Искусство Северного Возрождения



Возрождение в Нидерландах.

Иеронимус Босх (1450 , 1460 – 1516) родился в Хертогенбосе в Южных Нидерландах и работал там с 1480 по 1516 год. К раннему периоду его творчества относятся работы «Поклонение волхвов», «Брак в Канне». «Esse Homo», «Удаление камней глупости», «Семь смертных грехов», «Фокусник». Средний период творчества приходится на 1480 – 1510 годы, когда были созданы «Несение креста», «Увенчание терновым венцом». Босх выбирал панорамный принцип построения композиции и форму триптиха. Его техника представляет собой способ, именуемый alla prima – метод масляной живописи, при которой первые мазки создают окончательную фактуру.

Триптихи Босха. «Воз сена», «Искушение святого Антония», «Сады земных наслаждений». Триптих «Воз сена» написан по нидерландской пословице: «Мир – это воз сена, и каждый выдергивает из него, сколько сможет». В центральной части триптиха «Сады земных наслаждений» на переднем плане расположены идиллические группы мужчин и женщин, поедающие вишни, землянику, клубнику и виноград – символ неузаконенной брачными узами любви. Босх изображает вселенную в виде прозрачного стеклянного шара. Мертвенно-бледное сияние луны освещеает безлюдный мир».  

Питер Брейгель Старший (ок. 1530 – 1569) , испытав сильное влиняие Босха, создает серию гравюр «Семь смертных грехов». Первыми шедеврами Брейгеля стали «Нидерландские пословицы» и «Детские игры». Обе картины можно читать, как долгую историю. В таких работах, как «Безумная Грета» и «Падение ангелов» влияние Босха заметно в нагромождении сложных нерасшифрованных и доныне символов. После переезда из Антверпена в Брюссель Брейгель пишет евангельские сюжеты, перенося их в современные ему Нидерланды. «Избиение младенцев» и «Обращение Павла» происходит на горном альпийском перевале. Интерес к человеку Брейгеля породил картины на темы фламандских поговорок. Зарисовывая быт крестьян, Брейгель мало интересовался жизнью буржуа и аристократии, никогда не писал портретов. Брейгелю чужда сентиментальность в передаче непритязательной, подчас отталкивающй в своей вульгарности жизни простых людей. Последние шедевры художника - «Зимний пейзаж» из серии «Времена года», «Крестьянская свадьба», «Фламандские пословицы», «Слепые».

Возрождение в Германии. Опора на античность носила в немецом Возрождении двоякий характер. Художники охотно брали сюжеты из античной истории и мифологии. Но древнегреческие и римские сюжеты решены далеко не в античном духе. Немецкому искусству свойственно мистическое направление.

Возрождение в Германии называют эпохой Дюрера. Дюрер– первый европейский художник, чья популярность была общеевропейской уже при жизни. Альбрехт Дюрер, как и многие творцы Возрождения, был универсальной личностью. Его талант в равной степени развивался в гравюре, живописи, теории искусства. Его творческое кредо выражено в трактате «Четыре книги о пропорциях».

Дюрер родился в Нюрнберге в семье ювелира в 1471 году. Летом 1494 года Дюрер исполнил несколько акварельных пейзажей окрестностей Нюрнберга. Во время пребывания в Италии Дюрер уделял много внимания изображению нагого тела. Возвращаясь из Венеции в Нюрнберг, Дюрер запечатлел альпийские горы и лежавшие на его пути города в многочисленных акварелях («Вид Инсбрука» 1495 г., «Вид Триента»). В 1495-1500 годы – начало самостоятельной деятельности Д.рера, имя которого к концу 90-х годов становится известным не только в Германии, но и в Европе главным образом благодаря популярности гравюр. Главными для Дюрера в это время были гравюры на дереве. Во второй половине 90-х годов Дюрер переходит к новой технике, он вводит штриховку по форме изгибающимися линиями, применяет перекрещивающиеся штрихи, дающие глубокие тени. Среди лучших ксилографий этого периода – «Св. Екатерина» 1498 года. Серия гравюр «Апокалипсис» отражает ощущение людей, ожидабщих второе пришествие Христа. Вторая серия гравюр на дереве носит название «Большие страсти» была завершена лишь в 1510-1511 годах. Тематика гравюр на меди разнообразна. Это и мифологические, литературные и бытовые сюжеты. Одна из наиболее известных работ – «Блудный сын». Среди жанровых изображений – «Три крестьянина».

Дюрер создает обобщающий тип человека эпохи Возрождения в «Автопортрете» 1500 года, портрете Неизвестного 1504 г, портрете Пиркгеймера 1524 года. В автопортрете 1500 года Дюрер изобразил себя в образе Христа. Дюрер помещал свои автопортреты во многих картинах, он подписывал полным именем практически все свои капитальные работы, ставил монограмму на гравюрах и даже на рисунках. В картине «Четыре апостола». Дюрер создал монументальные фигуры людей, полных чувства собственного достоинства, уверенных в своей силе.

