ПУТЕШЕСТВИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА 24 страница



Соблюдено на небесех вас ради, 5 иже силою Божиею соблюдени верою, во спасение готовое явитися во время последнее.Если наследство на небесах, то открытие тысячелетнего царства на земле есть баснь.

6 О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех: 7 да искушение вашея веры многочестнейше злата гиблюща, огнем же искушена обрящется.

Связь речи здесь такая: поскорбев теперь, аще лепо есть, Т. е. если и это нужно (ибо не все святые подвергаются скорбям), в последнее время будете радоваться. Ибо радуйтеся поставлено вместо будущего (времени), или и в настоящем, как ниже объяснено. Как Учитель в обещании своем объявляет не одну радость, но и скорбь, говоря: «в мире будете иметь скорбь» (Иоан. 16, 33), так и апостол к слову о радости прибавил: мало. Но как и это прискорбно, то последний присовокупляет ныне, и это согласно с своим Предводителем. Ибо и Он говорит: «в мире будете иметь скорбь, но печаль ваша обратится в радость» (Иоан. 16, 20). Или слово ныне должно быть отнесено к радости, поколику ее сменит будущая радость, не кратковременная, но продолжительная и бесконечная. Или слово мало должно разуметь относительно скорби, в таком именно виде: если нужно теперь, то немного поскорбеть от различных искушений. Но как речь об искушениях производит смущение, то апостол указывает цель искушений; потому, что чрез них опытность ваша становится очевиднейшею и драгоценнейшею золота, поколику и оно, испытываемое огнем, дороже ценится людьми. Прибавляет: аще лепо есть, научая, что не всякий верный, ни всякий грешный испытывается скорбями, и ни тот ни другой не оставляется в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцов, а грешники в понесение наказания за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальною и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное.

В похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове, 8 егоже не видевше любите, и на негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною, 9 приемлюще кончину вере вашей, спасение душам.

Этими словами апостол указывает причину, почему праведники здесь претерпевают зло, и частию утешает их, тем, что они чрез скорби становятся славнее, частию ободряет их прибавлением в откровении Иисус Христове, что именно тогда-то Он чрез обнаружение трудов доставит подвижникам великую славу. Присовокупляет он и нечто иное, увлекающее к перенесению скорбей. Что же такое? следующее: егоже не видевше любите. Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его, и притом являющегося в славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести на вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подастся спасение душ? Если же вы имеете явиться пред Ним и удостоиться толикой славы, то ныне покажите соответственное ей терпение, и вполне достигнете предположенной цели.

10 О немже спасении взыскаша и испыташа пророцы, иже о вашей благодати прорекоша.

Поелику апостол упомянул о спасении души, а оно неизвестно и странно для слуха, то свидетельствуется пророками, которые изыскивали и исследовали о нем. Они изыскивали будущее, как, например, Даниил, которого являвшийся ему ангел назвал за это мужем желаний (Дан. 10, 11). Они исследовали то, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух. На которое, т. е. время исполнения, на какое т. е. когда иудеи чрез различные плены дойдут до совершенного богопочтения и сделаются способны к принятию таинства Христова. Примечай, что, назвав Духа Христовым, апостол исповедует Христа Богом. Дух же сей указывал на страдания Христовы, говоря чрез Исаию: «веден был как овца на заклание» (Иса. 53, 7), и чрез Иеремию: «приидите и вложим древо в хлеб его» (11, 19), а на воскресение чрез Осию, сказавшего: «в третий день воскреснем пред Ним, и устремимся к познанию Иеговы, как утро готовое найдем Его» (Осии 6, 3). Им, говорит апостол, открыто было не для них самих, а для нас. Этими словами апостол совершает двоякое дело: доказывает и предведение пророков, и то, что призванные ныне к Вере Христовой известны были Богу прежде сотворения мира. Словом о предведении пророков он внушает им, чтобы они с верою принимали предвозвещенное им пророками, потому что и дети благоразумные не пренебрегают трудами отцов. Если они (пророки), не имевшие ничем воспользоваться, изыскали и исследовали, и, нашедши, заключили то в книги и передали нам как бы некоторое наследство; то мы были бы несправедливы, если бы стали относиться к трудам их презрительно. Посему когда и мы возвещаем вам это, вы не пренебрегайте, и благовестие наше не оставляйте тщетным. Такой урок из предведения пророков! А тем, что (верующие) предузнаны Богом, апостол устрашает, чтобы они не показали себя недостойными предузнания Божия и звания от Него, но друг друга побуждали бы к тому, чтобы сделаться достойными дара Божия.

