Особенности культурной жизни УССР в период «застоя».



После освобождения Хрущева в октябре 1964 г.: «оттепель» окончательно прекратилась. На смену ей пришла реакция, начались преследования деятелей культуры. В августе-сентябре 1965 г. в нескольких городах Украины были арестованы около трех десятков человек из круга шестидесятников, почти все — представители творческой и научной интеллигенции. Это вызвало сопротивление со стороны известных в республике людей. С запросом о судьбе арестованных к первому секретарю ЦК Компартии Украины П. Ю. Шелеста обратились авиаконструктор Олег Антонов, писатели Иван Драч, Лина Костенко, Андрей Малышко, Михаил Стельмах, композиторы Георгий и Платон Майбороды, кинорежиссер Сергей Параджанов.
Во время премьерного показа фильма С. Параджанова «Тени забытых предков» в киевском кинотеатре «Украина» Ю. Бадзьо, И. Дзюба, В. Стус и В. Чорновил сообщили аудиторию, то в Украине начались политические репрессии. Это событие произошло 4 сентября 1965 и была первым гражданским политическим протестом в Советском Союзе после сталинской эпохи.
Конце 1965 г. молодой литературный критик И. Дзюба выступил с объемной статьей под названием «Интернационализм или русификация?, В которой был подвергнут сокрушительной критике национальную политику властей, направленную на русификацию Украины. Автор доказывал, что русификация — продолжение политики русского шовинизма и колониализма. «Колониализм, — писал он, — может выступать не только в форме открытой дискриминации, но и в форме« братства », что очень характерно для российского колониализма».
С 1969 г. власти ужесточили идеологическое давление на интеллигенцию. Писателей, художников, ученых ругали в прессе и на собраниях творческих союзов за «аполитичность», «идейную незрелость», «формализм», «национализм», «отход от партийной линии», «идеализацию прошлого», «смакования национальной самобытности». По сути, это была вторая «ждановщина». Против инакомыслящих снова начались политические репрессии, достигшие апогея в 1972 г.. Процесс реабилитации многих незаконно осужденных людей, возвращение их честного имени было прекращено.
Начиная с 1977 г., объектом, преследований и репрессий стали члены Украинского Хельсинского Союза (УГС), образовавшаяся в Украине в ноябре 1976 г. Среди них — известный писатель, автор популярных романов «Ветер в лицо» и «Последняя сабля» Николай Руденко и писатель-фантаст Олесь Бердник. Четыре члена группы — Василий Стус, Олекса Тихий, Юрий Литвин и Валерий Марченко — погибли в лагерях. Для них не было разрыва: если ты художник, ты — гражданин, человек.
Тяжелыми были 60-80-е гг жизни Ивана Гончара, выдающегося украинского скульптора, живописца, этнографа, заслуженного деятеля искусств УССР, лауреата Государственной премии УССР им. Т. Шевченко. Он автор памятников М. Горькому в Ялте, Т. Шевченко в Яготине, народной художницы Екатерине Билокур в селе Богдановне на Киевщине. Так и не было открыто при жизни этого талантливого скульптора музей его творчества, хотя И. Гончаром было собрано колоссальное этнографический материал — уникальную в истории человечества частную коллекцию редких фотографий, изданий, народной одежды, полотенец, ковров, писанок, произведений живописи, казацких, доспехов, икон.
Особенности развития образования и науки в 60-х 0 80-х гг.
Однако еще при Хрущева волна «оттепели» начала спадать. Так, уже в 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об укреплении связи школы с жизнью», которая открыла широкие возможности для усиления русификации. В 1959 г. Верховный Совет УССР принял новый школьный закон, который давал право родителям выбирать своим детям язык обучения. Было понятно, что родители с целью облегчения детям будущей карьеры избирать в школах крупных городов русский язык обучения. Это привело к тому, что в 60-х годах в областных центрах и Киеве украинские школы составляли 28 процентов, а русские — 72 процента.
В целом по Украине количество школ с русским языком преподавания увеличилась с 4192 в 1959-1960 гг 4703 в 1965-1966 гг Количество украинских школ за этот период сократилась с 25308 до 23574. Причем подавляющее большинство украинских школ были небольшими. В среднем на одну украинскую школу приходилось 190 учеников, а на каждую российскую — 524. Но все-таки в украинских школах продолжал учиться основная часть ученического контингента. Значительно уменьшился удельный вес украиноязычных газет. В 1963 г. из общего количества газет в Украине (2366) на украинском языке выходило лишь 765.