В своих теоретических работах Дюрер разделил ремесло, в основе которого навык и искусство, требующего знания. Теоретические работы в 1525 году Дюрер выпускает «Руководство измерению циркулем и линейкой», годом позже – «Наставления к укреплению городов, замков и крепостей», уже после смерти Дюрера, в 1528 году, выходит его труд «Четыре книги о пропорциях человека».

В творчестве художников «Дунайской школы», но не только у них, происходит единение человека с природой. Глава «Дунайской школы» - Альбрехт Альтдорфер (1480 – 1538). Рисунки Альтдорфера являются полноценными произведениями искусства. В 1510 году написан «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия», в котором стремление к тональной живописи выражено наиболее полно. Начало зрелости мастера отмечено созданием алтаря монастыря Санкт Флориан близ австрийского города Линца в 1516 -1518 гг. Высота алтаря 2 метра 70 см, на нем размещено 16 картин. При закрытых створках видны 4 картины со сценами из легенды о св. Себастьяне. Когда открывалась 1-я пара створок, зритель видел восемь картин с изображений страстей Христа. На внешней стороне были написаны сцены «Положение во гроб» и «Воскресение». Главная часть состояла из 8 картин с изображением страстей христовых. Верхний ряд состоял из ночных сцен и «Бичевания Христа». Нижний включал сцены при ярком дневном освещенеии. Во всех композициях линия горизонта проходила на одном уровне. Все сцены пронизаны кипением страстей, то скрытых, то вырывающихсяя наружу. Драматическая обостренность особенно проявляется в типаже почти босховском по гротескности, в угловатых и месте с тем решительных движениях. Во всех сценах Христос – это жертва, предназначенная богом для заклания. Именно колорит является наиболее замечательной чертой живописи алтаря. В «Молении о чаше» изумительный эффект пылающего зловещими отблесками заката, грозовые тучи повисают над горами, достигается тем, что красные отсветы написаны на золотом фоне. Самое удивительное произведение Альтдорфера «Битва Александра с Дарием» 1509 года.

 

 Возрождение во Франции.

В развитии французской архитектуры XVI века выделяют два этапа. Один длится от начала столетия до начала 1540-х годов, второй – с середины и до конца века. Архитектура раннего Возрождения формировалась во Франции под воздействием итальянских образцов и при участии таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Виньола. Наиболее значительным сооружением этого времени является замок Шамбор (1519-1540 гг.), построенный Франциском I, который в 1515 году стал королем Франции. Над проектом здания работал Леонардо да Винчи, приглашенный Франциском I во Францию. Черты замка – крепости - внутренний замкнутый двор, рвы с подъемными мостами, башни. Верхняя часть замка взметнулась в небо своими пинаклями, каминными трубами, скульптурными саламандрами, в центре кровли фонарь высотой 12 метра, который венчал винтовую лестницу.

С 40- х годов начинают свою деятельность наиболее крупные французские зодчие XVI века: Пьер Леско и Филибер Делорм. Наиболее значительная работа Леско совместно со  скульптором и декоратором Жаном Гужоном – строительство Лувра. Здание было задумано с квадратным в плане внутренним двором, вокруг которого располагались корпуса. Трехэтажное здание в первых этажах было расчленено ордерами.

Скульптура. В первой четверти XVI столетия происходит усиление итальянского влияния, но мастера еще работают в традициях готики. Крупнейшим скульптором французского Возрождения был Жан Гужон (1510-1568 гг.), ставший придворным скульптором короля Генриха II. Гужон создал декоративные фигуры на фасаде юго-западного крыла внутреннего двора Лувра, лестницу Генриха II и Портик кариатид.

Маньеризм

Маньеризм (итал. Manierismo – прием, манера) – течение в европейском искусстве 16 века, представители которого отошли от ренессансной гармонии восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художника, образа, рождавшегося в его душе. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарно по своей сущности и ориентировано на узкий круг знатоков. Ярче всего маньеризм проявился в Италии в творчестве Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, для которых характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличение, экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. Особую роль в произведении маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчеркивается внутренняя напряженность и замкнутость персонажей, обостренное субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощренно-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают изощренные, насыщенные гротескной орнаментикой решения.

С 40-х гг. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрел черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями (живописцы Дж. Вазари, Веронезе, Тициан, Тинторетто). В скульптуре (В. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское, явление способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Николо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В.Кардуччо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристской графики и прикладного искусства. . Влияние маньеризма во многом определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло во Франции во Франции 1520-х- 40-х годов, но вскоре европейский маньеризм выродился в космополитическое течение во 2-й школе Фонтенбло в конце 16 – начала 17 веков, а также в Германии и Нидерландах середины и 2-й пол. 16 века.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!