ПУТЕШЕСТВИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА 26 страница



Готови же присно ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании, 16 с кротостию и страхом: совесть имуще благу, да о немже клевещут вас аки злодеев, постыдятся злословящии ваше благое о Христе житие.

Слова: готови ко ответу и проч., должно соединить с словами: являть добрую деятельность (совесть имуще благу). Ибо когда будете делать это с кротостию и приличием, тогда и сами уверитесь, что вы имеете добрую совесть, и имеющих дурное понятие о вас постыдите. При этом изречении, как и при предыдущем: вси единомудрени (ст. 8), подразумевается будьте, так что нужно читать: будите готови. Апостол повелевает верному человеку всегда быть готову к отчету в вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостию, как и все вообще, как бы в присутствии самого Бога. Ибо в присутствии своего господина ни один благоразумный раб не бывает дерзок. Польза от сего та, что неверные узнают, каковы мы, и будут справедливы к нам. Нужно заметить, что настоящие слова апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, что нам отвечать (Лук. 21, 14), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу; то Господь говорит о свидетельстве, а апостол Петр об учении. Ибо кто думает, что знает что-нибудь без разумения и исследования, тот вызывает на себя хулу. Ибо знание неразумных — неисследимые слова. Иначе. Поелику обвиняли нас во многих беззакониях и выставляли надежды наши напрасными, то апостол заповедует готовить обдуманные ответы, и иметь жизнь достохвальную, которую и называет совестью.

17 Лучше бо есть благое творящым, аще хощет воля Божия, пострадати, нежели зло творящым: 18 зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови.

Представляется причина, не на то впрочем, что перед этим сказано, но на то, что сказано немного выше, именно на слова: если и страдаете за правду, то вы блаженны (ст. 14), потому что лучше страдать зло за добрые дела, нежели за злые. Если же кто захочет относить причину эту к ближайшей предшествующей речи, то слова благое творящым нужно понимать не о благотворительности другому, но вообще о добродетели; также нужно понимать и слово: злотворящым. Прибавляет: аще хощет воля Божия, показывая этим, что с нами ничего не бывает без попущения Божия, но бывает или для облегчения нас от грехов, или для обнаружения и славы нашей, или даже для спасения других. И это двояким образом. Или какой-нибудь праведник терпит зло для уцеломудрения иных грешников, по сказанному: «если праведник едва спасается, то грешный где явится» (1 Петр. 4, 18)? И отсюда двоякая польза: для страждущего праведника — приумножение праведности чрез терпение, а для грешника — обращение, как сказано. Или праведник страдает и для собственной своей славы и для обращения и спасения других, как и Христос. Посему Петр полагает здесь в пример Христа, потому что и Христос однажды пострадал не за свои грехи, но за наши; почему и прибавляет: праведник за неправедники, ибо сам Христос не сделал никакого греха (1 Петр. 2, 22). Чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил, однажды. А как Он пострадал для того, чтобы привести нас к Богу и Отцу своему, то и показал, что не все страждущие страдают за грехи. И как Христос сугуб естеством, Бог и человек, то страданиями своими доставил нам и благодать двоякую. Умерши, как человек, Он освободил нас от смерти, положив начало нашему воскресению, и в самом Себе дав пример, что умирающие умирают не без надежды воскресения. Ожив же, т. е. воскресши из мертвых силою Божества (ибо Он воскрес из мертвых не как человек, но как Бог), всех сущих во аде сооживил, совоскресив с Собою. Ибо, по словам божественного евангелиста (Матф. 27, 52. 53), многие тела усопших святых воскресли, и явились многим.

Умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, 19 о немже и сущым в темнице духовом сошед проповеда.

Быв умерщвлен по плоти, Т. е. как человек; но ожив духом, как Бог. Под словом Духом разумеют Бога, а подплотию человека. О первом свидетельствует евангелист, когда повествует, что Христос, истинная Премудрость, беседуя с самарянкою, сказал: «Бог есть Дух» (Иоан. 4, 24), а о втором свидетельствует все божественное Писание. Отсюда ясно, что Христос сугуб не Лицом, но естеством. О немже поставлено вместо почему. Ибо сказав, что Он умер за нас неправедных, апостол говорит затем, что Он проповедовал и содержимым во аде. Дошед до сего, апостол должен был еще объяснить, как смерть Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: «если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие»? Он за раз разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение, и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает божественный Григорий. Он говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих» [61]. Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя.

20 Противльшымся иногда, егда ожидаше Божие долготерпение, во дни Ноевы, делаему ковчегу, в немже мало, сиречь осмь душ спасошася от воды.

