Миф в качестве модели К-связи



Мифы были источником знаний для самых разных дисциплин (см. Приложение § 6). Психоанализ обнаружил, что миф об Эдипе проясняет детали сексуального развития, и это продемонстрировал Фрейд, применяя теорию эдипова комплекса. Доказано, что исследование эдиповой ситуации в многочисленных и различных ее воплощениях (реализациях) способствует развитию пациента в аналитической терапии; а также развитию психоаналитической теории, - например, формальному представлению ранних стадий эдипова комплекса. Открытия психоанализа в свою очередь дали возможность более полно понять мифы. Любовь, ненависть, сексуальность и ревность (L и Н-связи) играют доминирующую роль во всех этих исследованиях.

Бион предлагает, в качестве примера, использовать миф об Эдипе в поиске элементов, относящихся к К-связи, то есть - к проблеме познания, усматривая в ней по крайней мере такую же основу человеческого существования, как в L и Н-связи. С этой точки зрения он рассматривает три различные мифические повествования - о Райском саде, Эдипе и Вавилонской башне - и ищет лежащие в их основе общие структуры, имеющие отношение к К-связи.

Общими найденными в этих трех мифах элементами являются всезнающий и всемогущий бог, - модель умственного развития, идущего от любопытства и вызова, - и наказание, связанное с запретом на любопытство и поиск истины. В мифе о райском саде вызов состоял в том, что был съеден запретный плод с древа Познания, наказанием за что послужило изгнание с райской земли. Любопытство Эдипа относительно себя представлено загадкой Сфинкса. Вызов содержится в высокомерной и упрямой манере, в которой Эдип осуществляет свое исследование, несмотря на предупреждения Тиресия, наказание слепотой и изгнанием. В мифе о Вавилоне любопытство и жажду познания (достичь небес) олицетворяет вызов в виде постройки башни, и город наказывается смешением языков, разрушением способности общаться. Существенно, что во всех трех мифах любопытство являлось греховным качеством. Модели умственного развития представлены древом Познания, загадкой Сфинкса и Вавилонской башней.

Лежащий в основе этих мифов способ отношения к "познанию" - один и то же. Любопытство ищет знания; нетерпимость к боли и страху незнания побуждает к действию и это действие направлено на то, чтобы избежать, отменить или нейтрализовать поиск и любопытство. В колонке 2 таблицы (см. Главу 3) мы можем найти место феномену сопротивления, направленному против открытия новых истин. Мифы дают описательное представление проблемы; каждый из трех мифов описывает драму взаимоотношения индивидуума с группой в том, что касается поиска ради самопознания.

Бион полагает, что миф об Эдипе описывает часть примитивного аппарата, который работает как до-представление в психике младенца. Это до-представление указывает на родительскую пару и реализуется через контакт с реальными родителями или людьми, их заменяющими. "Миф-до-представление об Эдипе" - это предшественник познания психической реальности. Поэтому, Бион утверждает, что "личный миф об Эдипе" формируется альфа-элементами и предполагает, что на ранних стадиях развития ребенка он является неотъемлемой частью аппарата научения. Этот личный миф-до-представление об Эдипе является, таким образом, фактором в психоаналитической функции личности.

Этот личный миф, который позволяет младенцу понять свои отношения с родительской парой, может испытывать разрушительные атаки со стороны зависти, жадности и садизма, заложенных конституционально. Разрушительные атаки приводят к фрагментации и рассеиванию до-представления, что препятствует развитию интуитивного качества (измерения) аппарата научения через опыт переживания. В результате, развитию психоаналитической функции личности будет нанесен вред.

Психоаналитический объект

Психоанализ пытался определить объект своего исследования, и психоаналитики пребывали в уверенности, что в какой-то мере это было достигнуто. Трудности, присущие обмену опытом между аналитиками, тем не менее, указывают на то, что существует потребность в более четком определении сути объекта исследования.

Характерными свойствами такого объекта, связанного с психической реальностью или с бессознательными фантазиями, и который Бион называет "психоаналитическим объектом", являются его вне-чувственное качество и способность "развиваться", "уменьшаться", "присутствовать" и "становиться". Эти термины, однако, вызывают ассоциации, которые не годятся для описания психоаналитического объекта. Для облегчения этого затруднения Бион предлагает использовать абстракцию-формулу, что позволит сузить диапазон ассоциаций. Предложенная Бионом формула имеет следующий вид: ±U(m)(x)(y).

Символ Y обозначает фактор умственного роста и может быть как положительным, так и отрицательным. Мю (m) представляет свойство личности. Ипсилон (x) является неполным[*] элементом до-представления, обозначаемого символом y (пси).

Психоаналитическая теория предполагает непрерывность развития, которое начинается с примитивного эмоционального опыта переживания, и движется к созданию структуру. Психоаналитик пытается обнаружить и описать с помощью своих интерпретаций то, что происходит "здесь и сейчас" на сессии с присущими ей примитивными эмоциональными ситуациями и их производными. Что является психоаналитическим объектом сессии? Что аналитик должен стараться обнаружить при помощи своих интерпретаций? Аналитик предполагает существование объекта, который проявляется посредством ассоциаций, жестов и эмоций пациента, находящегося в контакте с самим собой. Если мы применим формулу Биона, мы обнаружим, что этот объект имеет элементы или факторы, которые являются частью врожденного свойства личности пациента (m) при наличии (x) его до-представления (y) - ожидания, которое может быть более или менее насыщено в опыте-реализации аналитической сессии. Наблюдаемый психоаналитический объект будет направлен на то, что можно охарактеризовать как развитие или регрессию, или, другими словами, как рост или спад (±U).

Психоаналитический объект, который мы представили возникающим из материала пациента на психоаналитической сессии, имеет свою историю в развитии мышления индивидуума. В силу этого, существует возможность описать этот психоаналитический объект на его ранних стадиях, используя модель отношений младенца с грудью, как было объяснено в Главе 3; составляющие элементы могут быть представлены формулой. В этой формуле y (x) представляет неполное ожидание-до-представление груди; с его врожденным свойством мю (y), которое может развиваться и принимать различные формы (±U) в зависимости от обстоятельств, описанных в Главе 3. Этот психоаналитический объект с присущими ему конституциональными элементами, образует часть функции, связанной с познанием психической реальности, которую Бион называет психоаналитической функцией личности.

В аналитической ситуации аналитик, находящийся в К-связи с пациентом, путем абстракции выводит из психоаналитического объекта интерпретацию. Из своего эмоционального опыта, пережитого в контакте с пациентом, он определяет значения m (мю) и x (ипсилон); при формулировании интерпретации эти эмоциональные элементы будут включены в новое измерение (мифическое измерение), или модель, которую аналитик создал у себя в уме для описания той ситуации, которую он хочет проинтерпретировать. Поскольку интерпретация проясняет этот психоаналитический объект, он приобретет размерность в смысле мифа, значения и теории.

Психоаналитический объект осознается в состоянии, называемом нами "состоянием открытия", в котором интуиция является самым важным фактором. Метод, который может быть использован для подкрепления интуиции, заключается в особом предложенном Бионом настрое аналитика, в котором "нет воспоминаний, желаний, понимания". Это состояние способствует психоаналитической интерпретации. Будучи проинтерпретирован, психоаналитический объект меняется. Каждая новая интерпретация должна возникать в результате такого же процесса абстрагирования при сохранении в памяти нового эмоционального опыта и многочисленных аспектов психической реальности.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!