.

Гийу Андре. Византийская цивилизация / Андре Гийу – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды. / Е.Э. Липшиц - Л.: Наука, 1991.

Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник / О.А. Омельченко. – М.: 2001.

Рубаник В.Е. Византия и запад в славной традиции правового регулирования отношений. / В.Е. Рубаник // Государство и право - 2005 - № 2.

Статут Виковаро (Правовой документ Римской провинции 1273 г.) // Вестник Моск. ун-та. Сер.8. История. - 1992.- № 6.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!