Приложение: Замечания ко второму изданию



1. Вопрос, который мы не обсуждали в первом издании, разрабатывается Бионом в его книге Experiencias en grupo (Group experiances, второе издание, 1972 г.), - это понятие протопсихической системы.

Бион указывает на то, что психологическая структура сложной группы или рабочей группы (wg) является очень мощной: являясь чрезвычайно стойкой структурой, эмоциональные состояния базового допущения вызывают у индивидуумов в группе непропорциональный страх быть задушенными или захваченными ими. К этому следует добавить страх, провоцируемый отсутствием знания о силах, противопоставленных группе.

Если в данной группе находящиеся в конфликте силы можно охарактеризовать, например, как рабочую группу (wg), а также как направленные против базового допущения о зависимости (baD), то нас может заинтересовать судьба базового допущения о поиске пары (baP) и базового допущения о борьбе-бегстве (baF). Мы также можем задать этот вопрос по другому: что заставляет эмоции, связанные с базовым допущением, оставаться столь цепко связанными друг с другом?

Чтобы ответить на эти вопросы (о судьбе бездействующих базовых допущений и цепкости эмоций, относящихся к данному базовому допущению), Бион постулирует существование "протопсихического" феномена.

Это понятие выходит за рамки опыта переживания, однако, Бион полагает, что оно является необходимым для ясного выражения его идей.

Протопсихическое состояние или активность можно охарактеризовать не только как не психическое, но также и как не физическое; его эволюция, скорее, вызывает психические или физические феномены. Это система, в которой эти аспекты остаются недифференцированными; это та матрица, из которой возникают явления.

Из этой матрицы (протопсихической системы) происходят базовые эмоции, относящиеся к базовому допущению, которое в данный момент цепко держит власть над психической жизнью группы. Бездействующие базовые допущения остаются, так сказать, в пределах протопсихической системы.

Эти протопсихические уровни являются источниками заболеваний группы.

Короче говоря, болезни группы должны усматриваться в: (1) отношении индивидуума к данному базовому допущению, как в случае поддержания им его, так и в случае борьбы с ним, и (2) в протопсихических стадиях других базовых допущений, бездействующих в данный момент.

Понятие протопсихической системы и теории базовых допущений могут использоваться при выработке нового угла зрения в отношении к психическим заболеваниям. Мы должны помнить, что протопсихические системы (pmD, pmF, pmP) составляют базис или матрицу для групп, которые в процессе эволюции будут выглядеть либо как психические явления, связанные с активным базовым допущением, либо как физические явления. Классификация физических заболеваний - также называемых психосоматическими болезнями - в соответствии с их источником в данной протопсихической системе, связывающей их с ассоциированными эмоциональными структурами, подразумевает развертывание перспективных исследований в области психосоматической медицины, которая превосходит современные представления о психосоматике и ведет к физическим болезням - еще не исследованному измерению группы.

Более того, сфера приложения понятия протопсихической системы может быть гипотетически расширена на область денег и их использования. Бион считает, что значение денег имеет не только коммерческий источник в смысле товара и необходимости обмена, но также имеет и групповой источник, связанный с данным базовым допущением, в эволюции протопсихической системы.

Согласно его представлениям, источник хождения денег лежит не только в необходимости обмена, но и наоборот, в потребности принимать ценности самой группой как, например, при "выкупе невесты"; хождение денег может быть также способом компенсировать группе потерю одного из ее членов.

То, что он имеет в виду не означает подчинения использованию валюты или ее отклонений в сторону какого-то конкретного базового допущения, хотя было бы возможно выделить определенные виды взаимоотношений, так как деньги имеют разный смысл в военной группе или в обществе, находящимся под влиянием базового допущения о борьбе-бегстве, и религиозном объединении. Если относящиеся к протопсихической системе понятия могут быть использованы для понимания психических и физических болезней, то они также могут рассматриваться в экономической науке, как нарушения (болезни) механизма обмена.

Флуктуации размера валюты несомненно будут связываться с активным базовым допущением и будут зависеть от протопсихической системы.

