Тема 2. Государство и право античного мира



ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Планы семинарских занятий

Уч. г.

Тема 1. Основные черты развития государства и права Древнего Востока.

 

Цель семинарского занятия – изучение особенностей развития государства и права Древнего Востока.

Для достижения поставленной цели студентам необходимо ответить на следующие вопросы:

 

1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств.

2.Основные черты развития государства и права Древнего Египта.

3.Законы Хаммурапи (Вавилон):

3.1.общая характеристика;

3.2.правовое положение населения;

3.3.регулирование имущественных отношений;

3.4.система преступлений и система наказаний;

3.5.судебный процесс.

4.Законы Ману (Древняя Индия):

4.1.общая характеристика;

4.2.особенности социальной структуры;

4.3.регулирование имущественных отношений;

4.4.регулирование брачно-семейных отношений;

4.5.система преступлений и система наказаний, судебный процесс.

 

Отвечая на поставленные вопросы, целесообразно привлечь указанные источники и литературу.

 

Источники:

Законы Билаламы (Эшнунны).

Законы Хаммурапи (Вавилон).

Нововавилонский сборник судебных решений (Вавилон).

Должностная инструкция везиру (Древний Египет).

Законы Ману (Древняя Индия).

Дхармашастра Яджнавалкьи (Древняя Индия).

Артхашастра (Древняя Индия).

Чжоуское законодательство (Древний Китай).

Циньское Уложение о наказаниях (Древний Китай).

 

Учебная литература:

Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М., 1998

Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2002

История государства и права зарубежных стран. Ч. 1 / Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниниковой. М., 2000

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1. М., 1998

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. Т. 1. М., 2000

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. М., 1996

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. Сост. В.А. Томсинов. М., 2001

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. Древний мир и Средние века. Отв. Ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2003

 

Литература:

Авдиев Б.И. История Древнего Востока. М., 1953

Белявский В.Д. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985

Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М., 1994

Вигасин А.А. Наем в Древней Индии // Вопросы древней истории. 1989, № 3

Вигасин А.А. О государственности в Древней Индии // Вопросы древней истории. 1990, № 3

Всемирная история. Т.1. М., 1956

Дьяков И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М., 1959

Ильин Г.Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов // Вопросы древней истории. 1950, № 2

Корсунский А.Р. История Древнего Востока. М., 1988

Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вопросы древней истории.1981, № 4

Якобсон В.А. Цари и города Древней Месопотамии // Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1989

Методические рекомендации:

Изучая историю государства и права Древнего Востока, необходимо обратить внимание на то, что на их становление и развитие большое влияние оказали географические и климатические условия, которые определили особенности общественного строя, формы правления, политического режима. В древневосточных государствах получили распространение коллективные (общинная, государственная) формы землепользования и собственности на землю, что во многом обусловило патриархальный характер рабства и особую форму государственно-политического устройства – Восточную деспотию. Под восточной деспотией понимается неограниченная власть монарха. Восточная деспотия обладает рядом характерных признаков: объединение верховной светской и духовной власти в руках одного человека (монарха), наличие многочисленного бюрократического аппарата, подавление личности. Основанием деспотии служил «азиатский способ производства», при котором крестьяне (а также ремесленники и торговцы) находились в зависимости не от частных землевладельцев, а от государства, являвшегося верховным собственником всех земель.

Второй вопрос посвящен истории государства и права Древнего Египта. Древний Египет – одно их древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тыс. до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловили интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тыс. до н.э. Рассматривая второй вопрос семинарского занятия, следует дать характеристику основным периодам истории древнеегипетского государства: Древнее царство (2778-2260 гг. до н. э.), первый переходный период (2260-2040 гг. до н. э.), Среднее царство (2040-1786 гг. до н. э.), второй переходный период (1770-1580 гг. до н.э.), Позднее царство (1085-332 гг. до н.э.). Необходимо также обратить внимание на своеобразие государственного управления, правосудия и права Древнего Египта.

Изучая третий и четвертый вопросы, основной упор необходимо сделать на анализ правовых источников – древневавилонских Законов Хаммурапи и древнеиндийских Законов Ману.

Законы Хаммурапи - свод законов Древнего Вавилона, названный по имени царя создавшего судебник. Правление вавилонского царя Хаммурапи охватывает период с 1792 по 1750 гг. до н.э. Хаммурапи придавал большое значение законодательной деятельности. Первая кодификация была составлена на втором году правления; законник не сохранился. Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Исследование Законов Хаммурапи дает возможность студентам не только возможность познакомиться с основными принципами и правовыми институтами Вавилона, но и выявить относительно высокий уровень развития правовой мысли, нашедшей отражение в таких понятиях, используемых в законах, как «справедливость», «следование закону», «притеснения слабых» и т.д.