11 Испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетелствуя о Христовых страстех, и о славах, яже по сих, 12 имже открыся, яко не им самем, но нам служаху сия.

Если и апостолы и пророки действовали Духом Святым, возвещая одни пророчества, а другие евангелие, то, очевидно, между ними нет никакой разности. Итак вы должны, говорит апостол, иметь к нам такое же внимание, какое имели к пророкам современники их, чтобы не подвергнуться наказанию, постигшему непокорных пророкам. Нужно заметить и то, что в этих словах апостол Петр открывает таинство Троицы. Когда он сказал: Дух Христов, то указал на Сына и Духа, а на Отца указал он, когда сказал: с неба. Ибо слово с неба должно понимать не о месте, а преимущественно о Боге посылающем
(в мир Сына и Духа).

Яже ныне возвестишася вам благовествовавшими вам Духом Святым, посланным с небесе, в няже желают ангели приникнути.

Здесь предлагается увещание, выводимое из высокого достоинства предмета. Изыскания пророков о нашем спасении служили нам, а дело нашего спасения так досточудно, что оно стало вожделенно и для ангелов. А что наше спасение ангелам приятно, видно из той радости, какую они выразили при рождестве Христовом. Они пели тогда: «слава в вышних Богу» (Лук. 2, 14). Сказав об этом, апостол приводит причину сего, и говорит: так как это спасение наше любезно для всех, не только для людей, но и для ангелов, то и вы не относитесь к нему с небрежением, но сосредоточьтесь и мужайтесь. На это указывают слова: препоясавше чресла (ст. 13), что Бог повелевал сделать и Иову (Иов. 38, 3. 40, 2). Какие же чресла? помышления, говорит далее апостол. Приготовьтесь таким образом, бодрствуйте, и затем совершенно надейтесь на предстоящую вам радость, радость во второе пришествие Господа, о которой он говорил немного прежде (ст. 7).

13 Темже, возлюбленнии, препоясавше чресла помышления вашего, трезвящеся, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым. 14 Яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении: 15 но по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите. 16 Зане писано есть: святи будите, яко аз свят есмь.

Сообразованием апостол называет увлечение настоящими обстоятельствами. Ибо и ныне некоторые безумцы говорят, что нужно применяться к обстоятельствам. Но как отдавать себя в волю обстоятельств легкомысленно, то апостол заповедует, чтобы они, в ведении ли, или в неведении придерживались этого доселе, но отныне сообразовались с Призвавшим их, который воистину есть свят, и сами делались святыми.

17 И аще Отца называете нелицемерно судяща комуждо по делу, со страхом жития вашего время жителствуйте, 18 ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго, 19 но честною кровию, яко агнца непорочна и пречиста, Христа.

Писание различает двоякий страх, один — первоначальный, другой — совершенный [60]. Страх первоначальный, он же и основный, состоит в том, когда кто-нибудь обращается к честной жизни из боязни ответственности за свои дела, а совершенный — в том, когда кто для совершенства любви к другу, до ревности любимому, боится, чтобы не остаться пред ним в долгу ничем, что требуется сильною любовию. Пример первого, т. е. первоначального страха находится в словах псалма: «да убоится Господа вся земля» (Псал. 32, 8), т. е. те, которые нисколько не заботятся о небесном, а только суетятся о земном. Ибо что им придется потерпеть, когда Господь восстанет потрясти землю
(Иса. 2, 19. 21)? Пример второго, т. е. совершенного, страха можно находить также у Давида, например в следующих словах: «бойтесь Господа все святые Его, ибо нет скудости боящимся Его» (Псал. 33, 10), и еще в словах: «страх Господень чист, пребывает в век века» (Псал. 18, 10). По сему-то совершенному страху жить убеждает апостол Петр тех, которые слушают его, и говорит: по неизреченному милосердию Создателя Бога вы приняты в число детей Его; посему всегда пусть с вами будет этот страх, так как вы стали такими по любви Творца своего, а не по делам своим. Много доводов употребляет апостол при убеждении. Он убеждает, во-первых, тем, что в нашем спасении принимают искреннее и живое участие ангелы; во-вторых, изречениями священного Писания;
в-третьих, необходимостию: ибо кто называет Бога Отцом, тот, чтобы удержать за собою право усыновления, необходимо должен творить достойное этого Отца; и в-четвертых, тем, что они получили бесчисленные блага чрез внесенную за них цену, т. е. кровь Христову, пролитую в выкуп за грехи людей. Посему заповедует им во все время жизни иметь спутником этот совершенный страх. Ибо люди, стремящиеся к совершенству, всегда боятся, чтобы не остаться без какого-нибудь совершенства. Примечай. Христос сказал, что Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Иоан. 5, 22). Но апостол Петр говорит теперь, что Отец судит. Как же это? на это отвечаем также словами Христа: «Сын ничего не может творить сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Иоан. 5, 19). Из этого же видно единосущие святой Троицы, совершенное в Ней тожество, и мирное и невозмутимое согласие. Отец судит, сказано безразлично; потому что все, что скажет кто-нибудь об одном из трех Лиц, должно относить обще ко всем Им. С другой стороны, поелику Господь и апостолов называет детьми (Иоан. 13, 33), и расслабленному говорит: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мар. 2, 5); то нет никакой несообразности, что и Он называется Отцом тех, которых Он возродил, сообщив им святость.

