Романтизм в европейском искусстве.
Романтическое искусство характеризуется резким разрывом идеала и действительности. Романтики отчетливо сознавали свое враждебное отношение в стяжательской, мещанской жизни. Находясь в оппозиции к буржуазному обществу, романтики не принимали и служащее ему искусство.
Впервые термин «романтизм» относительно живописи был применен в некрологе рано умершего художника Теодора Жерико (1791-1824 гг.), создателя таких картин, как «Офицер конных стрелков перед атакой», «Раненный кирасир, уходящий с линии огня» 1812-1814 гг. Тема его картины «Плот Медузы» - гибель пассажирского корабля по вине морского пароходства, отправившего в плавание негодный корабль. Она привлекла широкое внимание общественности, обвинивший в катастрофе политический режим Реставрации. Эжен Делакруа (1798-1863), сюжеты картин которого типичны для романтизма, отвергающего жизненный материал «низкой» действительности. «Резня на Хиосе» - один из эпизодов освободительной борьбы Греции от турецкого ига, «Сарданапал» - темой которого послужила трагедия Байрона об ассирийском царе. «Свобода, ведущая народ» - повстанцы на развалинах баррикад, среди мертвых тел погибших товарищей. В картине сочетаются достоверность факта и символичность образов, реализм, доходящий до натурализма, и идеальная красота. Полотно Делакруа осталось уникальным по своему художественному содержанию. Это единственное произведение, в котором романтизм с его вечной тягой к величественному и героическому, обратился к этой действительности и был ею вдохновлен. Делакруа по-новому ставит вопрос о границах искусства, он отстаивает принцип «многообразия прекрасного».
|
|
Особое место в искусстве романтизма и всего XIX века занимает творчество Франсиско Гойя. На искусство Гойи оказали влияние с одной стороны творчество Веласкеса, несколько картин которого он гравировал, а также работа над образцами для гобеленов. Темы, назначенные для гобеленов, носили народный характер и были взяты из современной жизни, и Гойя получил возможность дать выход своей фантазии.
Реализм в европейском искусстве XIX века.
Критика современного общества особой остроты достигла в живописи и особенно графике одного из совершеннейших рисовальщиков XIX века Оноре Домье. Он исполнил около 4- х тысяч литографий. Домье как художник родился в дни июльской революции 1830 года. Именно в атмосфере революции он нашел свою тему, своих героев, свой стиль. Стихия социальной и политической борьбы, условия газетной работы, обращение к массе. Распрострапнению реализма способствовала его связь с аналиличным, позитивным духом века промышленной индустрии.
|
|
.Французское искусство середины XIX века представлено Камилем Коро и художниками, получившими название барбизонцев. Непосредственно в деревне Барбизон жили Руссо и Милле, остальные пейзажисты писали этюды в окрестных лесах. Тяга к природе подчеркнуто противопоставлялась академизу. На развитие пейзажной живоиси Коро и барбизонцев оказали влияние «малые голландцы» и Констебл, а также национальная традиция, представленная Пуссеном, Лорреном, Ватто и Фрагонаром.
Камиль Коро (1796 – 1875 гг.) в начале своего творческого пути много путешествовал по Италии и Франции. Он ставил своей задачей добиться передачи естественного освещения. Его композиция продумана, четко разработаны планы. В начале 1850-х годов в творчестве Коро происходит перелом: его привлекают переходные состояния природы, он варьирует один и тот же мотив («Порыв ветра»), создает жемчужно - серебристую гамму, добивается богатства оттенков.
Во главе барбизонской школы стоял Теодор Руссо (1812 – 1867 гг.), в каждую свою работу вкладывавший огромный труд, помногу раз переписывавший один и тот же холст. Его излюбленные мотивы - равнина, дубрава. Художник, объединяя изображение общим тоном, добивался передачи настроения.
|
|
Шарль Франсуа Добиньи (1817 – 1878 гг.) предпочитал простые, обычно равнинные мотивы, любил писать воду и небо. Добиньи чаще остальных барбизонцев работал на пленэре.
К барбизонцам примыкал Жан Франсуа Милле (1814 – 1875 гг.), подолгу живший в окрестностях Барбизона, писавший этюды вместе с Руссо. В творчестве Милле заняла главное место крестянская тема. Он несколько идеализирует патриархальность сельской жизни, от простого изображения деревенских сцен переходит к созданию обобщенных монументальных образов («Собирательницы колосьев») 1857 года.
