СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ



 

1.Социальные институты.

 

Термин «социальные институты» - один из центральных в социологии. Он был введен в научный оборот английским социологом Г. Спенсером, который понимал под социальным институтом устойчивую структуру социальных действий, механизм организации общественной жизни. В развитом обществе Г.Спенсер выделял шесть групп социальных институтов – семейные, образовательные, политические, церковные, профессиональные и промышленные.

Социальные институты от латинского (institutum - учреждение, установление) - это системы социальных связей, ценностей и норм, выполняющие общественно значимые функции.

Для них характерны:

- регулярные формы взаимодействия участников социальных отношений – индивидов и групп;

- четкое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников взаимодействия;

- регламентация процесса взаимодействия и контроль за его протеканием;

наличие подготовленных кадров и ресурсов, обеспечивающих их функционирование.

Различают два вида социальных институтов:

1) организационные (государство, партии, профсоюзы и т.д.);

2) нормативные (система законов, обычаев, традиций, моральных ценностей, стандартов поведения). Формальные нормативные институты (конституции, законы, административные нормы, партийные программы) придают легитимность институтам политической власти и детерминируют их деятельность.

Внутри основных институтов существуют более мелкие образования, которые тоже являются институтами, но неосновнымии неглавными.В отличие от основных институтов неосновные институты выполняют специализированные функции. Так, например, в рамках института судебной власти функционируют институты судопроизводства, судебной экспертизы, адвокатуры, присяжных. Внутри института религии существуют институты епархии, епископата, крещения и исповеди в православии, монашества и т.д.

Институты имеют ряд отличительных признаков:

- культурные символы (флаг, герб, гимн, обручальное кольцо, торговая марка и пр.);

- кодексы поведения (присяга, клятва, определенные нормы);

- идеология или философия, определяющая их роль в обществе.

Процесс упорядочения и формализации социальных связей называется институционализацией. Так, например, институционализация социологии и политологии как учебных дисциплин стала возможной благодаря решениям органов власти, утверждению государственных образовательных стандартов, открытию в вузах соответствующих факультетов, отделений и кафедр, изданию учебников, монографий и журналов.

Образование социальных институтов заменяет спонтанное поведение предсказуемым и регулируемым. Институты являются важнейшим фактором обеспечения порядка и организованности в обществе.

Любой институт возникает и формируется для выполнения той или иной социальной потребности. Когда такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, теряется смысл и в существовании института. Этот институт в силу инерции социальных связей может какое-то время функционировать, но в конечном счете его деятельность прекращается.

Зарождение и гибель социального института просматривается на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированым методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII века. С изменением этических норм в обществе по мере развития капитализма отпала необходимость защиты дворянской чести с оружием в руках.

Примером возникновения и исчерпания возможностей социального института может служить история крепостничества в России с XVI века по 1861 год. Элементы крепостничества в силу ряда причин просуществовали до начала XX в. и существенно тормозили развитие страны.

Непреходящими общественными потребностями вызваны к жизни институты развитого общества – семьи, государства, образования, здравоохранения, науки, религии.

Социальные институты постоянно развиваются, изменяют свои формы. Источниками этих изменений являются эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы.

Эндогенным фактором перемен в социальных институтах является назревшая общественная потребность в повышении их эффективности. Она реализуется путем реорганизации, углубления специализации, обновления норм и предписаний.

Важнейшими экзогенными факторами изменения социальных институтов являются накопление знаний, перемены в ценностных ориентациях и деятельность выдающихся личностей. Последнее обстоятельство может приводить к разрушению одних институтов и возникновению других. Например, пребывание у власти Петра 1, Екатерины 11, В. И. Ленина самым существенным образом отразилось на судьбе социальных институтов России. В свою очередь, социальные институты, особенно семья и образование, играют важную роль в формировании мировосприятия индивидов.

В процессе общественной эволюции институты все более специализировались по своим функциям. В зависимости от важности функции некоторые из них занимали ведущие положение в системе социальных институтов. В древности и средневековье лидировали такие институты, как вождь племени, совет старейшин, церковь, государство. В Новой и Новейшей истории ведущую роль играли и продолжают играть институты государства, науки, образования, религии.

 

 

2.Функции социальных институтов

 

В социологии неоднократно предпринимались попытки классифицировать функции институтов, представить их в виде упорядоченной системы. Наибольшее признание получила классификация, предложенная американским ученым С. Липсетом.

В соответствии с этой классификации выделяются четыре основные функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом здесь является семья, но в ее осуществлении важную роль играет государство.

2) Социализация – передача индивидам существующих в обществе образцов поведения и способов деятельности. Она осуществляется прежде всего институтами семьи, образования и религии.

3) Производство и распределение. Обеспечивается экономическими, социальными и политическими институтами.

4) Управление и контроль. Осуществляется через систему моральных и правовых норм, обычаев, административных решений и т.д.

 

Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, которые согласуются с существующими стандартами поведения, и подавляют действия девиантного характера.

Вышеприведенные функции социальных институтов являются явными, распознаваемыми. Наряду с ними имеются так называемые латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и считаются побочным продуктом явных.

Так, например, церковь стремится закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры. Независимо от этой цели церкви появляются фанатики религии, которые осуществляют гонения на иноверцев. Столкновения могут перерасти в крупные социальные конфликты на религиозной почве.

Другой пример. Футбол как спортивное зрелище имеет целью демонстрацию физических качеств и мастерства участников состязания, умения тренерского состава организовать игру. Вместе с тем этот вид спорта порождает околофутбольные страсти, хулиганские выходки так называемых фанатов.

В условиях интенсивных общественных процессов возможны ситуации, когда изменившиеся общественные потребности не находят отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате возникают дисфункции социальных институтов. Они выражаются, во-первых, в нехватке материальных ресурсов и квалифицированных кадров, в нарастании организационных неурядиц; во-вторых, в неясности цели деятельности институтов, в падении их престижа и авторитета; в-третьих, в действиях, направленных лишь на поддержание собственного существования.

В подобных ситуациях теряется основное качество социального института – деперсонализация. Принцип деперсонализации заключается в том, что функционирование социального института в основном не должно зависеть от личностей исполнителей – от их склонностей, установок, ценностных ориентаций и прочих субъективных моментов.

Оптимальная деятельность социального института достигается за счет четкого определения социальных ролей и эффективности механизма их исполнения. В рамках этого механизма каждый субъект должен знать маневр. Дисфункция в деятельности института проявляется в том, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и служит интересам отдельных лиц.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать появление нормативно не регулируемых видов деятельности с целью восполнения дисфункции. В своих крайних формах такая деятельность способна принять противоправные формы. Так, например, в современном российском обществе дисфункция института права создает широкие возможности для криминализации общества.

Преодоление дисфункции социальных институтов достижимо либо путем их изменения, либо благодаря созданию новых институтов, удовлетворяющих соответствующие общественные потребности.

 

 

3.Социальные организации

 

Термин «организация» происходит от французского «organisation» (сообщаю, устраиваю, стройный вид). Используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-то группы; 3) как степень внутренней упорядоченности элементов системы.

В социологии социальная организация понимается прежде всего как элемент социальной структуры. Ведущий исследователь проблем социальной организации А. И. Пригожин определяет ее как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.