 

2. По мнению Биона, проективная идентификация была описана в терминах, происходящих из реализации идеи трехмерного индивидуального пространства. Согласно данной формулировке Кляйн, в этом пространстве должны находиться некоторые объекты, и в него пациент предположительно проецирует первоначально диссоциированные части собственной личности. Степень фрагментированности и то расстояние, на которое фрагменты проецируются, должны быть важными факторами в определении степени психических нарушений, демонстрируемых пациентом в его контактах с реальностью. Опыт Биона с очень сильно нарушенными пациентами убедил его в необходимости новых гипотез, которые дали бы более глубокое понимание их поведения и реакций. В этом случае личность рассматривается как обладающая сильно выраженной нетерпимостью к фрустрации и психической боли; она чувствует боль, но не может от нее "страдать". Пациенту, который не может сопротивляться боли, также не удается переживание или "страдание" удовольствия. Он теряет способность к символизации и абстракции, слова для него становятся ничем не отличающимися от вещей-в-себе; они перестают быть представлениями и становятся конкретными элементами или бета-элементами.

У этих регрессивных пациентов, поэтому, отсутствуют средства, которые бы помогли им "составить карту" реализации психического пространства и сформировать адекватное представление о существовании внешнего пространства. Менее регрессивные пациенты могут использовать проективную идентификацию для того, чтобы поместить фрагментированные аспекты собственного-Я во внешние объекты, в то время как более регрессивные пациенты чувствовали бы себя неспособными к проецированию отделенных частей своей личности, поскольку у них отсутствует понятие контейнера, в который можно было бы поместить проекцию. С другой стороны, они могут сформировать понятие "взрывной проективной идентификации" в громадном пространстве, скорее безграничном пространстве, которое невозможно представить никаким способом. Они проживают свои эмоции так, как если бы те были брошены прямо сквозь них (throw across) и растворились бы в бесконечности. То, что для наблюдателя должно выглядеть как мысли, зрительные образы и вербализации, пациентом видится как обрывки языка и рассеянные эмоциональные переживания в пространстве, лишенном временных и пространственных границ. Это вызывает очень интенсивный страх, психотическую панику или психотическую катастрофу.

Бион проводит различие между проективной идентификацией и другой группой реализаций, принимающих форму, названную им гиперболой. Этот термин соответствует системе теорий наблюдения и представляет серии клинических отчетов, описывающих проекцию, соперничество, честолюбие, неистовство, а также расстояние, на которое был спроецирован объект или аспект объекта. Покажем на примере два, высказанных пациентом замечания, представленных Бионом: (1) "Я всегда думал, что Вы были хорошим аналитиком"; (2) "В детстве я познакомился в Перу с женщиной, которая была пророком". Мы можем видеть как "хорошесть" аналитика посредством соперничества была спроецирована в пространстве и времени на определенное расстояние.

У пациента другого типа психотическая личность проявляет похожие свойства в отношении неспособности выносить фрустрацию. Однако, от первого типа его отличает использование механизма расщепления, состоящего в формировании "странных" объектов. Здесь процесс диссоциации имеет более пассивный характер, уступая дорогу тому, что Мельтцер обозначил термином демонтаж (dismantling) личности, которая редуцируется до примитивных способностей восприятия. Пациент опускается до состояния отсутствия ума, нехватки свойств разума, присущей аутичной личности, и затрудняется в различении живых и неживых объектов и т.д. (D.Meltzer, J.Bremner, Sh.Hoxter, D.Weddell, I.Wittenberg, Exploration in Autism, Clunie Press, London, 1975).

Вследствие утраты материнского объекта, который бы адекватно функционировал в качестве средства ограничения отторжения и проекций, у таких пациентов не было возможности осознать понятие либо своего внутреннего пространства, либо пространства объектов. В определенном месте они были неспособны различить находятся ли они внутри или вне объектов; в силу этого у них были серьезные трудности с использованием механизмов проекции и интроекции. Точно также они были неспособны использовать проективную идентификацию в качестве механизма, функционирующего в мире, понимаемом как трехмерный. Вот почему эти пациенты, очевидно, используют специальный механизм нарциссической идентификации, названный Е.Биком "липкой идентификацией" ("The experiance of the skin in early object relations", International Journal of Psycho-Analysis 49, 1968). Этот тип идентификации может вызывать чрезвычайно сильную зависимость от объекта, стимулирующую фантазию о накладывании себя, подобно наклеиванию почтовой марки на поверхность объекта так, что они становятся частью этого объекта, имитируя их внешний вид и поведение.

