Философия как основание юридической науки.



Современная философия - развитая система знаний, частями которой выступают онтология, гносеология, логика, философия природы, социальная философия, философия истории, этика, эстетика, философия науки и др.

Не все составляющие философии выступают в качестве основания правовой науки.

Наиболее широкое применение в познании государства и права находят:

· Онтология - философское учение об устройстве окружающего мира, соотношении материи и сознания, а также всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления.

· Гносеология, или теория познания — это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания.

· Логика — учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания.

· Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания.

Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как социальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, критерии научности политико-правовых знаний.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюралистический характер. Философия не представляет собой какого-либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметических действий, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому ученые-правоведы философским основанием правовой науки признают разные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т. е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание ее предмета. Получается, что правоведы смотрят на один и тот же предмет с разных философских воззрений. Все известные истории правовой науки правовые доктрины отличаются друг от друга как своим философским основанием, так и непосредственным юридическим содержанием.

Основу позитивистской доктрины составляет позитивизм — философское учение, исходный тезис которого сводится к тому, что все подлинное, положительное (позитивное) может быть получено лишь специальными науками, тогда как философия в качестве особой науки, претендующей на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование. В лучшем случае ее содержание могут составлять общие выводы, формулируемые из результатов исследований естественных или общественных наук. Частные же науки могут заниматься лишь описанием и систематизацией явлений. В рамках философии позитивизма всякие попытки изучать причины и сущности явлений признаются несостоятельными. Основоположник Дж. Остин.

 После того как философский позитивизм был заменен эмпириокритицизмом, юридический позитивизм приобрел форму «чистой теории права». Основоположник Г. Кельзен,

Современные российские правоведы, стоящие на позициях юридического позитивизма, теоретически не отрицают необходимости изучения процессов социального действия права, однако дальше абстрактных заявлений не идут. Они стойко сохраняют верность философским основам данной доктрины и по- прежнему основное внимание уделяют догматическому анализу норм действующего права.

 С иных философских позиций интерпретирует государство и право материалистическая теория права.Сторонники данной теории рассматривают право как необходимый компонент классового общества, который имеет собственную логику и закономерности развития. В то же время эти ученые признают, что государство и право представляют собой явления субъективного порядка, содержание которых в конечном счете зависит от экономического развития общества.

Особенности остальных правовых доктрин также во многом определяются их философскими основаниями. Однако независимо от того, какое философское учение лежит в основании правовой науки, его воздействие на процессы познания государства и права и их результаты проявляется через одни и те же функции.

В их числе в философской литературе выделяют функции: мировоззренческую, онтологическую, гносеологическую, социально-гуманистическую, логико-методологическую, эвристическую, критическую, культурно-воспитательную, аксиологическую и др. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая и логико-методологическая функции философии.

1. Мировоззренческая функция философии, проявляющаяся в целостном описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с другими членами общества, а также с природной и социальной средой.

2. Онтологическая функция выражается в применении в правовой науке универсальной характеристики организации общества и философских законов и категорий.

Универсальная картина организации общества, его структуры и закономерностей функционирования и развития выступает исходным началом правовой науки, поскольку определяет место государства и права в обществе и характеризует их основополагающие стороны, связи и закономерности развития. Благодаря философии правовая наука освобождается от обязанности самостоятельно исследовать проблемы организации и функционирования общества как целостного организма, дающего начало и смысл праву и государству.

3. Гносеологическая функция изучение природы и закономерностей познания, то есть отношение знания к объективной реальности, пути и критерии получения достоверного, истинного знания. Функция призвана дать ответ на вопрос о том, при каких условиях знание является истинным и каким образом познающему субъекту нужно действовать, чтобы получить достоверное, а не ложное знание, какими критериями нужно руководствоваться, чтобы отличить обыденное и иное ненаучное знание от научного.

4. Логико-методологическая функция – философские учения формулируют:

а) развитую совокупность принципов познания и нормативов, следование которым является необходимым условием получения достоверных, рациональных научных знаний;

б) раскрывают и развивают систему логических методов научного познания;

в) формулируют законы логически последовательного мышления;

г) определяют основные формы мышления и нормативы, которым эти формы должны удовлетворять.

К иным функциям философии ученые относят:

- Аксиологическая функция философии способствует ориентации человека в окружающем мире, направленному использованию знаний о нем при помощи выработки и передачи целого комплекса ценностей;

- Прогностическая функция базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия;

- Критическая функция основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа;

- Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях;

- Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое;

- Эвристическая функция - создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания;

- Воспитательная функция - рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2621; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!