 Деятельность групп осуществляется в форме социальных организаций – производственных, национальных, научных, политических, спортивных, финансовых, торговых, религиозных и прочих. Социальные организации оформляют социальные группы в коллективы.

Социальная организация, по А. И. Пригожину, имеет ряд характерных черт:

Во-первых, она обладает целевой природой, поскольку создается для возможно более быстрого и эффективного достижения определенных целей.

Во-вторых, члены организаций распределяются по      иерархической лестнице соответственно статусам и ролям. Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои интересы в пределах, которые определяются его социальным статусом и ролями.

В-третьих, организации возникают на основе разделения труда и по функциональному признаку. Они строятся по иерархическому принципу и состоят из управляющей и управляемой подсистем. Иерархичность построения организаций придает им устойчивость и эффективность.

В-четвертых, управляющие подсистемы создают средства регулирования и контроля за деятельностью организаций. Среди них значительную роль играют внутриорганизационные нормы, обеспечивающие функционирование организаций.

В-пятых, действие социальных организаций как целостных систем создает особый кооперативный эффект, превышающий сумму индивидуальных усилий участников. Этот эффект выражается в приросте дополнительной энергии, называемом синергетикой.

Исследователи организаций называют три основных составляющих этого феномена: 1) интеграция усилий членов организаций; 2) специализация функций элементов организации и вызываемая ею однонаправленность их действий; 3) синхронизация действий индивидов благодаря наличию управляющей подсистемы.

Организации подразделяют на формальные и неформальные.

Категорию «формальная организация» одним из первых ввел в социологию М.Вебер. Такая организация возникает в результате административных и политических решений. Ее деятельность основывается на разделении труда и специализации, регламентируется юридическими нормами и правилами внутреннего распорядка. Должностные статусы в иерархической структуре упорядочены по принципу «руководитель-подчиненный».

Формальные организации рациональны и ориентированы исключительно на достижение поставленных целей. Составляющие их индивиды связаны системой официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, распоряжениями, штатным расписанием.

Важнейшим фактором функционирования формальных организаций является бюрократия. Этот феномен имеет два основных аспекта: 1) система норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица; 2) особый социальный слой людей, занимающихся управленческой деятельностью. Основной носитель бюрократии – чиновник – человек при официальном чине или должности.

Родоначальником социологии бюрократии был М. Вебер. Согласно М. Веберу, идеальному типу бюрократии свойственны следующие черты: управленческая деятельность осуществляется постоянно; установлена сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого индивида; иерархия осуществляет контроль над чиновником, который отделен от собственности на средства управления; управленческая деятельность становится особой профессией; существует система подготовки чиновников; управленческие функции документируются; в управлении господствует принцип безличности.

Главное достоинство бюрократии М. Вебер видел в высокой хозяйственной и экономической эффективности. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания, постоянство управленческого процесса, субординация и служебная тайна.

М. Вебер констатировал и негативные стороны бюрократии – игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости. Он допускал и возможность превращения бюрократии в особый класс и связывал ее с отсутствием контроля со стороны общества. Такой класс (номенклатура) сформировался в бывших социалистических странах благодаря специфической системе отбора и перемещения управленцев.

Нарушения в деятельности механизма бюрократии называются дисфункциями. Они могут принимать разные формы: превращение атрибутов власти (приказов, инструкций, заданий и т.д.) в самоцель; негативный отбор кадров и эскалация привилегий; коррупция; сращивание административного аппарата с организованной преступностью.

На современном Западе бюрократия ассоциируется не столько с людьми, сколько с процедурами. В обществах индустриального и постиндустриального типа безличные процедуры делопроизводства преобладают над личностными отношениями, что позволяет разным по своим индивидуальным качествам людям сотрудничать и согласовывать свои действия. В силу ряда причин культурно-исторического характера бюрократия в России далека от описанного М.Вебером идеального типа.

В обществе параллельно с формальными организациями возникают и функционируют неформальные организации. Они появляются там, где формальные организации не выполняют какие-либо общественно значимые функции и компенсируют недостатки формальных структур.

Члены неформальных организаций самостоятельны в достижении индивидуальных и групповых целей. Они располагают свободой в выборе форм поведения и взаимодействия с другими индивидами. Это взаимодействие зависит от личных привязанностей и симпатий.

Отношения между членами неформальных организаций не регламентируются приказами, предписаниями, установками руководства. Такие организации создают большие возможности для творческой деятельности, разработки и внедрения нововведений. Вместе с тем они менее устойчивы и во многом носят ситуационный характер.

    Особое место среди организаций занимают преступные сообщества. Они одновременно носят и формальный характер ( в смысле четкого определения ролей и норм поведения членов организаций) и неформальный (возникают стихийно и не признаются государством).

В целом и формальные и неформальные организации выступают как «идеальные типы» организационного строения и функционирования. В реальной жизни, на практике многие организации в том или ином соотношении сочетают признаки формальности и неформальности.

 

 

Контрольные вопросы

 

 

1. Дайте определение понятия «социальный институт».

2. Раскройте содержание функций социальных институтов.

3.Какие виды социальных институтов вам известны?

4. Какие факторы вызывают возникновение и изменение социальных институтов?

5.Какие основные значения имеет термин «организация»?

6. В чем проявляется эффект синергетики?

7.Чем отличаются формальные и неформальные организации?

8. Кем создана теория «рациональной» бюрократии? Изложите ее основные положения.

 

11.СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

 

 

1.Институты брака и семьи

Функционирование брачно-семейных отношений, семейного образа жизни как взаимосвязи супружества-родительства-родства изучает социология семьи. В дореволюционный период предпосылки формирования этой теории «среднего уровня» были заложены российскими исследователями М.М.Ковалевским, М.М.Рубинштейном, П.Сорокиным и другими.

С середины З0-х до середины 60-х гг. проблемы семейно-брачных отношений практически не изучались. В период с 60-х по 80-е годы отечественными исследователями был накоплен значительный объем информации в этой предметной области, но доминирование методологии исторического материализма ограничивало его теоретическое осмысление.

Брак - это исторически изменяющаяся форма общественного регулирования отношений между полами, составляющая основу семьи. От характера брачных отношений в значительно мере зависят количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений.

Социология классифицирует исторические формы брака по нескольким основаниям.

    В зависимости от размеров и структуры брачной группы различаются:

- моногамия – брачный союз одного мужчины и одной женщины. Она могла быть либо пожизненной, либо допускающей развод;

- полигамия – брачный союз более чем двух партнеров, разновидностями которого были полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество).

Полигиния признана одной из мировых религий – исламом. Она связана с кочевым образом жизни восточных народов, сопровождавшимся частыми конфликтами из-за пастбищ и территорий для стойбищ скота, что приводило к высокому уровню смертности среди мужчин. Это и послужило мотивом для признания исламом возможности иметь несколько жен. Но даже на Востоке многоженство является привилегией богатых мужчин.

Полиандрия – многомужество – представляет собой форму брака, при которой одна женщина одновременно состои в браке с несколькими мужчинами. Это явление было широко распространено в Индии, Тибете и горных районах других стран, где географические и природные условия не позволяли каждому из сыновей создать собственную семью и обеспечить ее существование. В такой ситуации сыновья были вынуждены вступать в брак с одной женщиной. Этот тип семьи изжил себя с возникновением промышленного производства, востребовавшего большое число работников из сельского хозяйства.