История смерти Палинура, описанная в Анеиде Виргилия (на него еще будет ссылка в параграфе 6), предлагает модель для представления психотической части личности.

 

3. Опасность, связанная с использованием моделей, заключается в том, что они стремятся подавить способность аналитика наблюдать. Наблюдение является основным и необходимым для того, чтобы развить психоаналитическую функцию личности. Если же модель заменяется наблюдением, то понимание становится ограниченным, а исследование родственных элементов - невозможным.

 

4. В написанной в Лос-Анжелесе и неопубликованной статье 1971 года ("Таблица") Бион отмечает, что строка С, а также колонка 2 заслуживают того, чтобы быть расширенными вплоть до создания для них отдельной таблицы.

Колонку 2 Бион первоначально задумал для создания ряда категорий тех утверждений, ложность которых известна и пациенту, и аналитику. Примером может служить утверждение: "Я буду ждать Вас завтра на рассвете". В клинической практике, тем не менее, становится необходимым рассматривать специальные проблемы, вызванные обманом. Полезно проводить различие между ложным утверждением и утверждением, сделанным с целью обмана. Ложные формулировки связаны с ограничениями, присущими человеческим существам, которые не могут полностью доверять своей способности познать "истину" и правильно ее сформулировать. С другой стороны, обманывающая личность должна быть уверена в том, что ее знание истины и ее утверждения (сочувствуя "истине", но на самом деле обманывая) служат тому, чтобы избежать определенного знания; поэтому, колонка 2 должна включать в себя 2' для утверждений с целью обмана. Они характеризуются тем, что заменяют "истинные" утверждения, которые в противном случае вызвали бы катастрофическое изменение.

Строка С также заслуживает отдельной таблицы.

Эта строка включает в себя образы, первоначально зрительные, те, что возникают в сновидениях, мифах, устном перечислении зрительных образов и галлюцинациях.

Сложность строки С оправдывает ее расширение с тем, чтобы включить преобразования чувственного опыта отличного от зрительного. Таблица может быть расширена и другим способом. Если, например, аналитик желает исследовать расстояние между физическими и психическими фактами, то он может вставить между строками А и В целую таблицу, как если бы внутри системы можно было бы видеть множество систем в глубине. Таким образом он может расширять таблицу до бесконечности, повторив описанную процедуру и тем самым образовав второй цикл. Бион говорит, что представляет себе систему как повторяющийся винтовой путь.

 

5. Геометрия сделала шаг вперед с открытием декартовых координат, математика - с включением сначала отрицательных, а затем и мнимых чисел. Психоанализ также нуждается в формальном представлении, способствующем нашему пониманию разума.

Бион в качестве примера предлагает три случая отношения прямой линии к окружности: (1) общие точки существуют и различны (секущая линия), (2) точки существуют и совпадают (когда прямая пересекает окружность в одной единственной точке - касательная линия), и (3) сопряженный ансамбль (когда линия находится полностью вне окружности). Окружность является полезным образом для многих индивидуумов, так как она наглядно иллюстрирует "внутреннее и внешнее"; при этом в случае психотической личности, очевидно, что не существует разделяющей мембраны. Психотическая личность не может выносить не-вещь, и видит в окружности напоминание о не-вещи, которая подразумевает установление различия между "внутреннем и внешнем".

С другой стороны, мы можем применить эту математическую модель к различным ситуациям, относящимся к психоаналитической теории и клинической практике. Первый случай - окружность, в двух точках пересекаемая прямой (секущей), - может представлять установление различия между субъектом и объектом, внутренним и внешним, символом и тем, что этот символ обозначает и т.д. Второй случай - окружность, которой прямая касается в одной точке (касательная), - может представлять, например, состояние спутанности между внутренним и внешним миром и т.п. Третий случай - окружность и полностью отдельная от нее прямая, не имеющая с ней общих точек (сопряженный ансамбль), - может представлять "психотическую личность" не имеющую контакта с реальностью, или психотическую личность, отделенную от невротической личности, или потерю контакта между пациентом и аналитиком, и т.д.

