Место морально-этических ценностей в российской экономической мысли



 


Критическое отношение русских экономических мыслителей к марксизму.

Только с Александра II Россия вступает в современную фазу, в общий с Западом ход истории, где инновация доминирует и допускает традиции, не препятствующие инновациям.

Интересно посмотреть на позиции лидера народнической социологи В. П. Воронцова, который выступал против капитализма в России, а следовательно, и против апологетических форм его оценки. Интеллигенция, принадлежала к образованному слою, взяла на себя задачу произвести изменения, отвечающие потребностям этого слоя в народе. Не находя почвы в народе, интеллигенция обратилась к идеям Запада (капитализму). Воронцов убеждает интеллигенцию, что высшие формы ее труда не будут поддержаны капитализмом и что она нуждается в народной организации экономики, под которой он понимает развитие форм артельного хозяйства.

Воронцов критикует не только капиталистическую, но и марксистскую альтернативу, ибо социалисты «школы Маркса» — такие же западники, как и сторонники капитализма. Одним из препятствий для капитализма в России Воронцов считал дешевизну русского рабочего как источник социальных проблем, а кроме того, он говорил, что нашим капиталистам «Разуваевым, Колупаевым, Сладкопевцевым не нужны ни политическая свобода, ни истинное просвещение». Российский капитализм, по мнению этого исследователя, будет в международном плане успешным только в распродаже недр и природных ресурсов. В 1913 г. В. П. Воронцов публикует соображения об усилении эксплуатации рабочих в связи с появлением научной организации труда системы Ф. Тейлора.

Либеральный народник С. Н. Южаков — сторонник активистского, деятельного отношения к жизни, он включает в эволюцию общества физические, органические и социальные факторы, но нравственное начало считает одним из самых активных начал.

В открывающей знаменитый сборник «Вехи», которому более ста лет, статье Н. А. Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда» интеллигенция упрекается в отсутствии глубокой философской культуры, интереса к фундаментальным направлениям философии, не имеющим прямых утилитарных применений, в том, что она чужда любви к истине, предпочитают «кружковую» правду. При этом она пытается окрасить свой утилитарно-кружковый взгляд в философские тона. В этом, по мнению Бердяева, сказалась малокультурность. Сегодня это проявляется как презрение к теоретическому знанию, в приверженности повседневному знанию и здравому смыслу как главному светочу разума, в понимании утилитарного как изобретенного здравым умом, что сильно отличается от мировой тенденции технологического и социального применения естественных, технических и социальных наук.

Имеет ли значение мировоззренческое экономическое знание сегодня?

В условиях мирового экономического кризиса, глобализации экономики и расширения числа ее участников мировоззренческие установки в экономике не только не бесполезны, но и требуют изучения. Обратим внимание на два пассажа В. Соловьева, где предугадана острота сегодняшних проблем еще до того, как они возникли в его время. «Без любви к природе для нее самой, — подчеркивает он, — нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни». Соловьев ставит вопрос о природе потребностей и о том, все ли они должны удовлетворяться, далеко вперед заглядывая не только в экологические проблемы, но и в проблемы консьюмеризма. Эти мировоззренческие проблемы сегодня остро стоят в поле зрения западных авторов, изучающих изменение климата, неустойчивость экономического роста, нехватку ресурсов при присоединении к развитию новых стран Азии и посткоммунистического мира, обсуждающих самою возможность морали при консьюмеризме, самою возможность обособления экономики от общества. В арсенале средств преодоления кризиса и кризисов в будущем — неосмитианство с его мировоззренческим знанием, неомарксизм — с разновидностями предложений о новом социализме или новой конвергенции, неокейнсианство — с его идеями новой роли государства и моделями потребительского капитализма, неолиберализма — с его признанием роли государства в поддержании порядка в обществе, обеспечивающего свободный экономический рынок. Продолжается активный мировоззренческий спор, где есть место российским дискуссиям мировоззренческого характера о национальной специфике экономики и ее связи с другими сферами общества.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!