Это положил в разрешение возражения. Иной мог сказать: «кто же другой проповедовал прежде Христа, и кому не покорившиеся осуждены»? Подобно апостолу Павлу (Рим. 2, 15), он мог бы указать на врожденные нам разумные силы: ибо те, которые созданы способными различать добро и зло, и несмотря на то не творили добра, достойны осуждения. Но он не указывает на это. Почему? Потому, что это понятно для ума высшего и рассуждения более любомудрого, чем ум иудеев, привязанный к земле. Апостол подтверждает непокорность из писания, и не со времен пророков, но почти от самого сотворения мира. Отсюда он представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он кстати относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов, и спасает с верою приходящих в ковчег, т. е. в Церковь, и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, а при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом.

21 Егоже воображение ныне и нас спасает крещение, не плотския отложение скверны, но совести благи вопрошение у Бога, воскресением Иисус Христовым, 22 иже есть одесную Бога, возшед на небо.

Связь такая: так и нас спасает ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но вопрошение или выпрашивание доброй совести пред Богом. Ибо сознающие за собою доброе, т. е. привязанные к жизни непорочной, они-то и прибегают ко святому крещению. Что же делает крещение спасительным? Воскресение Христово. Ибо прежде страданий и воскресения своего Христос объявил: «если кто не родится от воды и духа» и так. дал. (Иоан. 3, 5), а по воскресении заповедал крестить все приходящие народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19). Покоршымся ему ангелом и властем и силам. Кому это ему? Принятому Им в единение с Собою человеку.

 

 

ГЛАВА 4

 

 

1 Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся.

 

В ту же мысль вместо: по тому же стремлению, по той же цели. Ибо недостает предлога , потому что сказано с опущением. Рассказав о домостроительстве спасения, о сошествии Господа во ад, и о том, для чего Он сходил туда, именно — для спасения содержимых во аде, апостол находит в смерти Господа иной повод к увещанию к добродетели. Если Христос умер за нас плотию (ибо, без сомнения, не бессмертным и божеским своим естеством), то и мы, в отплату Ему, должны для него умереть греху, не вдаваться более в человеческие похоти, но остальное во плоти время жить по одной воле Божией.

Зане пострадавый плотию, преста от греха, 2 во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время.

 

Пострадавый вместо: умерший. Петр говорит подобно Павлу: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2, 11), и: «будем мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6, 11).

3 Довлеет бо вам мимошедшее время жития, волю языческую творившым, хождшым в нечистотах, в похотех, в скотоложстве, в помыслех, в пиянстве, в козлогласованиих, в лихоимании, и богомерзских идолослужениих.

Апостол как бы так говорит: ужели вы не насытились, проведши столько времени в житейских удовольствиях? Разве вы жили не в такой нечистоте, в какой и язычники? И за тем поименовывает некоторые виды нечистоты.

4 О немже чуждаются () не сходящымся вам, в тоже блуда разлияние, хуляще.

 

О немже поставлено вместо почему, подобно как и выше (3, 19) в словах: о немже и сущим в темнице духовом. Чуждаются поставлено вместо дивятся. Смысл речи такой: однажды навсегда отказавшись от языческого образа жизни, который вы проводили некогда, ныне вы должны держаться избранной вами жизни честной. Тогда и сами язычники будут удивляться вам, что вы не участвуете с ними в том же нечестии. Посему, после удивления вашей перемене и недоумении, они не только посрамятся, но и станут злословить; ибо благочестие для грешника отвратительно. Но они не останутся безнаказанными за такое злословие, а дадут ответ Судии всех, который для этого самого и сидит непреложно и твердо. Ибо это означает здесь слово готовый (ст. 5), подобно как и в словах: «уготовляющий горы силою своею» (Псал. 64, 7), и: «готов престол твой» (Псал. 92, 2). Итак, насмехающиеся над вами дадут ответ Судящему живых и мертвых непреложно и твердо. А как Судия есть судия живых и мертвых, об этом пишет апостол далее.

5 Иже воздадят слово готову сущему судити живым и мертвым.

Связь такая: эти, злословящие вас, дадут ответ Судящему всех живых и мертвых. Судятся и мертвые. Это видно из сошествия Господа во ад. Ибо, явившись туда после крестной смерти, Он проповедал и там, как на земле, проповедал не словом, а делом. И как пребывание Его в мире для тех, которые с готовностию признали Его, послужило в оправдание, а для тех, которые не признали Его, в осуждение: так и из содержимых во аде, тем, которые жили по плоти, Он явился на осуждение, а тем, которые жили по духу, т. е. вели жизнь духовную и добродетельную, на славу и спасение. Посему и справедливо называется Судиею живых и мертвых. Иначе объясняет св. Кирилл. Мертвыми здесь он называет тех между язычниками, которые умертвили себя исчисленными (в 3 ст.) грехами, о которых и молит апостол, чтобы они обратились и отдали неукоризненный ответ готовому судить живых и мертвых. Живыми и мертвыми называет также праведных и грешных, которым Бог Слово, явившись во плоти, благовествовал царство небесное. Те грешники, которые приняли Его заповеди, сами, как люди, судят себя плотию, т. е. осуждают в настоящей человеческой жизни плоть свою на посты, повержения на землю, слезы и прочие злострадания, чтобы жить по Богу духом, одушевляясь в этом случае изречением апостола: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 16).