 

6. Мифы (в таблице - формулировки строки С) используются Бионом для создания "картинной галлереи" из элементов-повествований, которые могут служить моделью почти для всех эмоциональных ситуаций, имеющих отношение к области пересечения практического психоанализа и психоаналитической теории. К хорошо известным мифам об Эдипе, Вавилонской башне и Райском саде он добавил по крайней мере две "новых картины": реальное погребение Юра и смерть Палинура.

Примерно 3500 лет д.н.э. был погребен король в реальном погребении Юра. Согласно реконструкции, проделанной экспедицией из Британского музея и Университета Пенсильвании под руководством сэра Леонарда Вули (Sir Leonard Wooley), церемония погребения включала процессию из самых видных сановников двора, - одетые во все великолепие, они спустились в специально подготовленную яму, где приняли наркотическое зелье (вероятно гашиш). После этого, под музыкальное сопровождение яму сравняли с землей и те, кто находились в ней были заживо погребены вместе с покойным монархом.

Биону интересно, что за силы - эмоциональные, культурные, религиозные - заставили участников погребения вести себя заведомо ведущим к смерти образом. Ему интересно, существует ли сегодня похожая сила, опасность которой нами не осознается. О каких силах мы говорим? Можем ли мы назвать ее "невежественностью"? Или мы должны думать, что это более динамичная сила, менее известная? "Религия"? Или "всемогущество"?

К этой "картине" Бион добавляет другую: грабители могил, которые оскверняют область, освященную ритуалами и тайной, спустя пять сотен лет разграбили то же самое кладбище. Его снова интересует, какие эмоциональные силы подвигли этих людей вторгнуться в столь объятую тайной область, преодолев свой страх встречи с душами умерших и гнева богов. Грабители, не поддаваясь страху, нашли могилу короля и забрали множество ритуальных предметов. Было ли любопытство той силой, что толкала их делать это? Или, возможно, жадность? Бион полагает, что тех грабителей мы должны рассматривать как первых ученых... или осудить наших ученых за их алчность.

Две картины вызывают множество аналогий и могут быть использованы - совместно с тем временным периодом, что разделяет их - для построения модели, которая позволила бы достичь широкого видения тех ситуаций и конфликтов, с которыми встречается психоаналитик в своей практике.

Другая картина - она из Анеиды Виргилия - смерть Палинура (Анеида, Книга V), подробности которой мы приводим здесь: Эней, вновь успокоенный Нептуном после шторма, приказывает своей флотилии воспользоваться периодом спокойной погоды и продолжить путешествие. Командовать Флотом он поставил Палинура. Когда все спали, Палинур стал у руля и пустился в путь. Сомнус наслал на Палинура неприятные видения. В образе Форбаса, когда Палинур усадил его, он сказал: "Палинур, сын Иасио, взгляни как волны сами собой ведут твой флот; как мягко дует ветер; дай отдохнуть своим рукам и глазам. Я подменю тебя на время". Подняв свой усталый взор, Палинур отвечает: "Ты хочешь, чтобы я не обращал внимания на то, что море действительно спокойно, а волны действительно миролюбивы? Ты хочешь, чтобы я доверился этому монстру? Ты хочешь, чтобы вверил я судьбу Энея ненадежному ветру, что подводил меня столь много раз под видом спокойного неба?" Сказав это, он собрал все свои силы и встал, и руль не отпускал, пока на небе не перестал видеть звезды; но бог забросил его в храм реки забвения Леты; непреодолимое оцепенение охватило его и, сколько он ни сопротивлялся, - глаза поддались силе сна. Едва члены Палинура стала одолевать вялость, как бог наклонился над ним и бросил в волны; в своем падении Палинур унес с собой часть кормы и руль; он звал своих товарищей, но - тщетно.

Тем временем флот продолжал свой путь по морю как будто ничего не произошло, поверив обещаниям Отца Нептуна.

Эней, осознав, что его судно, потерявшее Палинура, случайным образом блуждает по морю, средь темноты взял руководство на себя и опечаленный, оплакивая потерянного друга, сказал: "О, Палинур, из-за твоей чрезмерной веры в спокойствие моря и неба, лежишь ты выброшенным на неизвестный песчаный берег".