С появлением первобытного рода возник групповой брак в двух формах – экзогамии и эндогамии. Первая из них означала абсолютное запрещение половых отношений внутри рода и вступление в такие отношения только с членами другого рода. Вторая предполагала половые отношения только с членами того же рода. Общая тенденция развития отношений между полами - переход от нерегулируемых к их ограничению и вытеснению моногамией. Парный брак возник из потребности в стабилизации и общественном регулировании отношений между половыми партнерами.

Семья как социальный институт существует тысячелетиями и выполняет три основные функции – воспроизводства населения, социализации личности и хозяйственно-бытовую. Она представляет собой более сложный институт, чем брак, поскольку создает широкий круг родственных отношений (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.).

 В зависимости от количества поколений в семье различают семью нуклеарную и расширенную. Семья нуклеарная включает только два поколения – родителей-супругов и их детей. Семья расширенная состоит из трех и более поколений, которые проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Существуют и другие основания для классификации семей. Различают в зависимости от главенства в семье мужчины или женщины патриархальную и матриархальную семью, по числу родителей полную ( когда имеются оба родителя) и неполную (когда отсутствует один из родителей), по числу детей – бездетную. однодетную и многодетную.

 Основные социологические подходы к изучению семьи состоят в следующем:

- интеракционистский подход, заключающийся в исследовании взаимодействия членов семьи с учетом их статусов и ролевых позиций;

- структурно-функциональный подход, для которого характерен анализ семьи как системы, соотносимой как с внешними системами, так и с внутренними подгруппами (брачная пара, братья и сестры, другие родственники);

- ситуационный подход, фиксирующий внимание на ценностях и нормах в сфере семейных отношений;

- институциональный подход, связанный с исследованием роли и места семьи в системе социальных институтов;

-эволюционный подход, в рамках которого в системном виде используются различные подходы.

 

2. Проблемы стабильности семьи

 

Современное состояние семьи по-разному оценивается учеными. В России сторонники так называемой «парадигмы модернизации» ратуют за завершение перехода от семьи традиционной, патриархальной к семье современной. Сторонники «кризисной парадигмы», наоборот, выступают за создание условий для возрождения традиционной семьи.

Примерно та же палитра мнений существует на Западе. Представители так называемого «осторожного оптимизма» полагают, что если семья переживает кризис, то это не кризис института как такового, а его старых форм, признак перехода к новым. В противовес этой точке зрения многие ученые считают, что вследствие индустриализации и урбанизации семья утрачивает признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, взаимодействующих ради своих личных желаний и потребностей, в некое «товарищеское общение» и содружество. Следовательно, по их мнению, любые проблемы семьи – это психологические проблемы, которые могут быть разрешены усилиями ее членов.

Споры вокруг семьи, ее настоящего и будущего начались еще в XIX веке. Классики марксизма крайне негативно относились к так называемой «буржуазной семье», основывающейся на частной собственности, наследовании и домашнем воспитании. Она рассматривалась как институт, препятствующий революционным преобразованиям. Решающая роль в создании новой формы семьи отводилась освобождению женщины от гнета домашнего рабства. Условия равноправия женщины виделись в уничтожении эксплуатации и вовлечение ее в общественно-производственную деятельность.

Такое понимание семьи отразилось и в советской научной литературе. Во многих работах семья определялась как «малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью».

Советская модель эмансипации женщин посредством труда не явилась продуктивной. На практике женщины оказывались вынужденными выполнять две функции – общественной производственной деятельности и труда в семейной сфере. Ориентация государства на профессиональные достижения и социальную значимость женщин, а не на материнство существенно ослабила устои семьи. Детские дошкольные учреждения лишь частично выполняют некоторые традиционно материнские функции и не могут компенсировать потери на стадии семейного воспитания. Несмотря на декларируемое равноправие, женщины подвергались и подвергаются дискриминации в престижных, высокооплачиваемых сферах деятельности.

Ослабление традиционных семейных устоев происходило не только в Советском Союзе и посткоммунистической России, но и практически во всех странах Запада. Разводом заканчивается каждый второй брак. Число браков уменьшается в связи с их откладыванием и вообще нежеланием вступать в брак. Сокращается рождаемость, которая в России сочетается с ростом смертности в трудоспособном возрасте. Чтобы предотвратить депопуляцию каждая российская семья должна иметь более двух детей, поскольку двое детей способны лишь сменить своих родителей.

Сложившуюся ситуацию с рождаемостью неверно всецело объяснить неблагополучным положением в экономике. То же самое происходит и в богатых европейских странах, где существуют большие пособия на детей.

Традиционная семья на европейском и североамериканском континентах трансформируется в новые формы отношений между полами – сожительство, содружество, гостевое общение. Станет ли евроамериканская модель семьи господствующей в мире или возобладают иные тенденции, покажет время.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Кем из российских ученых заложены основы «социологии семьи»?

2.Охарактеризуйте институты брака и семьи.

3. По каким основаниям классифицируются исторические формы брака?

4. Каковы основные функции семьи как социального института.

5. По каким основаниям классифицируют основные типы семьи?

6.Раскройте содержание основных проблем функционирования институтов брака и семьи в современном обществе.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

 

1.Сущность социальных конфликтов, их предпосылки и функции

 

Одной из наиболее актуальных проблем социологии является проблема конфликта. Она охватывает широкий круг вопросов – определение понятия «конфликт», уяснение природы этого общественного явления, функций и путей решения. Осведомленность в этой проблематике особенно необходима гражданам России в богатый коллизиями период становления новых социальных отношений.

Под конфликтомв социологии понимается столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов социального взаимодействия. Широкая распространенность этого явления и обостренное внимание к нему со стороны общества способствовали возникновению социологии конфликта как одной из специальных, частных социологических теорий.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к древности. Еще китайские философы VII – VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учения о противоположностях и их роли в возникновении вещей.

Значительное внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли (XVI в.) в работах, посвященных Римской истории. Рассматривая конфликты разного уровня, он отмечал их положительную роль в общественном развитии.

Английский экономист А.Смит в конце XVIII века обосновал тезис о том, что в основе конфликтов лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Существенный вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. В «Философии права» одной из их причин он назвал социальную поляризацию общества.

В XIX веке многие мыслители исходили из того, что конфликты – это неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались такие разные по своей ориентации ученые, как М. Вебер и К. Маркс. Марксизм с позиции материалистического понимания истории рассматривал конфликты как порождение прежде всего социального неравенства, проявляющееся в классовой борьбе и революциях.

Критики марксизма упрекали его создателей, во-первых, в понимании конфликтов только как столкновения антагонистических классов, во-вторых, в абсолютизации экономических отношений как главной причины конфликта между классами и другими социальными группами.

Оригинальный подход к объяснению социальных конфликтов предложил немецкий ученый Г. Зиммель. Он определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как фактор социализации, способствующий консолидации противоборствующих слоев.

В общественной мысли ХХ века сложились два основных направления в подходе в проблеме конфликта.

Одно из них исходит из постулата о временном характере конфликтов, о возможности их преодоления рациональными средствами. Это направление представлено, в частности, структурным функционализмом Т. Парсонса, который абсолютизирует значение единых ценностей у членов общества в обеспечении его стабильности. С точки зрения представителей этого направления, конфликт – это дисфункция, аномалия, а равновесие – единственное естественное состояние общества.

