Церковная собственность, распоряжение церковным имуществом по ныне действующему Уставу РПЦ.



● Имущественные права Церкви ●Церковьне может не располагать имуществом, но юридический характер ее отношения к этому имуществу определяется внешним церковным правом, он зависит от статуса Церкви в государстве. ● В первые 3 века в Римской империи христианские общины были отнесены к разряду запрещенных союзов «collegia illicita», и всякое очередное гонение на христиан начиналось, как правило, с разграбления церковного имущества. После принятия Миланского эдиктаЦерковьполучила право приобретать в собственность имущество по завещанию, в дар, через покупку.

● Ныне храмы и часть богослужебной утвари, которой пользуются верующие люди, находятся в собственности государства, храмы арендуются общинами православных христиан (т.н. двадцатками), которые несут материальную ответственность за сохранность выданного им имущества. Часть богослужебной утвари, денежные средства, предметы хозяйственного назначения находятся в распоряжении церковной общины по праву собственности. По тому же праву двадцатки могут иметь и храмы, если эти храмы построены на средства прихожан. Новый российскийзакон о свободе совести предоставил церковным общинам и учреждениям права юридического лица.

● В канонах нет ответа на вопрос о том, кому в Церкви принадлежит право собственности на имущество, используемое в религиозных целях. ● В Византии и на Руси, были чрезвычайно распространены идеио Боге и о нищих – как собственниках церковных достояний.

● Объектыцерковного имущества: 1) вещи священные; 2) вещи церковные. ● Вещи священные – все предметы, специально предназначенные для совершения богослужения.Подразделяют на священные в собственном смысле слова и освященные. Вещь становится священной чрез ее освящение или чрез самый характер ее употребления (движимостьи недвижимость). Храмы, церкви; священные сосуды (потир, дискос, лжица, копие, дарохранительница); все напрестольные вещи (антиминс, Евангелие, Кресты напрестольные, мощи, образа, покровы священных сосудов, одежды на престоле и жертвеннике). Освященные вещи: молитвенные дома, часовни, кладбища; купели, ковши, кропила, кадильницы, паникадила, лампады, подсвечники, поставленные на них свечи, богослужебные книги, колокола. Согласно канонам, священные предметы не могут быть обращены на обыкновенное употребление.● Вещи церковные –всякое имущество, служащее церковным целям. ● Обыкновенное церковное имущество– вся недвижимость, движимость и все деньги, предназначенные на содержание церквей, духовенства и для удовлетворения общецерковных нужд (например, на содержание духовных школ).

Содержание духовенства ●Исторически – платы за требоисправление, доходы от земельных владений,штатное жалование из гос. казны (из руги городским ружным церквам). ● Ныне духовенство содержится исключительно на добровольные пожертвования православного народа, которые поступают в форме платы за требы, тарелочного сбора, доходов от продажи свечей. Из этих средств, в зависимости от размеров общих доходов прихода, духовным лицам назначаются твердые оклады.

Распоряжение церковным имуществом● В РПЦ в синодальную эпоху Святейший Синод управлял хозяйственными делами через хозяйственное управление, архиерей – через эконома, настоятели монастырей – через эконома. В приходских церквях распоряжение имуществом возлагалось на причт и старосту как представителя мирян. ● В настоящее время в РПЦ существует Хозяйственное управление при Синоде;● В монастырях, духовных школах и других церковных институтах – имеются должностные лица, в компетенцию которых входит управление имуществом. ● Приходское имущество находится в распоряжении приходских советов, избираемых приходскими собраниями. Но употребление ризничных предметов при богослужении зависит от усмотрения причта.

Церковный суд, инстанции церковно-судебной власти в РПЦ в современный период.

Церковный суд в: 1) Древней Церкви; 2) Византии; 3) Древней Руси;
4) Синодальную эпоху; 5) Новейший период истории РПЦ.

Церковный суд в наше время● Духовенство –по уголовным и гражданским делам – подлежит подсудности судам светским. ● В компетенцию духовного суда не входит рассмотрение каких бы то ни было гражданских дел мирян (тем более не обременены они делами уголовными). ● Юрисдикция церковной судебной власти:
1) преступления клириков против их служебных обязанностей по самому их характеру (хотя такие преступления сами по себе не считаются преступлениями с точки зрения гражданского законодательства); 2) уголовные преступления клириков, подсудные судам светским, могут быть поводом и для привлечения виновных к церковному суду;
3) разбирательство духовной стороны тех гражданских дел, которые, хотя в гражданско-правовом отношении и получают разрешение в судах светских, тем не менее для сознательного члена Церкви не могут быть разрешены без санкции церковной власти (Пример – бракоразводные дела);хотя, естественно, решения по таким делам церковной власти не имеют гражданско-правовых последствий. ● Вся область церковной покаянной дисциплины (тайная исповедь;тайно назначаемая епитимия) – по своей природе всегда была предметом компетенции духовной власти (епископов и уполномоченных ими на духовничество пресвитеров).

Церковно-судебные инстанцииВся полнота судебной власти в епархии, по канонам, сосредоточивается в лице епархиального архиерея. ● На постановления епископского суда Каноны допускают апелляции к Собору митрополичьего округа (который еще является и первой инстанцией для суда по жалобам клириков и мирян на своего епископа или по жалобе одного епископа на другого). ● На решения митрополичьего собора апелляции могут подаваться собору всей поместной Церкви.

● РусскаяЦерковьс самого начала своего бытия и поныне имеет только 2 инстанции судебной власти:1) епархиального архиерея; 2) высшую церковную власть (после 1917г. – Поместный и Архиерейский Соборы, а также Священный Синод во главе с Патриархом).

● Церковный суд первой инстанции – епархиальный совет. (Устав РПЦ).

Священный Синод судит: 1) в первой инстанции разногласия между двумя или более архиереями, канонические проступки архиереев, 2) в первой и последней инстанции дела против клириков и мирян – ответственных сотрудников синодальных учреждений – за нарушение ими церковных правил и служебных обязанностей, 3) в последней инстанции канонические проступки священников и диаконов, которые наказаны судами низшей инстанции пожизненным запрещением, лишением сана или отлучением от Церкви, 4) канонические проступки мирян, пожизненно отлученных за эти проступки от Церкви судами низших инстанций, 5) все дела, переданные епархиальными судами.

Суд Архиерейского Собора: 1) во второй инстанции рассматривает разногласия между архиереями и все судебные дела, переданные Собору Священным Синодом;2)в первой инстанции правомочен рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.

Суд Поместного Собора: 1) во второй инстанциирассматривает обвинения Патриарха; 2) во второй и последней инстанции судит все вообще дела, переданные ему Архиерейским Собором для окончательного решения.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 550; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!