С 1966 г. в соответствии с решениями XXI ее съезда КПСС начала внедряться общеобязательная десятилетняя образование. Переход к ней был, в основном, осуществлен до 1976 г. В начальной школе вместо четырехлетнего обучения было введено трехлетнее, поскольку соответствующая подготовка детей к школе осуществлялась в сети дошкольных детских учреждений. Неуклонно расширялась сеть вузов. В 1964 г. были учреждены Донецкий университет, в 1972 г. — Симферопольский, в 1985 г. — Запорожский, а впоследствии — Прикарпатский и Волынский. В 1960 г. в Житомире открылся общетехнический факультет Киевского политехнического института. В 1975 г. он был реорганизован в филиал этого же института, а в 1994 г. филиал стал самостоятельным вузом — Житомирским инженерно-технологическим институтом.
Основным научным центром Украины продолжала оставаться республиканская Академия наук. В 1985 г. в ней нараховувалося.15, 3 тысячи ученых. Некоторые исследования, открытия и разработки ученых не имели аналогов в мире. Это, прежде всего, касается климатических науки. Головной организацией в Р по созданию автоматизированных систем проектирования электронно-вычислительных машин стал Институт кибернетики. Вдоль двух десятилетий его возглавлял академик В. Глушков, а затем — академик В. Михалевич.
Ученых-обществоведов в 60-80-х гг был издан ряд фундаментальных трудов по истории Украины, государства и права, археологии, философии, литературы и искусства, среди них такие многотомные публикации, как «История Украинской ССР», «История городов и сел Украинской ССР »,« Археология Украинской ССР »,« История украинского искусства »,« История украинской литературы »» «Словарь украинского языка», «Украинский-русский словарь». Были выпущены также Украинская Советская Энциклопедия, Советская энциклопедия истории Украины. Непременной составной частью этих работ, как и работ всего спектра общественных наук, был так называемый «классовый подход» и критика буржуазно-националистических концепций.
Основные тенденции развития украинского искусства
Внутри 50-х годов в украинское кино пришло новое поколение молодых кинематографистов, увеличился выпуск картин, обогатилась их тика. Находит дальнейшее развитие биографический жанр — фильмы «Иван Франко» (реж. Т. Левчук), «Григорий Сковорода» (реж. И. Кавалеридзе), проблемы современности нашли воплощение в фильмах «Судьба Марины» (реж. В. Ивченко и И. Шмарук), «Весна на Заречной улице» (реж. Ф. Миронер и М. Хуциев), «Два Федора» (реж. М. Хуциев) и др.. В картинах 60-х годов наблюдается обращение к внутреннему миру героя. Одно из центральных мест занимает победы советского народа в Великой Отечественной войне. Внимание кинематографистов снова привлекают произведения украинской классики («Лесная песня», реж. В. Ивченко, «Вечер накануне Ивана Купала», реж. Ю. Ильенко, «Каменный крест», реж. Л. Осыка), растет интерес жанром комедии («За двумя зайцами», реж. В. Иванов, «Катя-Катюша», реж. Г. Липшица), создаются фильмы для детей и юношества.
Возникло «украинское поэтическое кино» — уникальное культурное явление, которое привлекло в вес творчеством С. Параджанова, Ю. Ильенко, Л. Осыки, И. Миколайчука, помогло украинской интеллигенции объединять творческие усилия. Но, с другой стороны, политическое руководство, напуганное ростом политической активности, усиливало борьбу с инакомыслием, «национализмом», под которым фактически понималось стремление к национальной справедливости и подлинного равенства, или просто всякий интерес к национальным проблемам, собственной истории, языка. И вот в начале 60-х гг Хрущев клеймит авангардови течения в искусстве «правильно» отражать действительность. В Ленинграде и Москве начались первые политические процессы над писателями — давлением центральных органов украинское руководство также удалось в репрессивных акций. Особое распространение они получили после отстранения от власти Хрущева. В конце 1965 г. в Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Луцке, Тернополе арестованы несколько активных представителей украинской творческой молодежи, среди которых были литературный критик М. Горынь, художник А. Заливаха, литературовед М. Косив и др.. «Оттепель» закончилась окончательно в 1972г., Когда был снят с поста первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста, который поддерживал некоторые начинания в области возрождения украинской культуры.