Большинство социологов придерживается той точки зрения, что конфликт является неотъемлемой частью бытия и главным движителем общественного развития. Он дает выход социальной напряженности и порождает социальные изменения. Наиболее отчетливо эта позиция представлена в работах немецкого социолога Р. Дарендорфа и американских ученых Л. Козера и К. Боулдинга, вышедших в 50-60-х годах.

По мнению Р. Дарендорфа, в основе социальных конфликтов лежат неодинаковый доступ ресурсам, борьба за лидерство и власть. Они не только неустранимы из жизни общества, но и являются источниками новаций и социальных перемен.

Согласно Р. Дарендорфу, конфликты не следует подавлять или игнорировать, поскольку это ведет к их обострению. Задача состоит в умении контролировать конфликты. Они должны быть легализованы и институционализированы, подлежат урегулированию или разрешению на основе существующих в обществе правил.

Американский социолог Л. Козер показал различие последствий социальных конфликтов в закрытом и открытом обществах. В закрытом обществе они могут разрушать социальные связи, разделять его на враждебные группы и приводить к революции. В открытом обществе конфликты дают выход социальной напряженности и могут нести в себе позитивный потенциал, способствуя развитию общества.

Создатель общей теории конфликтов К. Боулдинг считал необходимым изучение конфликтов как неотъемлемого компонента общественной жизни. Он сделал акцент на возможности и необходимости управления ими в современных обществах, предвидения их последствий.

П. Сорокин рассматривал конфликты в связи с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит прежде всего в подавлении базовых потребностей человека – в пище, жилье, одежде, творчестве, свободе, безопасности и самореализации. Одну их важнейших причин конфликтов он видел в неравенстве жизненных шансов различных социальных групп.

В целом зарубежные социологи существенно продвинулись в изучении социальных конфликтов. Советские ученые исходили из марксистской концепции экономической и классовой природы конфликтов. В их работах доминировал упрощенный подход к конфликтам как порождению классовых антагонизмов. Поскольку считалось, что в советском обществе ликвидированы антагонистические классы, то отсутствует и почва для социальных конфликтов. Поэтому исследования по этой проблеме практически не велись. Изучение социальных конфликтов отечественными учеными практически началось с 90-х годов.

Хотя многие социологи считают главной причиной социальных конфликтов неравенство, опыт показывает, что стремление к равенству не только не реализуемо, но и приводит к отрицательным последствиям. На практике оказывается невозможным удовлетворить потребности всех индивидов. Кроме того, уравниловка гасит стимулы к трудовой и творческой деятельности.

Поэтому неравенство, в том числе и социальное, неустранимо. Оно играет известную положительную роль, стимулируя активность людей. Конфликты же обычно возникают на такой ступени неравенства, когда оно расценивается одной из групп как ущемляющее ее интересы, препятствующее удовлетворению потребностей.

Кроме социального неравенства конфликты могут возникать на почве противоположных ценностных ориентаций, в связи с идеологическими разногласиями. Конфликты из-за идеологических разногласий являются частным случаем конфликтов, вызываемых противоположностью ценностных ориентаций.

Конфликты выполняют позитивные и негативные функции. К числу позитивных относят:

- разрядку психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон, способствующую их взаимной адаптации и формированию социально-необходимого равновесия;

- развитие общества благодаря вскрытию противоположных интересов и осуществлению необходимых преобразований.

Негативная функция конфликтов может состоять в дестабилизации социальных систем, разрушении социальных общностей и группового единства. Конфликты большого масштаба при отсутствии процедур урегулирования и воли к сотрудничеству могут вызвать катастрофу, привести к огромным потерям, разрушению окружающей среды.

Конфликты классифицируются по разным критериям.

По сферам жизни их классифицируют на конфликты в области политики, экономики, национальных отношений, в социальной сфере и т.д.

В зависимости от подчинения или неподчинения участников конфликта существующим законам различают конфликты институционализированные и неинституционализированные.

На основе такого критерия, как публичность конкуренциисторон, различают открытые и закрытые конфликты. Первые выражены в явных, внешне фиксируемых формах (например, манифестации, забастовки). В закрытых конфликтах доминируют неочевидные способы отстаивания своих интересов (например, соперничество внутри правящей элиты, отношения между ветвями власти).

Американский исследователь А. Раппопорт различает конфликты типа схватки, дебатов и игр. В варианте схватки противников разделяют непримиримые противоречия, и стороны рассчитывают только на победу. В варианте дебатов возможны спор, маневры, и стороны рассчитывают на компромисс. Наконец, в варианте игр конфликты никогда не завершаются разрушением всей структуры отношений (например, соперничество кланов внутри элиты).

Таким образом, основными субъектами конфликта являютсякрупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели и притязания могут реализоваться через использование власти, в конфликтах непосредственное участие могут принимать госаппарат, партии, парламентские фракции, группы давления. Они являются выразителями интересов социальных групп и личностей, действуют на основе сформировавшихся в обществе норм и механизмов.

Во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие группы конфликтов:

а) конфликты между управляющими и управляемыми;

б) конфликты адаптационные, вызываемые сложностью приспособления новичков к правилам и нормам внутреннего общения, которые сложились в данной организации;

в) конфликты на управленческом уровне, связанные с разработкой различных стратегий поведения соответствующих организаций, с выработкой критериев эффективности их деятельности. Как правило, эти конфликты переплетаются с личностными конфликтами, с практикой продвижения персонала, с борьбой за распределение наиболее важных позиций.

По методам разрешения конфликтов в организациях принято различать два типа управленческой деятельности – авторитарный и демократический. В первом случае решение принимает сам руководитель, а члены организации являются исполнителями. В мировой практике этот стиль управления организациями признан неэффективным. Альтернативный стиль управления – демократический обеспечивает сопричастность сотрудников к принятию решений и их исполнению, что стимулирует их ответственность и повышает эффективность действий.

 

 

2. Динамика социальных конфликтов

 

В социальном конфликте обычно выделяют три стадии – возникновение, развитие, окончание.

Первая стадия характеризуется накоплением противоречий в системе межличностных и групповых интересов, их осознанием конфликтующими сторонами. Она представляет собой латентную стадию конфликта.

Вторая, основная стадия конфликта – это собственно конфликтное поведение. Для вступления в эту стадию необходимо не только осознание противоположности интересов, но и наличие установки на борьбу, психологическая готовность к ней.

Конфликтное поведение представляет собой действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение целей противоположной стороны и реализовать собственные устремления. Начинается с инцидента или повода, который стимулирует активность участников.

Исход противоборства зависит прежде всего от такого фактора, как соотношение сил участников конфликта. Сила - это способность реализовать свою волю вопреки противодействию оппонента. Она включает в себя следующие составляющие:

1) материальные факторы, прежде всего технические средства, применяемые в качестве инструментов насилия;

2) информационная база, в том числе фактические и статистические данные об оппоненте, экспертные оценки существа конфликта, прогноз относительно хода и исхода противоборства;

3) социальный статус участников конфликта, выражающийся в общественно-признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж);

4) разнообразные ресурсы (деньги, территория, лимит времени, число и влиятельность сторонников).

Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов. Существенное влияние на развитие конфликта оказывает окружающая социальная среда, которая может быть источником поддержки участников, сдерживающим или нейтральным фактором.

Третья стадия конфликта – это его окончание в результате разрешения или урегулирования.