Законы Ману-древнеиндийский сборник предписаний, определяющий поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с догмами брахманизма. Создание Законов Ману индийская традиция относит приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до наших дней виде Законы Ману были составлены около II в. До н.э.- I в. н.э.

Анализируя тексты Законов Хаммурапи и Законов Ману студентам необходимо дать характеристику правовой базы (правовые обычаи, судебная практика, предшествующее законодательство), выявить влияние на судебники норм религии. Особое внимание следует обратить на статьи, отразившие древнейшие правовые обычаи. Например, ст. 200 Законов Хаммурапи закрепила принцип композиции («око за око, зуб за зуб»): «Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб».

 Исследуя особенности социальных структур, следует обратить внимание на незавершенность процесса классообразования в Вавилоне, варно-кастовую систему в Древней Индии. Древневосточные общества являлись рабовладельческими. Однако наряду с ярко выраженным неравенством между свободными и рабами в древневосточных законодательных актах четко просматривается и другое социальное неравенство – неравенство между различными категориями свободного населения. Например, Законы Хаммурапи закрепили неравный правовой статус двух свободных категорий – авилум («человек», «сын человека») и мушкенум («падающий ниц», «обращающийся к царю с просьбой принятии на службу»). Мушкенум – лицо зависимое, получающее за службу земельный надел из царской земли. В древней Индии свободное население составляли представители четырех варн: брахманы – священнослужители, кшатрии – правители и воины, вайшьи – земледельцы и ремесленники, шудры – слуги.

Рассматривая регулирование имущественных отношений, следует учитывать, что в государствах Древнего Востока верховным собственником земли являлся царь. Так, например, в Вавилоне земледельцы были обязаны нести трудовые повинности и выплачивать подати на «дом царя», поэтому авилумы считались собственниками пока, выполняли возложенные на них обязанности по отношению к государству. В Древней Индии земельное право находилось на стадии формирования, что подтверждается Законами Ману (гл. IX ст. 44): «Поле принадлежит вырубившему лес». На основании анализа Законов Хаммурапи и Законов Ману, необходимо выявить какие виды договоров закрепляли источники, условия заключения договора, способы обеспечения договора, а также каким образом регулировались обязательства из причинения вреда. Большой интерес древневосточный законодатель проявил к области брачно-семейных отношений. Следует обратить внимание на условия заключения и формы брака. Например, Законы Ману различают восемь форм брака, заключение каждой из них сопровождается различными ритуальными действиями. Целесообразно сравнить степень развития уголовного права, представленного в Законах Хаммурапи и Законах Ману, выявить какие уголовно-правовые институты были закреплены указанными источниками. Рассматривая судебный процесс, необходимо обратить внимание на форму процесса, средства доказывания.

 

 

Практические задания (задачи):

1.Воин (редум) древневавилонского царя Хаммурапи, находясь на царской службе, попал в плен. Вскоре ему удалось бежать. Вернувшись домой, он обнаружил, что его поле и сад переданы другому воину, а его командир (декум) забрал себе все ценные подарки полученные прежде от царя за храбрость и отказался их возвратить. Воин обратился с жалобой к царю.

Как должно быть решено дело на основании Законов Хаммурапи?

2.Вавилонянин Акургал был ограблен неизвестными лицами на территории одной из сельских общин. Через некоторое время он обнаружил свои похищенные драгоценности выставленными для продажи. Продавец заявил, что купил драгоценности у наследников недавно умершего известного ювелира. Свидетелей сделки продавец не смог представить, сославшись на временное их отсутствие.

Какие возможны варианты судебного решения в соответствии с Законами Хаммурапи?

3.Вавилонянка Нитени вышла замуж за раба Шу-Аммурим. В браке родились два сына. После смерти Шу-Аммурима его хозяин предъявил иск к сыновьям Нитени об обращении их в рабство.

Каким должно быть решение суда в соответствии с Законами Хаммурапи?

4.Разорившийся авилум Иби-Шамаш продал за долги в рабство жену и малолетнего сына.

Какова будет дальнейшая судьба жены и сына Иби-Шамаша согласно Законам Хаммурапи?

5.Авилум Мардук-мубаллит нанял строителя Эриб-Уруша для постройки дома. Когда дом был уже построен, обрушилась часть крыши дома. Под развалинами погиб малолетний сын заказчика. Мардук-мубаллит обратился в суд.

Каким должно быть решение суда согласно Законам Хаммурапи?

6.Рабыня – наложница родила хозяину двух сыновей, которых отец признал своими и воспитал их вместе с сыновьями от законной жены. После смерти отца, сыновья от законной жены предъявили иск об обращении своих единокровных братьев в рабство.