20 Предъуведена убо прежде сложения мира, явльшася же в последняя лета вас ради, 21 иже его ради веруете в Бога, воздвигшаго его из мертвых, и славу ему давша.

Сказав о смерти Христовой, апостол присоединил к этому слово и о воскресении. Ибо опасается, чтобы новообращенные не преклонились опять к неверию из-за того, что страдания Христовы уничижительны. Прибавляет он и то, что таинство Христово не ново (потому что неразумных и это возмущает), но изначала, прежде создания мира, сокрыто было до приличного ему времени. Впрочем, оно явлено было и пророкам, которые изыскивали это, как немного выше сказал: И теперь говорит, что предназначенное прежде создания мира ныне явлено или совершилось. И для кого совершилось? для вас. Ибо для вас, говорит, Бог воскресил Его из мертвых. К чему же для вас? для того, чтобы, очистив себя послушанием истине чрез Духа, вы имели веру и упование на Бога. Почему очистив? Потому, что веруя в Того, кто воскресением из мертвых положил начало вашей нетленной жизни, вы и сами должны ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4), по примеру призвавшего вас к нетлению. Не смущайся тем, что здесь апостол Петр и (неоднократно) апостол Павел говорит, что Господа воскресил Отец (Деян. 13, 37. 17, 31). Так говорит он, употребляя обычный образ учения. Но выслушай, как Христос говорит, что Он сам Себя воскресил. Он говорил: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоан. 2, 19). И в другом месте: «имею власть отдать жизнь мою, и власть имею опять принять ее » (Иоан. 10, 18). Не без цели усвояется воскресение Сына Отцу; ибо сим показывается единое действие Отца и Сына.

Яко да вера ваша и упование будет на Бога. 22 Душы вашя очистивше в послушании истины Духом, в братолюбие нелицемерно, от чиста сердца друг друга любите прилежно: 23 порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога, и пребывающа во веки. 24 Зане всяка плоть яко трава, и всяка слава человеча яко цвет травный: изсше трава, и цвет ея отпаде: 25 глагол же Господень пребывает во веки: се же есть глагол благовествованный в вас.

Сказав, что (христиане) возрождены не от тленного семени, но от нетленного, словом Божиим живым и пребывающим во веки, апостол выставляет на вид ничтожность и крайнюю непрочность славы человеческой, побуждая тем слушателя сильнее держаться прежде преподанного учения, так как оно постоянно и простирается навек, а земное скоро истлевает по самому существу. Для подтверждения сего, здесь приводятся трава и цвет на траве, слабейший по бытию, нежели трава; им и Давид уподобляет нашу жизнь (Псал. 102, 15). Показав малоценность славы нашей, апостол снова возвращается к объяснению того, что же именно возродило их словом Божиим, живым и пребывающим вовек, и говорит: это есть то слово, которое вам проповедано. Утверждает о сем слове, что оно пребывает вовек, потому что и сам Господь сказал: «небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут» (Матф. 24, 35). Должно знать, что слова в братолюбие нелицемерно нужно читать в таком порядке: от чистого сердца любите друг друга постоянно, к нелицемерному братолюбию. Ибо окончание дела обыкновенно следует за тем, что производилось для него. А как за постоянною любовию друг к другу от чистого сердца следует нелицемерное братолюбие; то справедливо, чтобы слова от чистого сердца и прочие стояли впереди, а слова нелицемерное братолюбие после них. Нужно заметить и то, что предлог в () должно принимать вместо предлога по причине, для ().