Учет динамики социальных конфликтов необходим для контроля над их протеканием, для управления конкурентными взаимоотношениями. В этом могут быть заинтересованы соперничающие стороны, правящие структуры, международные организации и т.д.

Управление конфликтом со стороны органов власти подчинено решению следующих задач:

1) воспрепятствовать возникновению конфликта, либо его переходу в такую фазу, когда резко возрастает цена за его урегулирование;

2) вывести все теневые, латентные конфликты в открытую фазу с тем, чтобы ограничить неконтролируемые процессы, на которые будет сложно адекватно и оперативно реагировать;

3) институционализировать конфликты для их цивилизованного разрешения и перевода в такие формы, которые создают предпосылки для затухания.

В социологии для обозначения различных исходов конфликта употребляются понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Каждое из них обозначает различную степень преодоления противоречий, которые лежат в основе конфликта.

Разрешение конфликта – это устранение причин, породивших его, исчерпание предмета спора. Может произойти и спонтанно, без сознательных усилий субъектов (например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости соперников, истощения ресурсов и прочих причин).

Урегулирование конфликта – это такой его исход, когда соперники достигают соглашения по предмету спора, но не разрешают противоречие, вызвавшее конфликт. Неисчерпанность предмета спора через определенное время может привести к возобновлению конфликта.

Урегулирование конфликта представляется благоприятным исходом, поскольку при определенных обстоятельствах оно может обеспечить мирную жизнь нескольким поколениям людей. За это время в обществе могут произойти столь значительные изменения, что сущностные противоречия одного исторического периода утратят актуальность в новых условиях.

Наконец, возможно исчезновение или качественное изменение субъектов- носителей конфликта, в результате чего возникает новая среда, в которой ранее неразрешимый конфликт превратится в разрешимый.

Выбираемые субъектом управления средства предотвращения или прекращения конфликтов должны соответствовать культурно-историческим условиям стран и регионов, учитывать временные обстоятельства ведения спора, коррелироваться с психологическими особенностями сторон конфликта.

 

 

3.Способы предотвращения, разрешения и урегулирования конфликтов

 

Наукой и практикой выработаны основные способы предотвращения, разрешения и урегулирования конфликтов – переговоры, компромисс и консенсус

Обмен мнениями в процессе переговоров снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента, более адекватно оценить ситуацию и условия прекращения соперничества. Переговоры дают возможность сблизить позиции участников или рассмотреть альтернативные варианты урегулирования взаимных претензий.

В переговорном процессе наиболее характерными являются две линии поведения участников.

1. Стратегия конкурентного поведения или позиционного торга. Ее суть состоит в жестком отстаивании своей позиции и принуждении другой стороны к уступкам путем оказания на нее давления. Она всегда чревата срывом переговоров, поскольку обе стороны настаивают на удовлетворении своих высших требований.

2. Стратегия согласованного поведения предполагает учет интересов партнера, готовность к взаимным уступкам в одном или нескольких направлениях или к поискам взаимоприемлемого нового решения, согласие на посредничество третьей стороны в разрешении противоречий. Она чаще всего возможна на последних стадиях переговоров.

Для повышения эффективности переговоров американские исследователи Р. Фишер и У. Юри предлагают следующие рекомендации: сосредотачиваться не на позициях, а на интересах сторон; разрабатывать несколько вариантов взаимовыгодных решений; проявлять готовность к уступкам, но без потери позиции или «лица»; при улаживании разногласий пользоваться объективными критериями и прибегать к справедливым процедурам; учитывать «человеческое измерение» партнеров по переговорам.

По окончании конфликта результаты переговоров должны быть так представлены обществу, чтобы они не были восприняты как унижение, проигрыш одной из сторон. Это позволит исключить негативную реакцию, могущую поставить под вопрос выполнение принятых решений.

Распространенным способом прекращения конфронтационных отношений является компромисс. В словарях понятие «компромисс» определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Оно отражает баланс сил, действий и интересов, достигнутый путем взаимных уступок. В ходе реализации компромиссов отсекаются наиболее разрушительные проявления конфликтности, устанавливается система сдержек и противовесов притязаниям каждой из конфликтующих сторон.

Различают компромиссы вынужденные и добровольные.

Первые навязываются сложившимися обстоятельствами. Таковыми могут быть неблагоприятное для одного из участников конфликта соотношение сил, вызывающее необходимость в уступках; угроза самому существованию противоборствующих сторон.

Добровольные компромиссы заключаются на основе соглашений по определенным вопросам и соответствуют интересам взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются, например, партийные блоки и политические коалиции.

Технология компромиссов сложна, во многом уникальна. Основными способами согласования интересов и позиций соперничающих сторон являются консультации, диалог, дискуссии, взаимные уступки. Искусство компромисса является показателем тактической гибкости политиков.

Проблема компромиссов как способа обеспечения общественной стабильности чрезвычайно актуальна для современной России. Политическое поведение российского общества в период перехода к новой общественной системе позволяет утверждать, что оно способно двигаться по пути реформ на основе уступок и соглашений между различными социальными слоями, разделенными конфликтными интересами.

Многие исследователи считают оптимальным способом разрешения всех конфликтов (от семейных до международных) консенсус. Суммируя различные точки зрения на этот феномен, можно выделить два его основополагающих принципа:

1) поддержка решения большинством участвующих в его принятии, причем лучше квалифицированным;

2) отсутствие возражений против принятия решения со стороны хотя бы одного из участников.

Политический консенсус как способ взаимодействия субъектов представляет собой их согласие в отношении: а) функционирующей политической системы – так называемый системный консенсус; б) правил и механизмов разрешения конкретных политических конфликтов.

Оценивая уровень консенсуса по отмеченным параметрам, ученые относят одни общества к «консенсусным», другие – к «конфликтным». В числе первых называют скандинавские страны с продолжительным функционированием парламентского правления, отсутствием «антисистемных» партий, выступающих против господствующих политических режимов, а вследствие этого и высокой степенью гражданского согласия.

Консенсус становится принципом взаимодействия общественных сил только в демократических системах. Степень консенсусности общества является показателем развитости демократии. Авторитарные и тем более тоталитарные режимы не обращаются к этому способу разрешения социальных и политических конфликтов.

История показала, что базовыми основами консенсуса могут быть национальные и религиозные ценности, права и свобода личности. К числу базовых основ консенсуса в настоящее время относятся и экологические ценности.

Таким образом, консенсус не означает бесконфликтности общественного развития. Ценности, составляющие базовые основы консенсуса, лишь очерчивают границы «бесконфликтного» пространства и определяют принципы, способы, средства, используемые для урегулирования коллизий. Общим принципом разрешения конфликтов в условиях консенсуальной демократии является ориентация на компромисс, а не подчинение (тем более уничтожение) противоположной стороны.

Предпосылки для достижения общественного консенсуса формируются и в современной России. Большинство граждан заинтересовано в наведении порядка в стране, в сохранении таких ценностей демократии, как свободное волеизявление, разделение властей, право предпринимательства, право выезда и возвращения. Вместе с тем они не приемлют социальной несправедливости, особенно узурпации результатов рыночных реформ меньшинством общества.