Каким должно быть решение суда согласно Законам Хаммурапи?

7.Вавилонянин Куданна взял у тамкара Балму-намхе 5 мер зерна в долг. Долг вовремя не был возвращён. Тамкар самовольно взял 5 мер зерна из амбара должника. Куданна обратился в суд.

Каким должно быть решение суда согласно Законам Хаммурапи?

8.Вавилонянин Акургал нанялся обрабатывать поле своего соседа Нитана. Через два месяца он был уличен в систематических кражах принадлежащего хозяину посевного зерна и корма для рабочего скота, что неблагоприятно сказалось на урожае. Во время одной из таких краж Акургал был схвачен с поличным.

Какре наказание Акургал понесет в соответствии с Законами Хаммурапи?

9.Авилум Иби-Шамаш продал двух сыновей должника Тамаш-Тамиля, отрабатывавших долг своего отца в хозяйстве Иби-Шамаша. Через три года Тамаш-Тамиль узнал о продаже своих сыновей и потребовал их возврата.

Каким должно быть решение суда на основании Законов Хаммурапи?

10.И. и Р., принадлежащие к варне кшатриев были втянуты в имущественный спор. Не решив спор самостоятельно, они обратились к царю. Царь поручил рассмотрение дела брахману З. З. Единолично вынес решение в пользу И. Р. потребовал пересмотра судебного решения.

Подлежит ли требование Р. удовлетворению в соответствии с Законами Ману?

11.Брахман Р., отправляясь в путешествие, поручил управление своим хозяйством рабу Н. Для уборки урожая Н. нанял трех работников. Условленная работа была выполнена в срок.

Имеет ли силу договор, заключенный рабом в соответствии с Законами Ману? Обязан ли брахман Р. выплатить работникам жалование?

12.Брахман О. и кшатрий В. заключили договор купли-продажи. Согласно договору О. передал В. 20 мешков с зерном. Однако В. отказался уплатить условленную сумму. Брахман обратился с жалобой к царю. Узнав об этом, В. потребовал забрать жалобу, получив отказ, он выбил глаз О.

Какие наказания будут применены к кшатрию В. в соответствии с Законами Ману?

 

 

Глоссарий

Авилум (букв.- муж, человек, сын человека) – знать, высшие царские служащие в древнем Вавилоне, владевшие, наряду большими служебными земельными наделами, участками общинной земли.

Брахманы (священнослужители, жрецы) – высшая варна в Древней Индии. Только брахманы могли заниматься управлением, изучать, толковать и проповедовать религиозное учение. Брахманы занимали особое положение в обществе, освобождались от всех видов повинностей, налогов и телесных наказаний. По преданию брахманы произошли из уст бога Кришны.

Вайшьи (народ, племя, поселение) - члены третий варны в Древней Индии. К ним относилась основная масса трудового люда: торговцы, ремесленники, земледельцы. По преданию брахманы произошли из бедер бога Кришны.

Варны – наследственные особые группы в древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Варны возникли в период разложения первобытно-общинного строя. Предполагается, что начало их образованию было положено отделением завоевателей от покоренного населения. Принадлежность к варнам определялась главным образом родом занятий, отчасти имущественным положением и принадлежностью к ариям и неариям.

Веды – священные книги в Древней Индии, состоящие из четырех частей: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа, которые представляли собой трактаты по регулированию различных сторон общественных отношений, устанавливали правила поведения.

«Восемь снисхождений» - в Китае закон «О восьми условиях благоприятного рассмотрения дел», в котором закреплялось правило, предписывавшее суду смягчать наказание в отношении представителей знати, заменять их штрафом, понижением по службе. Закон вступил в силу в III в. до н. э. и просуществовал вплоть до 1912 г.

Дваждырожденные – представители первых трех варн в Древней Индии (брахманы, кшатрии, вайшьи). Вторым рождением считался совершаемый в детстве специальный обряд посвящения.

Девараджи – индусское политико-правовое учение «богоугодного царя», согласно которому на монарха возлагалась особая обязанность (дхарма) – охрана подданных (Законы Ману, VII, 2-3). За это подданные должны были платить царю налоги.

Деспотия – форма государства в странах Древнего Востока. Строго централизованная бюрократическая монархия с огромным аппаратом управления, характеризующаяся прижизненным обожествлениям монарха и строгим подчинением по вертикали.

Джати (визирь)- главный вельможа и управитель дворца в Древнем Египте. Руководил чиновничьим аппаратом, ведал придворным церемониалом, канцелярией фараона, организацией общественных работ, судом, являлся истолкователем приказов и инструкций фараона. В эпоху Нового царства командовал всеми военными силами, а также выполнял обязанности нотариуса, так как утверждал завещания.

