Это — круто налившийся свист,



Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист,

Это двух соловьев поединок.

(Б. Л. Пастернак)

Эпифора — повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания, т. е. противоположная анафоре стилистическая фигура:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. А. Блок)

Стык - повторение в конце одного стиха и в начале следующего:

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта! А. Блок

Лейтмотив — повторяющийся образ или оборот:

Пускай наносит вред врагу

Не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой

Решит судьба… (Н. А. Некрасов)

Плеоназм — употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. «Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы» (А. С. Пушкин).

 

Рефрен— повторяющийся стих, припев в песне. Трансформирующийся рефрен — повтор стиха с некоторыми изменениями:

Ночь, улица фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый, свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А. А. Блок)

Выразительным средством, создающим эффект эмоциональной напряженности, организующим ритм стихотворения является МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — повторение союза:

И сердце бьется в упоенье

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)

Противоположным стилистическим приемом является БЕССОЮЗИЕ (асиндетон), пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. «Швед, русский — колет, рубит, режет, / Бой барабанный, клики, скрежет» (А. С. Пушкин).

Намерено опущены союзы, соединяющие во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул… (Ф. И. Тютчев)

Рассмотрение особенностей поэтического синтаксиса требует и анализа тех знаков препинания, выбор которых зависит от воли автора. Одним из самых богатых по смыслу является многоточие, которое может указывать и на незавершенность поэтической мысли, и на паузу раздумья, и на нахлынувшие воспоминания, на остроту переживаний, которые не могут облечься в слова (еще раз вспомним пушкинское стихотворение «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…»). Знаком особой выразительности является тире, во многом ставшее приметой поэтики М. И. Цветаевой, которая могла буквально все стихотворение выстроить на этом знаке, добиваясь стремительности мысли, особого динамичного ритма:

Зверю — берлога,

Страннику — дорога,

Мертвому — дроги.

Каждому — свое.

Женщине — лукавить,

Царю — править,

Мне — славить

Имя твое.

Восклицательный знакв поэтическом тексте — это особый способ передачи различных эмоций. В стихотворении А.А.Фета «На заре ты ее не буди…» дважды повторен стих «На заре она сладко так спит», причем в финале стихотворения эта строка завершается восклицательным знаком. Очевидно, что в завершающей строфе повтор дается с иной интонацией, в которой можно угадать нежность, заботу, любовь, восторг.

Иногда поэты прибегают к редкому знаку отточия: лавина точек, которыми можно обозначить пропуск строки или строфы. Поэт таким образом может призывать читателя к сотворчеству или указывать на область невыразимого (финал стихотворения А. С. Пушкина «Осень»).

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫпомогают сосредоточить внимание на том или ином явлении:

- риторический вопрос — оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (А. С. Пушкин).

- риторическое обращение— обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т. д. «А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов…» (М. Лермонтов).

- риторическое восклицание — построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие. «Да, так любить, как любит наша кровь, / Никто из вас давно не любит!» (А. Блок).

Существуют и другие особенности поэтического синтаксиса:

обращение: «Друг мой, друг далекий, / Вспомни обо мне!» (А. А. Фет);

восклицания: «О, хотя бы / еще / одно заседание / относительно искоренения всех заседаний!» (В. В. Маяковский);

— длина фразы, предложение и ритм, совпадения предложений с концом строки, строфы, стихотворение, равное одному предложению: «Когда волнуется желтеющая нива…» (М. Ю. Лермонтов);

— особые синтаксические конструкции: безглагольность, назывные предложения (А. А. Фет «Это утро, радость эта…»), безличные и неопределенно-личные предложения:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

 

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу. (А. А. Фет)

ЗВУКОПИСЬ

Фоника(греч. phonikos — звучащий) — звуковая организация художественной речи. Звукопись— один из видов инструментовки стиха, система звуковых повторов с целью создания особого эффекта соответствия фонетического состава фразы изображенной картине. Специальный набор созвучных гласных и согласных создаёт и усиливает впечатление.

Благозвучие:

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене. (В. Я. Брюсов)

Звуки[а], [э], [л], [л'], [н], [н'], [м], [с].

Неблагозвучие:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух. (А. А. Блок)

Звуки[ч], [р], [р'], [к], [г], [х].

Звукоподражание:

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. (А. С, Пушкин)

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши… (К. Д. Бальмонт)

Звуковые повторы— повторение внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков.

Ассонанс— повторение гласных звуков:

Я впервые открыл в этой речи клоны,

Перспевные, гневные, нежные звоны. (К. Д. Бальмонт)

Аллитерация— повторение согласных звуков:

Рас — стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас — садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли. (М. И. Цветаева)

Метрико-ритмический анализ.

Системы стихосложения

Силлабическое стихосложение— система, основанная на соизмеримости стихов по числу слогов. В русской поэзии утвердилась в XVII веке и просуществовала вплоть до реформы Тредиаковского — Ломоносова (1735—1743).

Что так смутен, дружок мой? Щеки вдруг опали, (13 слогов)

Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали. (13 слогов) А. Кантемир

Тоническое стихосложение— система, основанная на одинаковом (или примерно одинаковом) количестве ударных слогов в стихе при произвольном чередовании безударных. Встречается в фольклорных текстах, в стихах, стилизованных под народную поэзию («Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова), в поэзии XX века у В. Маяковского, М. Цветаевой и др.

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё — пять букв. М. Цветаева

Силлабо-тоническое стихосложение— система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. В русской поэзии утверждается со второй трети XVIII века, господствует в поэзии XIX века. Регулярно повторяющееся в стихе сочетание ударного слога с одним или двумя безударными называется стопой.Например: двустопный хорей, четырёхстопный ямб, шестистопный дактиль, пятистопный амфибрахий. В строке может быть от двух до шести стоп, другие случаи редки.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 434; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!