Пространство и время в психотической области личности



Психоаналитическая теория часто обнаруживает свой недостаток при построении формулировок, описывающихся таким способом, что уровень наблюдения и теоретический уровень кажутся перепутанными, находящимися на одном уровне абстракции. Теория может казаться слишком конкретной и, в силу этого, не подходящей для более общего приложения к иным эмоциональным переживаниям, возникающим в психоаналитической терапии. С другой стороны, она может казаться слишком абстрактной. Эти проблемы становятся даже еще более острыми и насущными, когда мы сталкиваемся с задачей изучения понятий столь же сложных, как и имеющая отношение к развитию концепция времени и пространства.

Бион в связи с этим настоятельно рекомендует использовать абстрактные символы и манипулировать ими в отсутствие объекта познания (аналитической сессии). Использование категорий таблицы является важной частью этого метода исследования (см. об использовании таблицы Главу 3). (См. Приложение § 5.)

Другое предложение состоит в использовании абстрактных символов, таких как точка (.) и линия (—), - чтобы использовать их так же как использует математик в своих геометрических и алгебраических формулах. Применяя такие математические средства, аналитик подвергается опасности слишком сильного удаления от эмоциональной ситуации со своим пациентом ради достижения свободы или мышления. Если иметь это в виду, то метод будет работать, и психоаналитик сможет оставаться в контакте с эмоциональным фоном, на основе которого был выведен абстрактный символ. Помня об этом, сфокусируем теперь наше внимание на этих двух символах: точке (.) и линии (—). Оба они должны рассматриваться как представляющие две группы идей.

Во-первых, точка (.) и линия (—) представляют устойчивую связь; они функционируют как определяющие гипотезы, и их развитие будет зависеть от той степени, до которой негативный аспект определяющей гипотезы является терпимым (точно так же нечто, указывающее на то, что "есть", указывает также на нечто, что "не есть"; символ указывает на то, что "есть", но "не является" тем, что символизирует). Понимаемые таким образом точка и линия указывают на объекты, и все развитые Мелани Кляйн соображения, касающиеся объектных отношений, применимы к ним. Для другой группы идей точка (.) и линия (—) представляют время и пространство, которые порождают (infuse) объекты и объектные отношения. В этом случае, точка (.) и линия (—) могут быть символическим выражением "положения, которое объект занимает в пространстве и времени", как более проработанный ответ непсихотической части личности на отсутствие объекта.

В отличие от этого психотическая часть личности не способна терпеть такое отсутствие и "создает" пространство. Посредством преобразования в галлюцинирование она изменяет временной порядок "сейчас-не-есть" и пространственный порядок "здесь-не-есть" на "сейчас-есть-здесь".

Преобразование в галлюцинирование является частной формой функционирования психотической области личности и создает пространство, занятое несуществующим объектом, иногда путем манифестации галлюцинаций, а в другой раз - посредством эквивалентных явлений (мерцающих галлюцинаций, невидимых галлюцинаций).

Это "занятое" пространство представляется символом минус точка -(.) и минус линия -(—). Они указывают на способы замещения незанятого пространства-времени. Поскольку это условие является непереносимым психотической частью личности, последняя атакует с чувством зависти и жадности незанятое состояние пространства-времени (а также понятия и символы, которые их представляют), лишая их репрезентативной функции.

Психическое пространство в галлюцинировании

Модель психического аппарата, описанная Фрейдом и проиллюстрированная им на схеме Эго, Суперэго и Ид, основывается на реализации физического аспекта. Эта модель показала свою полезность в объяснении многих событий, но оказалась неподходящей для понимания пациентов с нарушениями ориентации во времени и пространстве. Чтобы подойти к пониманию этих нарушений, используемая для исследования модель должна быть такой, чтобы свойственная ей реализация была близка модели, используемой пациентом.

Психическое пространство, постулируемое Бионом, является вещью-в-себе и в силу этого непознаваемо.