Дом оружия - в Древнем Египте военное ведомство, ведавшее изготовлением оружия, строительством кораблей и крепостей, снабжением армии вооружением.

Дом царских сокровищ – в Древнем Египте налоговое ведомство, в котором хранились натуральные приношения, взимаемые с населения в виде налогов.

«Достояние бога» - в Древнем Вавилоне имущество, принадлежащее храму.

Душуйя – в Древнем Китае должность в ведомстве императорского двора, на которую возлагались задачи по руководству строительством и эксплуатацией ирригационных сооружений.

Дхарма – высшее религиозно-нравственное предписание или совокупность религиозных и юридических норм для членов каждой варны в древней Индии, их права и обязанности.

Дхармашастры (наставления в драхме) - сборники религиозно-правовых предписаний в Древней Индии, составленные брахманами.

Илку – в Древнем Вавилоне имущество служилых людей, воинов и чиновников в виде участка земли с домом и садом, полученное за государственную службу.

Конфуцианство – этико-политическое учение, разработанное в Китае в VI в до н.э. Конфуцием. Объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости. На основе учения Конфуция в уголовном праве Китая сложилась классификация тяжких преступлений на «10 зол»: заговор, мятеж, бунт, измена, неподчинение, непокорство, неправедность, великое непочтение, великое пренебрежение, кровосмесительство.

Кудурру – каменный монумент, на котором в Древнем Вавилоне записывались привилегии по освобождению от налогов, военной службы, трудовых повинностей царских слуг, крупных землевладельцев.

Кшатрии – варна в Древней Индии, включавшая военно-служилую знать, военную аристократию. Варна кшатриев сложилась и первоначально оформилась из народов-завоевателей. По преданию кшатрии были созданы из рук бога Кришны.

Магараджа (раджа) – царь в Древней Индии.

Мантриды – в Древней Индии высшие сановники, советники царя.

Мантрипаришад – в Древней Индии совещательный коллегиальный орган, состоявший из советников царя.

Мушкенумы – в Древнем Вавилоне низший слой свободных людей. Считается, что мушкенумы были или покоренным населением, или коренными жителями, работавшими на царских землях.

Нубанду (нубанда) – в Древнем Вавилоне высший царский чиновник, управитель дворца.

Пурохита – В Древней Индии главный судья, советник царя, воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец.

Талион – один из принципов юридической ответственности, предусматривающий воздаяние «равным за равное» («око за око», «зуб за зуб»).

Фараон – в Древнем Египте монарх. Обладал неограниченной властью, считался лицом божественного происхождения – сыном бога солнца.

Фацзин («книга законов») – в Древнем Китае сборник законов (рубеж V-VI вв. до н. э.), содержал уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Чандалы – каста отверженных в Древней Индии.

Шакканаккум – в Древнем Вавилоне царский чиновник, осуществлявший административную и судебную власть в пределах областного территориального образования.

Шамалум и тамкары – в Древнем Вавилоне, состоявшие на царской службе агенты, производившие торговые и ростовщические операции.

Шудры – низшая варна в Древней Индии, включавшая слуг, наемных рабочих. Главная обязанность шудр состояла в служении представителям трех первых варн. По преданию шудры произошли из ступней или плевка бога Кришны.

 

 

Тема 2. Государство и право античного мира

 

Цель семинарского занятия – изучение государства и права Древней Греции и Древнего Рима.

Для достижения цели занятия студентам необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Античный полис (особенности государственного и общественного строя, формы собственности).

2.Содержание основных отраслей древнегреческого права.

3.Основные источники древнеримского права:

3.1.Законы XII таблиц;

3.2.Институции Гая;

3.3.Кодификация Юстиниана.

 

Источники:

Законы Драконта (Афины).

Законы XII таблиц (Древний Рим).

Институции Гая (Древний Рим).

Дигесты Юстиниана (Восточная римская империя).

Плутарх о возникновении спартанского общества и государственного строя//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. Т.1. М., 2000

Плутарх о реформах Солона// Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. Т.1. М., 2000

Аристотель. Афинская полития//Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. Сост. В.А. Томсинов. М., 2001

Дионисий о реформе Сервия Туллия//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. Т.1. М., 2000

Тит Ливий о реформе Сервия Туллия// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. Древний мир и Средние века. Отв. Ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2003

Полибий о римской республике//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. Т.1. М., 2000

Дион Кассий о римской империи//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. Т.1. М., 2000

Эдикт Каракаллы о предоставлении римского гражданства населению империи// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. Древний мир и Средние века. Отв. Ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2003

Учебная литература:


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1882; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!