Педагогическая интуиция, импровизация, артистизм



В практической педагогической деятельности, осо­бенно творческой, огромную роль играют такие интегративные личностные качества, как педагогическая интуиция, способность и готовность к импровизации, педагогический артистизм. Именно че­рез них срабатывают на практике и знание теории (идей, зако­нов, принципов, подходов и т.д.), и педагогические умения.

Интуиция - при изучении опыта мастеров педагоги­ческого труда бросается в глаза такая черта их деятельности, как свернутость и непосредственность усмотрения педагогического решения. Никто из мастеров не применяет пошаговой, поэтапной методики постановки целей, отбора содержания, выбора форм и методов педагогического процесса, не использует в развернутом виде алгоритмы оптимального выбора. Этот факт нисколько не умаляет большой положительной роли теории и методики опти­мизации учебно-воспитательного процесса, позволяющей разум­но и экономно, применительно к конкретным условиям вести поиск оптимальных педагогических решений.Все дело в том, что у мастеров процедура решения оказывается свернутой, вырабатывается своеобразное педагогическое чутье, умение угадать, без рассуждений определить основное звено, глав­ную цель, пути ее достижения. Интуиция мастера принципиально отличается от интуиции начинающего или просто неумелого пе­дагога. И дело не только в умении быстро и точно найти верное решение, но и в возможности при необходимости его развернуть и обосновать, что проявляется более явственно не при проекти­ровании и планировании определенного этапа педагогического процесса, а при анализе уже пройденных этапов работы и особен­но в возражениях против необоснованной критики.

Педагог чаще всего работает в условиях неполной информа­ции, многозначности и вариативности определяющих педагоги­ческую ситуацию факторов, дефицита времени для принятия ре­шений. Все это определяет необходимость изучения и использова­ния интуитивного начала в работе педагога.

педагогического процесса и в процессе его проведения. Рождение идеи оригинального педагогического решения, разработка замыс­ла, его инструментовка — основное содержание творческой дея­тельности педагога на этапе проектирования. В живом процессе общения, когда педагог живет, действует вместе со своими подо­печными, находится еще один эпицентр творчества. Чтобы воп­лотить в жизнь задуманное, необходимы энергия, терпение, изоб­ретательность, а неожиданные изменения ситуации требуют осо­бой быстроты реакции, находчивости, раскованности, артистиз­ма, своего рода экспромтности решений.

Добротное проектирование и планирование — предпосылка успеха, но добиваться его приходится каждый раз заново. Без вы­думки и вдохновения, настойчивости и дерзания никакой проект не воплотится в живое дело. Способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решения сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции называют педагогической импровизацией.

Артистизм — это умение педа­гога действовать выразительно, убедительно, уметь выразить в речи, в мимике и жесте, во всем своем облике отношения и оценки, если нужно, перевоплощаться, легко «входить в образ», быть внешне привлекательным, обладать «визуальностыо». Но артистизм не сво­дится к внешней выразительности и убедительности. Артистизм имеет внутреннюю основу, а именно: умение мыслить образами, ассоциативно, стремиться к красоте и истине, к нетрафаретным и изящным решениям; артистичного педагога отличает искренность, оригинальность мысли, открытость, глубокая эмоциональная по­груженность в ситуацию, он обладает внутренней культурой, обая­нием и силой притяжения (К. С. Станиславский). Учитель нередко выступает и в качестве сценариста педагогического действия, и в качестве его режиссера, и в качестве актера. Он обладает даже боль­шей свободой, нежели актер, ибо он первичен в своих чувствах и делах.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 956; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!