Психическое пространство можно представить мыслями, словами и т.п., но это неизбежно ограничивает его. Кляйнианская теория проективной идентификации формулируется в терминах, берущих свое начало в реализации обычной области трехмерного пространства; эти формулировки опираются на зрительный образ пространства, которое содержит объекты всех типов. Представляется, что именно в это пространство человек проецирует отщепленные части своей личности. Тем не менее, аналитическая работа с сильно нарушенными пациентами привела Биона к попытке более точно формально представить психическое пространство, так как у определенных типов пациентов понятия пространства и времени подчиняются реализации психотических фантазий, основанных на психической реальности, форма которой происходит не из физической реальности.

Эмоциональный опыт переживания, под названием психотическая паника, О преобразования в галлюцинирование, является опытом, который может рассматриваться как неудача альфа-функции в формировании контейнера (♀), который бы "вмещал" в себя отторгаемые эмоции. Неспособность сформировать контейнируемое (♂), которое бы смогло вынести период ожидания контейнера (♀), наряду с неудачей в формировании устойчивой связи, относящейся к избранному факту (Ps→D действие), приводит к тому, что отношение ♀♂ не устанавливается или к тому, что устанавливается отношение -♀♂. Реалистичная проективная идентификация терпит неудачу, и вместо нее возникает "взрывная проекция" ("explosive projection"), которой является переживание в ничем не ограниченном "психическом пространстве". Этот эмоциональный опыт переживания создает пространство, которое ощущается настолько огромным, что не может быть представлено даже космическим пространством. Отношение между контейнером и контейнируемым является настолько взрывным и уничтожающим, что не может быть представлено ничем. Оно отвергает символы.

Бион предлагает медико-биологическую модель для понимания эмоционального опыта переживания психического пространства. Он полагает, что его можно сравнить с хирургическим шоком, при котором капилляры настолько расширяют пространство, в котором циркулирует кровь, что пациент фактически течет к смерти в своих собственных тканях.

Психическое пространство, созданное психотической частью личности, является настолько громадным по сравнению с привычным трехмерным пространством, что пациент чувствует, как его эмоции исчезают в бесконечном вакууме, подобно крови в медицинской модели. Слова, образы и идеи этих пациентов являются остатками, обломками или фрагментами, плавающими в безграничном пространстве (психическом пространстве галлюцинирования). Как альтернатива, они могут быть сгруппированы вместе в попытке синтеза, образуя конгломераты. Они изгоняются как бета-элементы или странные объекты, которые отмечают "место, в котором объект должен быть".

Таким образом, Бион предлагает описание, в котором (.) и
(—), ♀♂ атакуются психотической частью личности с неистовыми опустошающими эмоциями, среди которых мы отмечаем особенно разрушительную связь зависти и жадности; в результате губительная сила лишает смысла процесс зарождающегося формирования понятий пространства и времени.

Развитие непсихотического понятия пространства и времени проистекает из установления устойчивой связи опытных фактов, относящихся к наличию и отсутствию объекта. Эта связь наполнена эмоциями, которые можно вытерпеть, и это дает нам возможность рассматривать ее в качестве определяющей гипотезы (.) и (—), которая в неполной (ненасыщенной) форме может быть использована в качестве до-представления. Новые эмоциональные переживания будут вести к еще более сложным формулировкам и понятиям, и развивать терпимость в отношении наличия-отсутствия, "сейчас" и "не сейчас", "здесь" и "не здесь". Это ведет к росту, понимаемому как эволюция.