6 На се бо и мертвым благовестися.

Некоторые из древних отцов слова: мертвым благовестися объясняли как особый отдел, нисколько не обращая внимания на связь их с предыдущею речью, — на то, что представляемое в причину нужно относить к тому, что предшествует. Ибо слова эти должно понимать как причину. Но они, как сказано, объясняли их отдельно, именно так: мертвыми, говорили они, божественное Писание называет людей двоякого рода: или тех, которые умерли во грехах, которые и не знали жизни никогда, или тех, которые сообразовались с смертию Христовою и умерли для мира сего, т. е. для мирских похотей, а живут для одного только Христа, как и Павел говорит: «а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал. 2, 20). Итак, говорят, те, которые умерли таким образом для Христа, плотию сами осуждают себя в прежней беспечной и рассеянной жизни, а живут они духом, т. е. жизнию по примеру Христа. Ибо осуждение прежнего поведения делает их более благодушными и заботливыми относительно настоящего. Так они объясняют. Иной может и одобрить такое объяснение, но изречение еще не совершенно выяснено. Так как выше сказано о находящихся во аде, что Он проповедал и находящимся в темнице духам (3, 19), то туда и нужно относить настоящее изречение, выраженное в качестве причины, а не смотреть на него, как на новое изречение. Посему мы говорим: так как перед этим апостол сказал: готову сущему судити живым и мертвым, а на это могли возразить, где же судятся живые, и где мертвые, то он и подтверждает это сказанным выше, тем, что Он и находящимся в темнице духам проповедал, и что проповедь эта была в суде, т. е. в осуждение. Одни, те, которые сознавали свою жизнь доброю, когда явилась туда Благость, тотчас соединились с Нею; а те, которые злы, от этого самого наполнились стыдом, и приняли себе осуждение. Вот что значит: Судия мертвых. Судия живых: когда Господь пришел в тленную жизнь сию, то люди нашли в пришествии Его осуждение себе. Одни, добрые, с усердием приняли Его учение, а другие, злые, отказались от истины и сами сомкнули себе глаза от нее. Почему и сказано: «на суд, т. е. на осуждение, пришел Я в мир сей» (Иоан. 9, 39). Так Христос есть Судия живых и мертвых! Да суд убо приимут по человеку плотию, поживут же по Бозе духом. Да суд приимут плотию. Полная мысль такая: когда Господь посетил находящихся во аде, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали (Матф. 27, 52), или оживились доброю надеждою. Слова приимут, поживут, употреблены не в своих временах, в будущем вместо прошедшего — ожили, осуждены: каковое употребление времен обычно в священном Писании. Всем же кончина приближися, т. е. и тем, которые оправданы при жизни, и тем, которые оправданы во аде. Ибо во второе пришествие (Господа) каждому воздастся должное вполне. Если кто-нибудь станет отвергать проповедь Господа во аде, говоря, что находящимся во аде, умершим, никакой нет пользы от нее, по сказанному: во аде кто исповестся Тебе (Псал. 6, 6)?; то таковой грубо понимает проповедь, бывшую во аде, и под исповеданием разумеет не похвалу Богу, а исповедь, не понимая изречения: «не мертвым хвалить Тебя, Господи» (Псал. 113, 25). Смысл слов: во аде кто исповестся Тебе? такой. Исповедание означает благодарение Богу за избавление от каких-нибудь зол. А как настоящею жизнию совершение всех дел заканчивается (ибо все умрет без деятельности), то справедливо сказано: во аде кто исповестся Тебе, потому что никто не совершит ничего такого, за что бы быть освобождену и благодарить.

7 Всем же кончина приближися, уцеломудритеся убо и трезвитеся в молитвах. 8 Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов. 9 Страннолюбцы друг ко другу без роптаний.

 

Кончина — то же, что исполнение, совершение.Всем, говорит,кончина приближися, а кончина эта в истинном смысле есть Христос. Ибо Он есть совершенство всего, а не то, что напрасно почитают концом всего язычники, когда говорят одни, напр. Эпикур, что конец всего — удовольствие, другие — знание или созерцание, иные — добродетель. И как совершенство всего, Христос, пришло, и вы сообразуетесь с этим совершенством, то пусть не оказывается в вас самих недостатка ни в чем, ни в целомудрии, ни в трезвости, ни в бодрствовании на молитве (ибо молитва свойственна бодрствующим), ни в любви друг ко другу. Апостол Павел назвал любовь исполнением закона (Рим. 13, 10), а Петр называет ее могущею покрывать грехи: это потому, что милость к ближнему делает милостивым к нам Бога. Сказав о любви, прибавляет и то, что в тесной связи с любовию страннолюбие, которое повелевает совершать без ропота, и тем, кои обилуют всяким даром, повелевает делиться с братом не имущим, например, имеющий учительское слово (ибо на это указывает яко словеса Божия: ст. 11) пусть преподает оное нуждающемуся в нем; имеющий обилие яств пусть подает не имеющему оных, подает без скупости, но сколько позволяет сила дарования Божия. К этому, говорит, я убеждаю вас для того, чтобы Бог прославлялся во всех, будут ли то язычники или близкие ваши.