Повысилась и толерантность элит. Если в начале 90-х годов элитарные группы угрожали друг другу разгромом или даже уничтожением, к концу минувшего десятилетия была осознана бесперспективность такой позиции. С превращением оппозиции в часть истеблишмента крепнут настроения в пользу установления взаимоприемлемых правил сотрудничества, усиливается заинтересованность в общественном консенсусе и обеспечении стабильности.

В настоящее время существует реальная возможность взаимодействия власти и оппозиции во имя таких общепризнанных национальных целей, как сохранение территориальной целостности России; обеспечение физического и морального здоровья нации, сокращение существующего разрыва в уровне доходов граждан; создание эффективной системы образования; поддержка отечественной науки и высоких технологий с целью обеспечения России достойного места в мировом сообществе ХХ1 века; защита национальной культуры и языка; содействие становлению российского промышленного капитала; укрепление позиций национальной валюты; создание профессиональной армии, способной защитить национальные интересы страны; поддержка русской диаспоры; стратегическое партнерство со странами исторически сложившегося евразийского пространства; равноправные отношения с зарубежными странами.

Для успешного реформирования модернизируемых обществ правящим и оппонирующим силам необходимо достичь трех консенсусов:

1) в отношении к прошлому страны. С этой целью следует избегать «охоты на ведьм», приглушить полемику в оценке прежних режимов;

2) в установлении норм для обсуждения целей общественного развития;

3) в определении правил «политической игры» правящего режима.

Достижение таких социально-политических консенсусов зависит от искусства правящих и оппозиционных элит вести диалог и находить точки соприкосновения, от степени ценностной и идеологической дифференциации общества.

Если консенсусы становятся реальностью, возрастает способность власти к мобилизации человеческих и материальных ресурсов для проведение реформ, стабилизируется режим, шире используются правовые технологии осуществления управленческих решений.

 

 

Контрольные вопросы

 

 

1. Сформулируйте определение понятия «социальный конфликт».

2. Раскройте содержание основных подходов к проблеме социальных конфликтов в общественной мысли.

3. Каковы позитивные и негативные функции социальных конфликтов?

4.По каким критериям классифицируются социальные конфликты?

5.Охарактеризуйте основные стадии в развитии социальных конфликтов.

6.какие задачи решаются в процессе управления социальными конфликтами?

7.какие исходы социальных конфликтов фиксируются понятиями «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта»?

8. Охарактеризуйте основные способы урегулирования социальных конфликтов. Приведите примеры их использования в российских условиях.

 

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ

1. Политика как социальное явление

Социология политики – это отрасль социологии, изучающая политику как социальный институт, социально-политические отношения, функционирование и распределение власти в обществе, взаимосвязь политической с другими сферами общественной жизни. В качестве специальной социологической теории утвердилась в 20-30-х годах ХХ века в трудах представителей Чикагской школы Ч.Кули, Ф.Гиддингса, Ф.Знанецкого, П.Лазарсфельда, Г.Лассуэлла, которые разработали методику и инструментарий социологического анализа политических процессов.

Политическая социология широко оперирует такими категориями, как политика, политическая власть, политическая система, политические институты, политическая культура, политическая социализация, политическое сознание, политическое поведение и др.

Базовая категория политической социологии – политика обычно трактуется как деятельность социальных групп и индивидов, направленная на обретение, организацию и использование власти как инструмента саморегулирования общества.

Для выражения основных значений политики используются англоязычные термины «policy» (полиси) и «politics» (политикс). Первый из них характеризует деятельность людей в сферах властных. классовых, национальных отношений. Второй означает наличие механизма власти, обеспечивающего стабильность общества, предотвращение и прекращение конфликтов.

Политика может быть классифицирована по направленности и сферам общественной жизни.

По направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней политики государств составляет деятельность по регулированию жизни общества. Внешняя политика любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов наций в отношениях с другими нациями и окружающим миром в целом.

Оба направления политики взаимодействуют между собой. Внутренняя политика в целом определяет содержание, средства и методы осуществления политики внешней. Вместе с тем внешняя политика влияет на содержание внутренней, внося в нее существенные коррективы, особенно в периоды международных кризисов и войн. В конечном счете и внутренняя и внешняя политика решают одну и ту же задачу – сохранение и упрочение существующей системы общественных отношений.

В условиях глобализации современного мира, сопровождающейся усилением взаимозависимости народов и государств во всех сферах общественной жизни, грань между внутренней и внешней политикой становится все более условной. Поэтому политика нередко рассматривается как целостное явление, без разделения ее на внутреннюю и внешнюю.

По сферам общественной жизни различают политику экономическую, социальную, правовую, национальную, оборонную, экологическую, религиозную и т.д. В свою очередь, в экономической политике по отраслевому критерию выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную и т.д. Социальная политика подразделяется на жилищную, пенсионную, демографическую, в области здравоохранения и т.д. Политика в сфере духовной жизни может подразделяться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т.д.

     Политика имеет сложную структуру, включающую в себя множество разнообразных компонентов – людей, организаций, отношений, действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам – субъекты, объекты и ресурсы.

Субъекты политики – это носители целенаправленного политического действия (государства, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности, СМИ). К числу субъектов политики иногда относят и социальные институты преимущественно неполитического назначения, оказывающие заметное влияние на политику (церковь, университеты, различные ассоциации и т.д.).

Статус субъекта политической деятельности не присущ индивидам и социальным общностям изначально. Индивидами он обретается в процессе политической социализации. Социальные общности становятся субъектами политики в ходе формирования их самосознания, самоорганизации и социально-политического самоопределения. Индивиды и группы в субъекты политики превращает способность к политическому целеполаганию.

Самый общий объект политики – это общество в совокупности протекающих в нем процессов. В этом случае активность субъекта политики направлена на придание таким процессам направленности, соответствующей его интересам.

Конкретными объектами политики являются основные сферы жизни общества, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие.

Различие между субъектами и объектами политики условно и ситуативно. Все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъекта и объекта политики.

Так, например, народ, составляющий избирательный корпус страны, приобретает качество субъекта политики в ходе выборов и референдумов; он же становится объектом политики под воздействием избирательных технологий и после завершения выборов.

Государство является субъектом политики, когда оно активно регулирует социальные отношения, и объектом политики, когда на него воздействуют те или иные социальные силы в целях вмешательства в решение каких-то проблем. Политическая партия выступает в качестве субъекта политики в борьбе за власть, но может служить и объектом политики, когда по отношению к ней со стороны государства принимаются меры по ограничению ее деятельности, когда на нее оказывают влияние другие партии, профсоюзы, группы интересов и т.д. В демократических государствах действует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Стремление власти максимально сузить круг субъектов политики и в конечном счете ограничить их количество одним, признаваемым ею, может привести к возникновению авторитарного или тоталитарного режима. В рамках тоталитарного режима все субъекты политики кроме единственной правящей партии, сращивающейся с госаппаратом, преследуются и ликвидируются.

Признание естественности множества интересов и способов их выражения в политике является отличительным признаком плюралистической организации общества. Система власти, основанная на разнообразии взглядов, подходов, позиций и концепций в общественно-политической сфере, на взаимодействии и «противовесах» основных партий и организаций, характерна для современных демократических государств.

Наконец, ресурсы политики – это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Выделяют четыре группы ресурсов:

1) материально-технические, включающие в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы;

2) человеческие – люди, принимающие участие в политических действиях или оказывающие им поддержку, степень их вовлеченности в политические процессы;

3) духовные – эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания ими и поддержки целей и установок субъекта политики;

4) временные – мера интенсивности действий политических субъектов в единицу физического времени.