На рубеже 60-70-х гг в условиях застоя, который начинает определять характер общественной жизни, утверждалось пренебрежительное, нигилистическое отношение к языку, истории, литературы, искусства, оказалось, в частности, в сужении сферы функционирования родного языка, в запрете некоторых художественных произведений, связанных со страницами борьбы за национальное достоинство, преследовании деятелей культуры. Эта горькая чаша не миновала выдающегося современного скульптора, живописца, этнографа, заслуженного деятеля искусств УССР, лауреата Государственной премии УССР им. Т. Шевченко И. Гончара, художников А. Горской, Л. Семыкина, О. Заливахи, Г. Севрук. По-варварски были уничтожены шестиметровый витраж работы А. Горской, Л. Семыкиной, А. Заливахи в Киевском университете. А. Горская погиб при неизвестных обстоятельствах. В активе художницы-керамиста Г. Севрук были произведения, принадлежавшие к «Казацкого цикла», но в период застоя эта оказалась запретной и талантливого художника исключили из Союза художников Украины, ее творчество вполне игнорировалась.
Годы «застоя» стали временем командно-директивного вмешательства в творческий процесс, судьбы художников. Политизация искусства, чрезмерная идеологизация оценок были укоренены в трагических 30-х годов и приводили к подобным последствиям. После 1972 г. многие представителей украинской культуры оказались за решеткой или в эмиграции. Трагичной была судьба одного из талантливейших поэтов 60-70-х гг Василия Стуса. В 1979 г. он вернулся в Киев после заключения в Мордовии и Колымского ссылки и сразу снова был осужден на 15 лет. В спецлагере для политзаключенных на Урале он и умер в 1985 г. Сейчас поэта посмертно реабилитирован, его прах перенесен на родину, ему присуждена Государственная премия Украинской ССР им. Т. Шевченко (1990 г.).
Годы «застоя» характеризовались нарастанием негативных тенденций и явлению общественно-культурном развитии республики, официально внедряемый курс на «слияния наций» фактически превратился в русификации образования, прессы, книгоиздания, театра. Монополизация материальных и организационных условий художественно-творческой деятельности руководством творческих союзов не давала возможности найти место в художественной жизни ярким представителям творческой молодежи. Роли потребительской «элиты» в пользовании культурными ценностями приводило к появлению произведений, угождать этим незамысловатым вкусам. Некомпетентность руководства сферой культуры проявлялась в запрете выставок, театральных постановок, игнорировании народных культурных инициатив. Так, в частности, с «идейным соображениям» было уничтожено Шевченковский витраж в Киевском университете, запрещены собрания возле памятника Т. Шевченко в Киеве на годовщину поэта т. д.. Следствием неразумной культурной политики стал упадок многих плодотворных традиций народной культуры, поощрения псевдонародные этнографизма и «шароварщины», формализация и дегуманизация культурно-просветительной работы. Попытки оживить культурную жизнь через принятие многочисленных постановлений, проведение фестивалей самодеятельного творчества были мало результативными, потому что в культурном развитии было приглушенно возможности проявления инициативы «снизу».
Как результат пренебрежения национальной культуры, невнимание к его потребностям развивалась «массовая культура» коммерческого окраски или официозная псевдокультура, к образцам которым можно отнести комплекс Музея истории Отечественной войны в Киеве (1982 г.) или монумент в честь провозглашения советской власти в Харькове (1975 г.). Упадок уровень образования и профессиональной подготовки, развивались безответственность исполнителей и некомпетентность руководителей. Поэтому Чернобыльская катастрофа 1986 г. была не просто трагической с последствиями производственной аварией, но и символом духовной катастрофы, которая нависла над украинским народом и его культурой, свидетельством неотложности, неотложности коренных общественно-экономических и культурных изменений в УССР.
Весомым был вклад в развитие изобразительного искусства художников В. Касияна, М. Глушенко, М. Дерегуса, В. Бородай, Т. Яблонской и др.. В республике кадры художников готовили Киевский художественный институт. Львовский институт прикладного и декоративного искусства, Харьковский художественно-промышленный институт, Украинский полиграфический институт (Львов), ряд средних специальных учебных заведений.