 

 

ГЛАВА 2

 

 

1 Отложше убо всяку злобу и всяку лесть и лицемерие и зависть и вся клеветы, 2 яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение: 3 понеже вкусисте, яко благ Господь. 4 К немуже приходяще, камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, 5 и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святителство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом. 6 Зане писано есть в писании: се полагаю в Сионе камень краеуголен, избран, честен; и веруяй в онь, не постыдится.

Апостол показал преимущество духовного возрождения пред рождением плотским, и выставил на вид малоценность славы смертной, именно, что рождение соединено с растлением и нечистотою, а слава не отличается ничем от весенних растений, между тем как слово Господне ничего такого не испытывает. Ибо всякое мнение человеческое скоро прекращается, а слово Божие не так, оно имеет вечное пребывание. С такою целию у него прибавлено: благовествованный в вас. Итак, говорит, отложив всяку злобу и всяку лесть и лицемерие и зависть и вся клеветы. Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать не существующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнию самоличною и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностию, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противном. А какое место в вас зависти и злословию, — в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиною ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который чрез зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (Быт. гл. 4). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (Быт. гл. 37). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть царствие: (Лук. 18, 16), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова (Ефес. 4, 13). Понеже вкусисте, Т. е. чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно дознав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложьте себя на живый краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собою чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень — Христос. Достигнув единомыслия между собою, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собою союза любви. Воздевайте, сказано, руки чистые без гнева и сомнений (1 Тим. 2, 8). Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?

7 Вам убо честь верующым, а противящымся камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, и камень претыкания, и камень соблазна: 8 о немже и претыкаются слову противляющиися, на неже и положени быша.

 

Вам убо честь должно подразумевать: дана. Порядок речи такой: вам воздается честь от Бога, сказавшего: Я полагаю, а неверующим Бог и ныне говорит следующее: Я полагаю вам в Сионе камень претыкания и камень соблазна. Он бывает камнем претыкания для неверующих, которые и претыкаются, не покоряясь слову, на что они и положены. Полная мысль — такая: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, драгоценный, избранный; и верующий в Него не постыдится; для вас, верующих, драгоценный, а для неверующих — камень претыкания. Они претыкаются о слово, т. е. евангелия, на что они и положены. На неже и положени быша. Сим не то говорится, будто они определены на это от Бога. Ибо от Того, кто желает, чтобы спаслись все люди (1 Тим. 2, 4), никак не может быть причины погибели. Но как они сами из себя устроили сосуды гнева, присовокупив к сему еще непокорность, то какое положение сами себе приготовили, в том и оставлены. Ибо если человек, как существо разумное, сотворен свободным, и свободу принуждать нельзя, то несправедливо было бы обвинять Того, кто отдает человеку ту именно честь, какую он сам себе приготовил своими делами. Христос назван краеугольным камнем потому, что Он обе стены, составляющие духовный дом, т. е. язычников и иудеев, соединяет своими объятиями и связывает в одно согласие, уничтожая бесполезные жертвы одних, и пременяя в благочестие бесовское суеверие других.

9 Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас призвавшаго в чудный свой свет: 10 иже иногда не людие, ныне же людие Божии: иже не помиловани, ныне же помиловани бысте.

Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших, и говорит: вы, поступившие правильно, — род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же чрез свою благопокорность соустроились в царственное священство, как род избранный, как народ святый. Впрочем, чтобы не расслабить их лишнею похвалою и чтобы они не подумали, что стали народом святым и проч. по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святый и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, который назван и священником по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 4), и царем кротким, праведным и спасающим (Зах. 9, 9). Итак, от Него, имевшего то и другое (священство и царство), вы, возрожденные чрез святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным и царственным священством. Это вы имеете по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет. Посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: «вы некогда не народ, а ныне народ; вы, некогда не помилованные ныне помилованы» (Осии 2, 23). Чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак возвещайте совершенства Его своею добродетелию. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: «так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного» (Матф. 5, 6). Люди обновления , т. е. народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие — все, а удел Божий — одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!