Кроме основных компонентов в политике выделяют три уровня ее функционирования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации – партии, профсоюзы, группы интересов и т.п. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций – ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение.

С общегосударственным, макроуровнем политики связаны ее основные функции в обществе. Согласно подходу, преобладающему в отечественной науке, таковыми являются следующие: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.

Многообразие функций политики свидетельствует об охвате ею всех сфер жизни общества. В современном обществе с его сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти отсутствуют явления и процессы, не подверженные воздействию политики.

Вместе с тем мера и качество их «политичности» бывают разными. В наибольшей степени политические отношения представлены в области законодательной и исполнительной власти, в деятельности партий и движений, борющихся за власть.

 

2. Власть и властные отношения

 

Власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на деятельность последних, используя авторитет, право, насилие и другие средства. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и самоорганизации.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры – масштабы, объем, время и пространство. Источник власти – то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т.п. Масштабы власти – это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти – это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти – это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти – это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

В реальной жизни феномен власти обычно соотносится с политической властью. Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными признаками политической власти являются:

- верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;

- всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества;

- моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;

  - многообразие ресурсов – экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.

   Для характеристики политической власти используются понятия «легитимность» и «легальность» Под легальностью понимается законность власти. Понятие «легитимность», введенное М.Вебером, означает правомочность власти, ее поддержку обществом, лояльность со стороны граждан.

М.Вебер различал три «идеальных типа» легитимности, но признавал и смешанную легитимность. Первый тип легитимности - традиционная легитимность, основу которой составляет вера в обычаи и традиции, нередко освящаемая авторитетом патриархальных устоев. Второй тип – харизматическая легитимность, основывающаяся на популярности политических деятелей. Третий тип легитимности – рациональная легитимность – опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых

избираются и действуют представители власти.    

Процесс властвования осуществляется через деятельность институтов и организаций, реализующих политические интересы социальных общностей. В своей совокупности эти структуры образуют политическую систему.  Основным институтом политической системы, благодаря которому власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность индивидов и общественных групп, является государство.

О характере и содержании власти можно судить по ее функциям и эффективности. Функции власти – это круг ее деятельности: организация, управление, контроль, воспитание, прогнозирование, достижение общественного согласия. Эффективность власти – ее способность выполнять свои задач и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

Критерии эффективности власти таковы:

- достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;

- рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;

-действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;

- организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;

- наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжений властных структур;

- действенность системы самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.

В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества и может вести к смуте и беспорядкам.

Деятельность конструктивной оппозиции, анализирующей решения власти, позволяет выявлять их слабые стороны и формулировать содержательные альтернативы. Конкурентная смена президента, парламента и правительства способствует гибкой корректировке политического курса в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Важная характеристика политической власти – ее социальная база. Любая власть зависит от социальных интересов и выражает таковые. Во всей предшествующей истории политическая власть служила интересам господствующих классов.

В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому во многом ориентируется на так называемый «средний класс». В странах постиндустриального типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие.

Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.

 

 

3. Власть в гражданском и политическом обществе

 

 

Сущность и содержание власти можно правильно истолковать, если ее рассматривать на фоне взаимодействия гражданского и политического общества. Гражданское общество — это совокупность естественных форм общественной и личной жизнедеятельности индивидов, призванных главным образом негосударственными неполитическими методами обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов. Исходя из приведенного определения, можно выделить и наиболее существенные признаки гражданского общества.

Прежде всего следует отметить, что гражданское общество - это саморегулирующееся общество, в котором интересы и потребности групп и индивидов реализуются через такие институты, как политические партии, социальные движения, профессиональные и творческие объединения, территориальные и национальные сообщества, семья, церковь и т.д. В гражданском обществе преобладают отношения солидарности и конкуренции свободных и равноправных партнеров.

Экономической базой гражданского общества являются рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования. Социальную основу гражданского общества составляет многообразие групп и слоев при преобладании среднего класса, который включает наиболее активную часть населения. Для духовной сферы гражданского общества характерны идеологический плюрализм, свобода слова.

Важный признак гражданского общества проявляется также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека. Оно создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов. Подлинная суть развитого гражданского общества выражается в возвращении человеку его собственного человеческого мира и человеческих отношений. В свою очередь, сам человек как член гражданского общества рассматривает себя в качестве основного субъекта утверждения этого человеческого мира и соответствующих ему человеческих отношений.

Гражданское общество не может быть привнесено извне или заимствовано. Оно будет жизнеспособно, если сформируется на национальной социокультурной почве, по мере экономического и политического развития общества, роста его благосостояния и самосознания, способности к самоорганизации.

Мировой опыт показывает, что гражданское общество не свободно от серьёзных противоречий и прежде всего от проявлений группового эгоизма, попыток выдать групповой интерес за всеобщий. Возрастает опасность появления экстремистских организаций, ущемляющих права и свободы как своих членов, так и других граждан (например, религиозных сект). Поэтому для своего полноценного развития и функционирования гражданское общество нуждается в государстве, олицетворяющем публичный интерес.

С учетом изложенного и власть в гражданском обществе имеет особый характер. Специфика этой власти состоит в следующем. Во-первых, она выражает волю самих индивидов. Во-вторых, наиболее адекватной формой выражения этой воли служит непосредственная демократия, воплощенная в системе многочисленных объединений, организаций и ассоциаций, действующих в различных сферах общественной жизни. В-третьих, поскольку механизм распределения власти в гражданском обществе и контроль за ее осуществлением основываются на личной и общественной инициативе индивидов, на их поддержке и доверии, постольку эта власть не нуждается в публичных и материально-технических атрибутах, свойственных политическому обществу. В-четвертых, она не выделяется из гражданского общества, а имманентно присуща ему, являясь неотъемлемым компонентом. В-пятых, власть в гражданском обществе выступает не как власть силы, а как власть авторитета, подкрепленного общечеловеческими принципами. И, в-шестых, специфическими являются функции власти в гражданском обществе. Их основное назначение состоит в том, чтобы защитить социальные права и интересы индивидов, создать необходимые условия для самореализации личности.

В процессе глобализации формируется и расширяет влияние сеть межстрановых общественных организаций. воздействующих на структуры власти не только изнутри, но и извне (прежде всего экологисты и правозащитники). Деятельность этих организаций по существу открывает перспективу становления гражданского общества в масштабах планеты. Они могут стать атрибутом демократического глобального управления, формируя интернациональное публичное пространство, сознание общности человечества.

Политическое общество в отличие от гражданского представляет собой совокупность не естественных, а искусственных форм общественной и личной жизнедеятельности людей, призванных главным образом государственными и политическими методами побуждать индивидов выполнять соответствующие роли в нем. Его основные аспекты таковы.

1. Политическое общество — управляющее общество. Ведущую роль в нем играют институты и учреждения политической власти. Главным из них является государство, потому что именно оно претендует прежде всего на официальное выражение гражданского общества. Это объясняется тем, что государство объединяет всех людей, проживающих на его территории. Оно выступает в качестве той формы, в которой составляющие общество индивиды выражают себя как некое коллективное целое. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой социальных норм — правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким путем сделать свои интересы всеобщими.

