Все флаги в гости будут к нам,



И запируют на просторе…

«. .И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз... М. Лермонтов

Ирония — с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному (слово в контексте приобретает противоположное значение). Похвала воспринимается как укоризна, указание на ум свидетельствует о глупости и т.п.: «Украшают тебя добродетели, / До которых другим далеко… /И — беру небеса во свидетели — / Уважаю тебя глубоко…» (Н. А. Некрасов).

«Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков» (А. С. Пушкин).

Аллегория — изображение отвлеченного, абстрактного понятия в конкретной форме. Басенные образы.

Символ — многозначный иносказательный образ, в основе которого сходство или общность предметов и жизненных явлений. Символ есть знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа. В отличие от аллегории, он многозначен. Например, образ Незнакомки в одноименном стихотворении А. А. Блока — символ гармонии, счастья, таинственной сути самой жизни.

В число изобразительно-выразительных средств языка входят стилистические фигуры.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи)

Литота - художественное преуменьшение: преуменьшение признака предмета или явления: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (народная песня). В больших рукавицах… а сам с ноготок! Н. Некрасов

Синтаксический параллелизм — тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще — стихотворных строк или строф), в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений. «Я звал тебя, но ты не оглянулась, / Я слезы лил, но ты не снизошла» (А. Блок).

Гипербола - художественное преувеличение:

В сто сорок солнц закат пылал… В. Маяковский

Антитеза — резкое противопоставление образов и понятий. В отличие от антитезы контраст может быть неявным, намеренно скрытым, уходящим в подтекст. Антитеза всегда реализует себя непосредственно в тексте произведения

Оксюморон — сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза, соединение несоединимого; сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. «Пышное увяданье» (А.С. Пушкин), «дать сладость тайным мукам» (Ф.И. Тютчев); «С кем мне поделиться / той грустной радостью, что я остался жив?» (С. Есенин).

Градация — цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. «Не жалею, не зову, не плачу» (С. А. Есенин).

Эллипсис— стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю — берлога, / Страннику — дорога, / Мертвому — дроги, / Каждому — свое» (А. И. Цветаева).Пропуск подразумеваемого слова, который создает эффект лирической взволнованности: «Ни у кого — этих звуков изгибы… / И никогда — этот говор валов» (О. Э. Мандельштам);

Эпифора — повтор слова или сочетания слов в конце смежных с строф или фраз. «Деточка, / Все мы немножколошади, Каждый по-своему лошадь» (В. Маяковский).

АНАЛИЗ ЯЗЫКА. СИНТАКСИС

Понятие «поэтический синтаксис» не имеет терминологического статуса, к нему прибегают, чтобы осмыслить такие особенности синтаксического строения художественного текста (обращение, восклицания, риторические вопросы, инверсии и др.), которые связаны с мелодией стиха, с передачей настроения, с заострением поэтической мысли.

Инверсия — нарушение «естественного порядка» слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи. В трагическом финале стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке» инверсия резко меняет интонацию фразы, заставляя читателя почувствовать надрывную тоску собаки, потерявшей своих щенков:

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

«Швейцара мимо он стрелой / Взлетел по мраморным ступеням» (А. С. Пушкин).

К особенностям синтаксиса стихотворения относятся всякого рода повторы слов, словосочетаний, фрагментов текста. Внешне бесхитростна фраза М. И. Цветаевой: «Сегодня таяло, сегодня / Я простояла у окна». Однако она почему-то завораживает, поэтичность фразе придает именно повтор. Эта стилистическая фигура обладает разнообразными возможностями для своего проявления в художественном тексте.

Умолчание- пропуск слов или словосочетаний. Обычно передает душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об особой сложности изображаемого явления:

Мои мечты… они чисты,

А ты, убийца дальний, кто ты?! Н. Гумилев

Анафора — единоначатие, повторение в начале стихотворных строк слова или словосочетания:


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!