Точка (.) и линия (—) являются знаками, которые (как определяющая гипотеза) могут представлять, но не заменять. Они действуют как до-представления, которые при успешной негативной реализации (фрустрация, отсутствие объекта) будут способствовать более частому конструированию символов в области мышления и области действия, закладывая основу для слов, которые должны стать прелюдией действия, а не заменой его. Несколько примеров иллюстрируют эти понятия: пациент вновь и вновь говорит, что он - "утекающее время". Эта формулировка будет интерпретироваться совсем по-другому, если мы сможем понять, что для психотической части личности это не вербальное преобразование, а конкретное и актуальное событие. Похожим образом, слова такие как вчера, позже или спустя несколько лет могут быть не репрезентациями, а остатками деструктивных рассеивающих атак на время. С тем, чтобы зафиксировать это в материале пациента наблюдатель должен быть готов частично отказаться от привычных типов преобразования и постараться понять преобразование, используемое пациентом. Другой пример: в ходе анализа пациент делает ссылки на определенное событие, однако, в этих ссылках, отделенных месяцами и даже годами, наблюдатель с трудом может распознать рассеянные фрагменты атакованного эмоционального опыта. Тем не менее, для психотической части личности они являются "растянутым" настоящим моментом времени, а также мерой конкретного расстояния между рассеянными фрагментами. Понимание отреагирования в связи с бесконечным и рассеянным "психическим пространством" дает новый угол зрения в понимании проблем, связанных с этим "психическим пространством".

Преобразование в галлюцинирование подразумевает реализацию преобразования из О вещи-в-себе, в контексте отличном от контекста вербального или символического преобразования. Точка (.) и линия (—) являются невыносимыми, в силу атаки зависти на зарождающееся понятие пространства и времени, которая лишает их репрезентативных свойств, оставляя только вещи-в-себе, бета-элементы, вакуум. Точка (.) становится минус точкой -(.), линия (—) становится минус линией -(—), а пространство - "не-пространством" с угрожающими свойствами, которые в него были вложены.

Примечания

[1] S.Freud, The interprrtation of dreams // S.E. 5.

[2] S.Freud, A metapsychological supplement to theory of dreams // S.E. 14.

[3] Преобразования в мышление являются преобразованиями движения, которое может быть представлено словами и поэтому вербализовано.

[4] S.Freud, The ego and id // S.E. 19.


Глава 6          ПОЗНАНИЕ

Предложенная Бионом теория мышления и размышления является также и теорией познания, научения через опыт переживания и их нарушений. Он развивает представления об источнике познания и получения знания, а также некоторые положения, касающиеся "психоаналитического знания". Он принимает к рассмотрению знание индивидуума о самом себе и других, учебные отношения индивидуума с группой, а также таковые для группы с другими группами.

Теория познания, которую можно почерпнуть из работ Биона, - это теория, полагающая, что познание берет свое начало в примитивном эмоциональном опыте, иногда вмешивающемся в ослабленной форме в более поздний опыт открытия, научения и формулирования новых идей в какой-либо области, будь то наука, эстетика, психоанализ или что-либо еще. Он предлагает искать похожие формы в очень несхожих опытах, то есть выявлять инварианты или эквивалентные им структуры всякий раз, когда индивидуум, группа или общество встречаются с проблемой познания.

Бион полагает, что до конца реальность объекта непознаваема в кантианском смысле. Объектом познания в психоанализе является собственная психическая реальность или психическая реальность другого. Познание ее ставит различные проблемы. Одна из главных проблем связана с тем, что такой объект познания - психическая реальность - не является объектом физического чувственного восприятия. Основные эмоции, с которыми имеет дело аналитик - тревога, любовь, страх, гнев - не могут быть восприняты органами чувств (их нельзя пощупать, услышать или увидеть), но можно различить их вербальные и телесные преобразования. Суть проблемы, поставленной психоанализом, состоит в недостаточно адекватной терминологии, используемой для описания такого рода событий. Похожую проблему в математике Аристотель решил, допустив, что та имеет дело с математическими объектами.

Бион полагает удобным считать, что психоаналитик имеет дело с психоаналитическими объектами.[1] Психоаналитик пытается обнаружить их в ходе психоаналитической терапии и с помощью удачных абстракций и преобразований найти способ передать природу этих объектов.

Эти процессы интуиции, абстрагирования и преобразования в чем-то схожи с процессами открытия и абстрагирования, происходящими, как считает Бион, в психике развивающегося младенца. Благодаря альфа-функции, младенец строит на основе своих первых эмоциональных переживаний модели и понятия, которые он будет использовать в качестве гипотез при своих контактах с внутренней и внешней реальностью. В процессе постоянного эволюционного взаимодействия у него возникают концепции, понятия, словарь и язык, которые дадут возможность всестороннему их развитию и применению.