Широкую популярность среди знатоков и любителей музыки получили произведения Г. Майбороды и П. Майбороды, А. Кос-Анатольского, А. Штогаренко, Ф. Шамо, А. Билаша и др.. Высокого уровня достигла украинская исполнительская культура. Широкое признание получили певцы Б. Гмыря, Д. Гнатюк, Н. Кондратюк, Е. Мирошниченко, Д. Петриненко, А. Соловьяненко и др.. Творческие достижения украинских художников становились известными далеко за пределами Р.
Человеком большого таланта был композитор Владимир Ивасюк, звезда таланта которого сошла на певучем Буковине. Его жизнь оборвалась в 1979 г. в возрасте тридцати лет. К своим песням он сам писал слова и музыку. Среди них — «Я пойду в далекие горы» (1968), «Водограй» (1969), «Червона рута» (1969). Последняя дала название фестиваля украинской песни и музыки, с 1989 г. регулярно проводится в разных городах Украины. «Червона рута» — единственный в Украине фестиваль украинской песни, то есть обязательным условием участия в нем является исполнение песен только на украинском языке.
Плодотворно работали украинские скульпторы, особенно монументалисты. До настоящих произведений монументального искусства этого времени относятся памятники Л. Украинский в Киеве и Т. Шевченко в Москве.
Особая роль во времена «застоя» принадлежала театральному искусству. Одним из ведущих театров республики был Киевский государственный академический театр оперы и балета Украинской ССР им. Т. Шевченко. Его репертуар обогатился оперой «Ярослав Мудрый» Г. Майбороды, балетами «Легенда о любви» А. Меликова и «Рассветная поэма» В. Косенко. Важное значение имели Киевский драматический театр им. И. Франко, русский драматический театр им. Леси Украинская, Харьковский украинский драматический театр им. Т. Шевченко и российский им. А. Пушкина, Львовский драматический театр им. М. Заньковецкой. Лабораторией творческого поиска конце эпохи «застоя» стал Киевский молодежный театр, когда его возглавлял яркий режиссер Лесь Танюк.
Несмотря на тяжелые условия борьбы за свои права, украинская культура продолжает развиваться. В 80-х гг. вернулись к творчеству реабилитированы писатели. В процессе возрождения украинской литературы и культуры достойную роль сыграли «шестидесятники», закаленные в противостоянии официальной идеологии. Д. Павлычко в своих произведениях осудил равнодушное отношение к народу, Украине, родному языку; Л. Костенко вела диалог прошлого с
Современным, углубляясь в проблему долга художника перед народом (роман «Маруся Чурай»), И. Драч раскрывал непростой связь научно-технического прогресса с духовными ценностями нации (поэма «Чернобыльская мадонна»), В. Голобородько философски осмыслил смысл человеческого жизни, Р. Иваничук, используя историческую тика, раскрыл правду о прошлом украинского народа («Манускриптз улицы Русской», «Вода из камня»).
С середины 80-х гг начинают заполняться «белые пятна» в области украинского искусства, возвращаются имена и произведения художников, несправедливо репрессированных, забытых. Так, более полутора десятка лет замалчивалась творчество талантливого живописца И. Кулика, только в 1990 г. он получил возможность организовать в Черкассах ретроспективную выставку, представив на ней широкие полотна и этюды, пейзажи, жанровые картины, портретная живопись, натюрморты. Из них: «Лесорубы», «Праздничный день в селе Космаче», «Т. Шевченко в Корсуне », портреты К. Стеценко, И. Нечуя-Левицкого, В. Стуса. Известный ныне своими самобытными произведениями художник С. Чуприна из Ровенской, который за последние двадцать лет создал интересные картины «Переход казаков через Степань», «Крещение в Степан», «Берестецкая битва 1651 г.»
Таким образом, развитие украинской культуры в течение тридцати лет характеризовался попыткой национально-культурного подъема во времена «оттепели», а позже, когда этот процесс, который сегодня называют «задушенным возрождением», прервалась, происходило постепенное накопление и обобщение научных и художественных достижений, которое способствовало осознанию необходимости глубоких социокультурных преобразований ради сохранения украинского народа и его культуры.

Билет 15


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 735; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!