Гюстав Курбе (1819 -1877 гг.) начинал как романтик, но вскоре перешел к изображению непосредственной реальности. Курбе, достаточно ограниченный, писал только то, что ему было с детства хорошо известно – быт жителей французской провинции, где жила его семья и куда он постоянно возвращался для работы. Художник придает фигурам простых обывателей невиданную дотоле монументальность. В картинах «Похороны в Орнане» 1849 года и «Дробильщиках камня» 1849 – 1850 гг. даются точные портретные характеристики земляков Курбе.
ГЛОССАРИЙ.
Базовые понятия
Звериный стиль – стилизованное изображение реальных и сказочных зверей и птиц, либо частей их тел, причудливо переплетающиеся растительные и животные мотивы
|
|
Орнамент –(лат ornamentum – украшение) – узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов
Атриумв древнеримском доме – закрытый внутренний двор, куда выходили все помещения
Крипта – это место под хором и поперечным нефом, перекрывающася сводами на двух рядах колонн, - место погребения основателей монастырей, аббатов
Нартекс другое название притвор – входное помещение христианского храма в виде крытой галереи, примыкающее к западной стороне храма
Неф( лат Nаvis – корабль) – вытянутое по оси запад-восток прямоугольное в плане помещение храма
Травея – пространственная ячейка нефа, ограниченная четырьмя устоями, несущими свод
Тимпан– улубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой
Контрфорс– устой или выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию
Аркбутан – наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа
Гризайль– живопись по стеклу, состоящая из одних серых тонов с узорами и немногоми красками.
Баптистерий (греч. Baptisterion – купель) – первоначально бассейн в римских термах с прохладной водой. В христианской архитектуре – отдельно стоящее сооружение, стоящее рядом с храмом для совершения таинства крещения. Баптистерий обычно имеет круглый или восьмигранный план и купольное завершение, в центре здания помещалась купель с тремя ступенями.
Фреска– ( ит. fresco – свежий, сырой) – живопись водяными красками по сырой и по сухой штукатрке. Основное связующее звено фрески – известь.
Бытовой жанр – ( фр. Genre) – жанровое искусство, с темами и сюжетами из повседневной жизни, крестьянского или городского быта
Гротеск ( фр. Grotesque - причудливый) – орнаментальные мотивы и названные по остаткам античных стенных росписей, сохранившихся под землей, в древнеримксих подземных помещениях дворца, т.н. «гротах».
Ксилография (от греч. Xylon – дерево и grapho – пишу) – гравюра на дереве. Печатная форма, называемая клише, оттискивается способом высокой печати – с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, не проникающенй в угнлубления, вырезанные между элементами изображения.
Офорт (фр. Eau fort – букв. крепкая водка, т.е. азотная кислота) – вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. При травлении в процарапанных местах образуются углубления, которые заполняют краской, зщатем покрывают доску увлажненной бумагой, получая оттиск на специальном станке.
Маньеризм (итал. Manierismo – прием, манера)
Рококо (фр. rococo) от орнаментального мотива рокайль – (rocaille – осколки камней, раковины) – характерный для рококо мотив орнамента в виде раковины
Бисквит (фр. biscuit) - Белый неглазурованный матовый фарфор, служивший для изготовления скульптуры, декоративных медалей, рельефов на посуде и вазах.
Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) – течение в европейском и американском искусстве второй половины XVIII – начала XIX веков. Термин «сентиментализм» возник под воздействием названия популярного романа Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», вышедшем в свет в 1768 году.
Натюрморт– (фр. - nature morte – мертвая природа).
Эстофадо- тиснение и роспись по золотому фону, в результате чего поверхность дерева уподоблялась драгоценной парче.
Бодегонес – (от исп. Бодегон – съестная лавка, трактир, погребок) – картины, имеющие жанровый характер.
Люкарна– оконный проем различной формы в скате крыши или куполе.
Ризалит– часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Боскет– ряд образующих стену, близко посаженных деревьев или кустарников.
Реализм (от позднелат. Realis – вещественный, действительный) в искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Литография - (от греч. lithos - ккамень и grapho – пишу) – вид тиражной графики, при котором оттиски выполняются переносом краски под давлением с плоской поверхности камня (плотного известняка), на котором художник рисует литографическим жирным карандашом или жирной тушью. После травления камня кислотой, воздействующей на не покрытую жиром поверхность.
Линогравюра (англ. Linocut) - гравюра по линолеуму либо на сходном с ним полимерно- пластическом материале.
Учебно-полиграфическая лаборатория
Южно-Российского гуманитарного института
Сдано в набор __________________. Подписано к печати _______________.
Формат 60-84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Тираж _____экз. Заказ № _______
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!