L, H и K-связи

В процессе развития личность решает проблему терпимости к фрустрации, свойственной переживанию, именуемому как К-связь.

Слово связь описывает эмоциональный опыт, который всегда имеет место при общении двух людей или когда две части личности взаимодействуют друг с другом. Бион выбирает три эмоции: Любовь (L), Ненависть (H) и Познание (К) и рассматривает их как свойства связи между двумя объектами, являющиеся необходимым условием существования взаимоотношения.

Символ К (от слова knowledge - познание) используется для обозначения связи между субъектом, пытающимся познать объект, и объектом, который может быть познан. К-связь представляет собой активную связь и указывает на эмоциональное переживание, которое имеет особый оттенок, отличный от того, что представляют L-связь и Н-связь. Этот особый эмоциональный оттенок выражается болезненным чувством, которое можно различить в вопросе "Как Х (субъект) может знать что-либо?"; формально его можно представить как боль, связанную с фрустрацией, внутренне присущей познанию.

К-связь позволяет выделить тип индивидуума, который через интроспекцию пытается узнать правду о себе. Этот символ характеризует также взаимоотношение между аналитиком и пациентом. Познание правды о себе является функцией личности. Бион полагает, что Фрейд[2] неявно приписывал эту функцию сознанию, когда определял его как "чувственный орган для восприятия психических свойств". Развитие этой функции личности достигается посредством удачных и многочисленных эмоциональных переживаний, в которых участвуют операции Ps«D и ♀♂ (Глава 3). Эта функция схватывания психических свойств в основе своей связана с познанием психической реальности и Бионом названа психоаналитической функцией личности. Эта функция существует с самого начала жизни и развивается, благодаря психоаналитическому методу.

По аналогии с до-представлением К-связь подразумевает знание чего-то, что еще не реализовалось. Используя модель контейнера-контейнируемого (♀♂) об этой связи можно сказать, что она подразумевает существование взаимоотношения в паре на эмоциональном фоне, характеризующемся терпимостью к сомнению.

Отношение под названием понимание - это активность, посредством которой субъект осознает эмоциональное переживание и становится способным представить его в виде абстрактной формулировки, которая в достаточной мере представляет это переживание. Процесс абстрагирования является очень важным в эмоциональном переживании К-связи, поскольку абстрактные элементы могут использоваться для научения через опыт и для понимания.

Этот процесс осуществляется в отношениях между контейнером и контейнируемым (♀♂) – с одной стороны, и динамического взаимодействия между параноидно-шизоидной позицией и депрессивной позицией (Ps«D) – с другой. Последняя процедура описывает процесс интеграции и дезинтеграции, подобный тому, что был описан Пуанкаре как открытие избранного факта.

Необходимо проводить различие между "обладанием знанием", как результатом модифицирования боли в К-связи (в этом случае полученное знание будет использоваться для дальнейших открытий), и "обладанием знанием", которое используется для избегания болезненного переживания. Можно обнаружить, что последнее доминирует во всезнающей части личности. Установление К-связи и, следовательно, научение через эмоциональный опыт переживания прекращается.

Уклонение от боли может быть в арсенале деятельности под названием "-К-связь" (минус К), - эмоционального состояния, в котором все присущие К-связи факторы меняют свое направление на обратное. Эмоциональными факторами в -К являются зависть и жадность, а в терминах контейнера-контейнируемого они составляют отношение, которое является губительным и разрушительным для обоих, где смысл и эмоция активно лишаются (denuded) жизненности и воспринимаются так, что открытие и развитие становится невозможным. -К-связь заменяет нравственность в научном мышлении. В таком подходе не будет функции, призванной различать правду и ложь, вещь-в-себе и представление. Описывая эту связь, Бион определяет область психотической личности или психотической части личности. Эта связь может также быть названа паразитической и существовать между двумя объектами, связанными друг с другом таким образом, что будут продуцировать третий объект, разрушительный для всех трех.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!