НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ



 

Немецкая классическая философия - это направление в развитии европейской философской мысли ХVIII - первой половины ХIХ веков. Она представлена творчеством немецких философов - И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Каждый из них создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. При всех различиях эти учения характеризуются некоторыми общими чертами. В этот период немецкая философия достигает наивысшего расцвета, становится образцом для мировой философской мысли.

В данной работе необходимо показать, что главной заслугой классической немецкой философии явилась разработка целостной концепции диалектики. Необходимо отметить, что эта диалектика была идеалистической.

Великим диалектиком был Г. Гегель, создавший стройную идеалистическую концепцию развития. Следует также показать противоречие между идеалистической философской системой и диалектическим методом у Гегеля. Еще одной заслугой классической немецкой философии стал ее вклад в разработку идей гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах).

Немецкая классическая философия явилась одним из теоретических источников марксизма.

План

1. Основные черты классической немецкой философии.

2. Проблемы познания в философии И. Канта.

3. Система объективного идеализма и метод диалектики Г. Гегеля.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Литература

 Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М, 1973.

 Гулыга А.Г. Гегель. – М., 1970.

 Гулыга А.Г. Кант. – М., 1981.

 Гулыга А.Г. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVШ - нач. ХIХ вв.- М., 1989.

Нарский И.С. Кант. - М., 1981.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX в.- М., 1976.

Суслова Л.А. И.Кант. - М., 1988.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

Тема 8

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

К середине XIX века в Европе сложился новый общественный класс - пролетариат, объективные интересы которого потребовали собственной идеологии. Эту задачу выполнили К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская философия явилась наследницей многих достижений европейской философской мысли. Особое влияние на формирование взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса оказали философские воззрения представителей классической немецкой философии Г. Гегеля и Л. Фейербаха. К источникам марксизма относят также учения французских социалистов-утопистов Ш. Фурье, А. Сен-Симона, английских экономистов А. Смита,

Д. Рикардо. Предпосылками марксизма стали и естественнонаучные открытия XIX века.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали целостную, последовательную диалектико-материалистическую философию, охватывающую собой природу, общество и мышление. Эта философия призвана находиться в неразрывной связи с творческой практикой людей, что и обуславливает и её собственное развитие, о чем свидетельствует история второй половины XIX и XX вв.

План

1. Исторические условия возникновения марксистской философии.

2. Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии.

3. Качественное отличие марксистской философии от предшествующих философских систем.

4. Марксизм и современность.

Литература

Бережной Н. М. Проблема человека в трудах К.Маркса. - М., 1982.

Ильенков Э.В. Маркс и западный мир // Философия и культура. - М., 1991.

Лапин Н.И. Молодой Маркс. - М., 1986.

Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма.//Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.23.

Ленин В.И. Карл Маркс. - Поли собр. соч. Т. 26. С. 57-58..

Рассел Б. История западной философии. В 2т. Т.2.- М., 1993.

Умер ли марксизм? (Материалы дискуссии)// Вопросы философии, 1990, № 1.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

Тема 9

ФИЛОСОФСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX в.

 

В середине XIX века в европейской философии возникают и распространяются иррационалистические учения. Их популярность объяснялась кризисом традиционного философского рационализма, распространением пессимистических настроений в общественном сознании.

Объектом критики становилась, прежде всего, философия Гегеля. Разрушалась вера в целесообразность истории и в общественный прогресс, менялось представление о смысле жизни человека. Крупнейшими представителями философского иррационализма XIX в. стали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

В работе следует показать пессимистический характер философии Шопенгауэра, доказывавшего, что человек обречен на страдания. Страдания порождаются растущими потребностями человека и несовершенством окружающего мира. А первопричиной такого положения выступает мировая воля – слепая, неразумная сила, управляющая миром.

Излагая философию Ницше, необходимо показать, как по наличию «воли к власти» он разделял людей на сильных и слабых, господ и рабов. Ницше критиковал существующую мораль и христианскую религию за сострадание слабым. Он предсказывал, что в будущем появится сверхчеловек, который построит новое общество, где главными ценностями вместо сострадания и жалости станут сила и красота.

 

План

1. Общая характеристика философского иррационализма XIX в.

2. Философский пессимизм А. Шопенгауэра.

3. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке.

 

Литература

Гулыга А.В. Шопенгауэр. – М., 2003.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия сер. XIX – н. XX вв. – М., 1988.

Левит К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX в. – СПб., 2002.

Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т.- М., 1998.

Ницше и современная западная мысль: сб. ст. – СПб., 2003.

Радугин А.А. Философия. – М., 1997.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992.

 

Тема 10


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!