Но животные и птицы вольны не приближаться к анчару, вблизи него даже нет других деревьев, туча орошает его-«блуждая», «вихорь» — «мчится прочь».



Иные отношения в мире людей. Вторая часть позволяет считать, что главный композиционный принцип — контраст. В отличие от птицы и зверя, человек отправляется к анчару за ядом, но не по собственной воле, а по велению другого человека. Не случайно шестая строфа начинается строкой «Но человека человек».! Здесь вместо четырех ударений два. Мелодика стиха от такого сокращения только выиграла, он стал более звучным, убедительным. Безусловно важно, что действуют два человека, равные по своим изначальным правам и возможностям. В восьмой строфе они названы уже рабом и владыкой, потому что первый второго «послал к анчару властным взглядом», а второй «послушно в путь потек».

В последней строке восьмой строфы — «Непобедимого владыку» — ритм не совпадает с метром также с разницей в два ударных слога. Сбой ритма выделяет ее, делает более звучной, значимой.

В описании действий раба заметно многосоюзие — союз и соединяет глаголы-сказуемые: «потек», «возвратился», «принес», «ослабел», «лег», «умер». Так подчеркнуты абсолютная покорность, безропотность человека-раба. Но его смерть не завершение истории, а в определенном смысле начало.

Другой человек, «владыка», князь (в заключительной строфе указана уже социально-политическая характеристика) «гибель разослал к соседям», напитав ядом стрелы. Анчар становится средоточием зла, человек-владыка и человек-раб (его социальный статус как раз ослаблен) его проводниками.

Идея стихотворения заключается в последствии несвободы и причинах зла. Зло является последствием несвободы, несвобода — причиной зла.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!