Эта замечательная история наводит на размышления. Она замечательна своими описаниями и образами, а также силою своего языка, который как и в Царе Эдипе Софокла придает драматическую форму устойчивой связи, выраженной мифом. Здесь мы находим, как и в погребении Юра, эмоциональные силы, божества, наркотическое зелье, неистовство и высокомерие, всемогущество и безнадежность.

Психоаналитик, укрывшись в кажущейся тиши своего офиса, сталкивается с развитием самых примитивных частей разума, реальным и всемогущественным процессом патологической проективной идентификации, атаками на терапевтические узы и психозами. Подобно грабителю могил, психоаналитик испытывает страх последствий своей попытки заниматься изысканиями в таких опасных областях; как Палинур он бежит риска неудачи в своей попытке и осуждается за свою безответственность.

Это некоторые из возможных применений "картин", предложенных Бионом. Каждый читатель может найти в них свои значения, вызванные его собственным опытом.

 

7. "Точка зрения" подразумевает видение. Тем не менее можно рассматривать и другие ощущения в качестве позиций (вершин) из которых развиваются преобразования. Когда линия представляется без отображения ее на бумаге, это можно описать как "использование внутреннего зрения", "рассматривание с помощью воображения" или "визуализацию". Эта активность зависит от психического эквивалента зрительного ощущения. Аналогично, "горечь" воспоминания зависит от психического эквивалента системы питания; "дурно пахнущая" ситуация - от психического эквивалента обонятельного ощущения. Таким образом, и по аналогии с внутренним взором, можно говорить об обонятельной позиции, или о слуховой, дыхательной, позиции продолжения рода и т.д.

В любом случае, по-видимому, зрительно-психический эквивалент имеет больше преимуществ по сравнению с другими психическими эквивалентами, из-за того, что зрительные образы, лучше могут подходить к другим средствам, например, вербальным. По этой причине Бион считает, что возможное решение проблемы психоаналитического общения может быть найдено, при наличии времени, с помощью элементов строки С.

 

8. Преобразование - это аналитический термин, подразумевающий взаимоотношение между двумя элементами. Если, например, между аналитиком и пациентом воспроизводятся роли отца и сына, то важным является не значение каждой из этих ролей в отдельности, а их взаимоотношение. То, что аналитиками называется переносом, похоже на то, что математики называют чистой математикой, указывая этим на взаимоотношение между двумя математическими объектами.

 

9. Термин наука в его обычном смысле описывает определенный вид деятельности, направленной на объект чувств; он не годится для описания подхода к реальности психоаналитической "науки". Последняя охватывает такой аспект человеческой личности, который в конечном счете не известен и непознаваем - О. Эта критика верна со всех точек зрения (позиций): каждая из них (возможно, за исключением мистико-религиозной) является неподходящей в отношении к О, так как они не адаптированы к тому, что не имеет оснований в сфере ощущений.

 

10. Анализ происходит в настоящем. Иначе и не может быть. Даже если аналитик или пациент ссылаются на идеи, относящиеся к прошлому (ностальгия) или будущему (ожидания), эти идеи подразумевают чувства, имеющие место в данный момент.

Мы должны помнить о замечании Биона, что в офисе аналитика должны находиться два человека, которые разделяют вызывающее тревогу положение, даже если мука эта у каждого разная. Когда это не происходит, хорошо задать вопрос о том, почему вызывает у них беспокойство попытка узнать, что знает каждый из них. Это будет означать работу только с уже известным - очень сильный соблазн для аналитиков, так как анализ создает ситуацию, которой обычный человек предается с большой мукой даже оставаясь у себя дома.

Аналитик должен быть способен выносить расширяющуюся вселенную, которая предстает перед ним в процессе его общения с пациентом. Он может, как он думает, перейти от пустяков к интерпретации, но к тому времени, когда он закончит говорить, вселенная расширится настолько, что превзойдет границы его собственного восприятия. Проблема состоит в том как выдержать все это, - цель гораздо более скромная, чем пытаться добавлять что-то новое в психоанализ.