10 Кийждо якоже прият дарование, между себе сим служаще, яко добрии строителие, различныя благодати Божия. 11 Аще кто глаголет, яко словеса Божия: аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог: да о всем славится Бог Иисус Христом, емуже есть слава и держава во веки веков, аминь.

Не делать должного употребления из того, что принадлежит нам и чему мы господа, есть дело крайне несправедливое. Ибо не тот только должен делиться с не имеющим, кто имеет деньги, но и тот, кто имеет и прочие естественные дары; ибо сам тот, кто не имел их, получил их от Бога для того, чтобы делился с не имеющим.

12 Возлюбленнии, не чуждайтеся () еже в вас раждежению, ко искушению вам бываему, яко чужду вам случающуся. 13 Но понеже приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко да и в явление славы его возрадуетеся веселящеся.

Это приноровил апостол к сказанному пред сим. Он замечал, что некоторые соблазняются постигающими их скорбями, так как в законе обещается работающим Господу невозмутимая жизнь (Рим. 2, 10); и хотя выше, когда давал правила слугам, кратко утешал подобным образом, но теперь дает простор речи, и говорит: возлюбленные! Самым наименованием сим тотчас показывает, что скорби бывают с ними не потому, что Бог ненавидит их, но потому, что очень любит их. Не чуждайтеся — то же, что — не удивляйтесь. Потом, скорби назвал раждежением (обжиганием) и тем показал, что они ниспосылаются на них для испытания. А испытание делает испытуемый предмет весьма ценным, подобно как золото и серебро. К этому прибавил нечто, блаженнейшее всего, именно, что претерпевающие это подобны своему учителю Христу, и ныне терпят вместе с Ним бесчестие, для того, чтобы вместе с Ним же прославиться в будущем веке. Этим оканчиваются все стремления.

14 Аще укоряеми бываете о имени Христове, блажени есте, яко славы, и Божий Дух на вас почивает, так как вы называетесь христианами: онеми убо хулится, а вами прославляется. 15 Да не кто убо от вас постраждет яко убийца, или яко тать, или яко злодей.

При словах онеми убо хулится нужно подразумевать Он, т. е. Дух Божий. Нечестивыми Он хулится, а вами прославляется. Почему? Потому что, когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава.

 

Или яко чуждопосетитель: 16 аще ли же яко христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога в части сей.

 

 

Чуждопосетитель — тот, кто излишне любопытствует о чужих делах, чтобы иметь повод к злословию. Но такое занятие свойственно душе нечистой, злодейственной и готовой на всякое зло.

17 Яко время начати суд от дому Божия: аще же прежде от вас, кая кончина противящымся Божию евангелию? 18 и аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится?

 

Судом называет здесь апостол не осуждение, но исследование, разыскание. Наводит на них страх, чтобы отклонить их от жизни рассеянной. Почему и прибавляет: если прежде исследуется ваша жизнь, то какой конец будет непокорным? Начинается суд прежде с дому Божия. Ибо, по словам Василия Великого, мы естественно негодуем на домашних своих, когда они провинятся пред нами. А Богу свои суть не кто иные, как верные, наполняющие дом Его, т. е. Церковь. Посему и Спаситель говорил: «прежде скажет тем, которые по правую руку Его» (Матф. 25, 34). Судом или исследованием называет здесь скорби, причиняемые верным от нечестивых, о наступлении коих предвозвещал Господь, говоря: «будут отдавать вас в судилища» и проч. (Матф, 10, 17). Потом, как бы в утешение их, говорит: если вас, так близких к Нему, не щадит; то представьте себе, какой конец будет нечестивым? и подтверждает это местом из Писания: «если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится» (Притч. 11, 31)? Смысл речи такой: если праведник получает спасение с трудом и напряжением (ибо царствие небесное силою берется, и если кто получает оное, то со многими скорбями: Матф. 11, 12. Деян. 14, 22), то какую долю получат проводящие жизнь в неге и наслаждениях, — нужно подразумевать — нечестивые, в будущем веке? Посему и мы, страждущие по воле Божией, не должны унывать, но должны предавать Ему души свои, как верному Создателю, делая добро.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!