Практика психоанализа зависит от способности аналитика и пациента устанавливать контакт с психоаналитическим фактом. Говорить о психоаналитических фактах - это по сути своей значит теоретизировать, так что требуется оценка или ясное понимание психоаналитических фактов. У себя в офисе практика позволяет аналитику при случае сказать: "Это то, что я называю фактом".

Для иллюстрации некоторых видов переживаний в психоаналитической ситуации, Бион использует модель. Он говорит, что если он будет смотреть на спокойную воду, течению которой ничто не препятствует, то он не сможет ее обнаружить, поскольку она слишком прозрачна; однако, если вставить в воду палку, то он сможет увидеть вызванный ею турбулентный след. Точно также он отмечает, что если мы допустим существование человеческого разума, то этот разум мог бы в тот или другой момент генерировать некоторую турбулентность; психика других людей могла бы посредством восприятия, интуиции или таланта сделать эту турбулентность явной; таков пример Леонардо да Винчи.

Бион говорит, что напряжение между двумя людьми может быть настолько слабым, что оно не будет их стимулировать. С другой стороны, различия в отношениях или темпераменте могут быть настолько велики, что обсуждение станет невозможным. Ситуации настолько может недоставать напряжения, что в ней не будет стимулов, или в ней может быть такое напряжение, что она не сможет быть продуктивной.


Словарь символов

baD                           Базовое допущение о зависимости: представляет функциональное состояние психики группы, характеризующееся коллективной фантазией о зависимости от лидера в умственной и физической пище.

baF                            Базовое допущение о борьбе-бегстве: представляет функциональное состояние психики группы, которое содержит коллективную фантазию об атаковании и атакуемости.

baP                            Базовое допущение о поиске пары: представляет функциональное состояние психики группы, находящееся под доминирующим влиянием мессианской надежды на лидера, который должен родиться.

W                              Рабочая группа: психическая активность группы, для которой характерным является решение задач рациональными и научными методами.

♀♂                             Представляет динамическое взаимодействие между контейнером и контейнируемым. Обозначает механизм проективной идентификации, а также является элементом психоанализа.

Ps«D                Представляет взаимодействие между параноидно-шизоидной позицией и депрессивной позицией, а также возникновение избранного факта.

R                               Символизирует причину.

I                                 Символизирует идеи и все, что может быть обозначено словом "мысль".

± Y ( ) ( ) ( )       Представляет психоаналитический объект.

m                                (мю) Представляет врожденное свойство личности.

x                                (ипсилон) Представляет неполный элемент, который присутствует в до-представлении и открыт для реализации.

y                               (пси) Представляет до-представление.

Y                               Представляет фактор психического развития.

L                                Представляет связь посредством любви между двумя людьми или между двумя частями одного человека.

H                               Представляет связь посредством гнева между двумя людьми или между двумя частями одного человека.

К                               Представляет связь посредством познания.

                              Представляет ♀ и ♂ как связанные не-знанием; это означает не отсутствие знания, а ситуацию действия, в которой взаимоотношение лишается смысла.

Т                                Представляет преобразование, которое включает в себя исходное событие, процесс и конечный продукт.

Тa                             Представляет процесс преобразования.

Тb                             Представляет конечный продукт преобразования.

Т(пациент)a    Представляет преобразования в пациенте.

Т(пациент)b     Представляет конечный продукт преобразования в пациенте.

Т(аналитик)a Представляет преобразования в аналитике.

Т(пациент)b     Представляет конечный продукт преобразования в аналитике.

. и —                         (точка и линия) Представляют наряду с другими время и пространство, которые могут сами символизировать объекты и отношения объектов. Точка (.) и линия (—) говорят о "положении, которое занимает объект в пространстве и времени", - как о более точном ответе непсихотической части личности при столкновении с отсутствием объекта.

О                               (буква "О") Представляет окончательную реальность, абсолютную истину или непознаваемую психическую реальность (по Канту), которую можно познать только через ее преобразования.

F                                (акт веры) Представляет психическое состояние, в котором преобладает "отсутствие воспоминаний, желаний, понимания", служащее для восприятия эволюции О.

-F                               Представляет жадную, завистливую силу, служащую для лишения объектов их существования.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!