2. Поскольку в политическом обществе индивидуальному разуму и индивидуальному сознанию обязательно противостоят как внешняя сила коллективный разум и коллективное сознание в виде государства, политических партий и других искусственных формирований, постольку суверенитет личности, социальной группы, класса, нации и этнического образования в нем носит ограниченный характер. Другими словами, политическое общество - это такое общество, в котором неизбежно сохраняется определенная степень несвободы, неравенства и несправедливости. Причем степень несвободы, неравенства и несправедливости может быть тем большей, чем более огосударствленной становится сама общественная жизнь.

3. В политическом обществе человек теряет свои естественные качества, превращаясь в искусственного человека, юридическое лицо. Сказанное объясняется тем, что политическое общество есть не что иное, как официальное выражение гражданского общества. Политическое общество - та оболочка, которая прикрывает подлинный характер человеческих связей, взаимоотношений индивидов между собой и окружающим миром в целом.

4. В политическом обществе в отличие от гражданского общества своеобразный характер приобретает и сама власть. Отличительными признаками этой власти являются:

- публичность (всеобщность), т.е. способность проникать в различные сферы общества, а также обращаться от имени всего общества ко всем членам общества;

- верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти, в том числе экономической, социальной и духовно-идеологической;

- узаконенное право на возможность использования самых разных, в том числе принудительно-силовых, средств в процессе осуществления своей деятельности на территории всей страны;

- моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. На уровне высшей власти этот центр включает в себя парламент, правительство и президента, Конституционный и Верховный суды. Соответственно этому на региональном уровне такого рода центр представляет собой единую систему представительных, исполнительных и судебных органов местного значения;

- многообразие ресурсов, т.е. тех средств, с помощью которых эта власть обеспечивает свое влияние на объект. Указанные ресурсы подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные. Под утилитарными ресурсами понимаются материальные и другие общественные блага, которые используются как для поощрения, так и для наказания людей. Принудительные ресурсы — это меры административного и судебного наказания, которые используются тогда, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. Нормативные ресурсы включают в себя средства нравственно-правового и политико-психологического воздействия на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения.

Особыми являются и функции политической власти, к которым относятся следующие: 1) осуществление политического господства в обществе ведущих социальных сил, классов и групп на основе выражения, согласия и реализации их интересов; 2) распределение ценностей в обществе и контроль за этим распределением со стороны политических структур; 3) управление экономическими, социальными, политическими и духовно-идеологическими процессами на общенациональном, региональном и местном уровнях; 4) поддержание стабильности и порядка, единства и целостности общества; 5) защита прав и свобод граждан, зафиксированных как в конституции данной страны, так и в международных документах; 6) представление и зашита национальных интересов страны на международном уровне.

 

                                            

     4. Формирование гражданского общества в России

                                                   

 

В России реформы 60-х годов Х1Х века и революция 1905-1907 гг. способствовали созданию предпосылок для становления гражданского общества. В начале ХХ века в стране уже существовала относительно развитая промышленная цивилизация, складывались разнообразные формы гражданского общества. Таковыми были земства, союзы предпринимателей и кооператоров, купеческие гильдии, политические партии, профсоюзные организации, культурные общества, широко разветвленная печать, различные комитеты в поддержку славянских народов.

К числу институтов формировавшегося гражданского общества могут быть отнесены и Советы как рабочих и крестьянских депутатов, так и национальных меньшинств. В районах, населенных мусульманами, помимо Советов разных уровней, возникали Советы мусульманских депутатов, Советы трудящихся мусульман.

Вместе с тем независимая от государства активность была недостаточно закреплена институционально и слабо укоренена в сознании людей, чтобы противостоять установлению этатизма. Советы, созданные по инициативе самого населения, с победой Октябрьской революции были постепенно интегрированы в институты власти.

Реализация большевистской модели модернизации России сопровождалась ликвидацией социальной основы гражданского общества – раскрестьяниванием, деклассированием рабочего класса и уничтожением интеллигенции. В процессе маргинализации общества разрывались социальные связи между людьми, разрушались их социально-экономические интересы и устремления.

Функции гражданского общества взяли на себя партийная структура ВКП(б)-КПСС и подчиненные ей огосударствленные профсоюзы, кооперативы, творческие объединения. Горизонтальные товарно-денежные связи уступили место вертикальным перераспределительным, лишавшим индивидов экономических стимулов.

В этих условиях нерегламентированная государством гражданская активность подавлялась властью, полностью подчинившей себе государство. Замена социально-гражданских отношений вертикальными структурами господства и подчинения неминуемо вела общественную систему к стагнации, а затем и в исторический тупик.

Хотя политика режима и исключала становление гражданского общества, перемены 1953-1956 гг. привели к появлению первых его ячеек, еще не осознававших себя в таком качестве. Принципиальной особенностью формирования элементов гражданского общества в СССР до 1985 г. являлось отсутствие у них экономической основы. Экономика, за исключением «теневой», находилась под контролем государства. Поэтому процесс формирования гражданского общества носил исключительно идейный и культурный характер, развивался спонтанно.

Непрочные, а порой и трудноуловимые горизонтальные связи складывались вокруг некоторых научных центров, «толстых» журналов («Новый мир», «Октябрь» и др.). В обществе, где шла переоценка ценностей, «свои» читатели умели читать «между строк».

В СССР было много организаций, имитировавших общественную активность, а на самом деле созданных властью и благодаря ей функционировавших (например, различные творческие союзы – писателей, художников, композиторов; народные дружины; домовые комитеты; товарищеские суды и т.п.). Вместе с тем действовали и организации, которые возникли по воле народа и выражали потребность различных групп в самореализации, - студенческие строительные отряды, правозащитные организации, клубы авторской песни, молодежные кооперативы и др.

В период перестройки граждане, поверив в свои силы и общечеловеческие ценности, дружно пошли во власть. Появились массовые организации, объединившие прогрессивно мыслящую часть общества в ее стремлении осуществить назревшие перемены. Таковыми были Демократическая платформа в КПСС, народные фронты.

Результаты реформ, поляризовавших общество по имущественному признаку, охладили энтузиазм многих граждан. Сейчас уровень гражданской активности намного ниже, чем на рубеже 80 и 90-х гг. Функционирующие партийные структуры, молодежные организации типа «Наших» и «Молодой гвардии», Общественная палата и т.п. являются результатом скорее социальной инженерии , а не самоорганизации граждан, что делает их перспективы весьма неопределенными.

В современной России получили некоторое распространение проблемно-ориентированные структуры гражданского общества (организации потребителей, экологов, правозащитников, солдатских матерей и т.д.). Не развиты институты, которые действительно способны оказывать непосредственное влияние на формирование органов власти, на процесс принятия политических решений, - партии, массовые социальные движения, независимые СМИ.

Серьезными препятствиями для формирования гражданского общества в нашей стране будут следующие факторы:

- сложившаяся в стране корпоративно-бюрократическая государственность;

- во многом коррупционный характер взаимодействия между властью и бизнесом;

- массовидность патерналистского сознания, ориентированного на институты власти и прежде всего государство;

- дефицит нравственности у власти и общества;

- преобладание подданнического типа политической культуры, ограничивающего способность граждан к самоорганизации;

- психология социального иждивенчества широких слоев населения и их страх перед конкуренцией;

- полиэтничность населения и связанные с ней различия народов в менталитете и уровнях экономического развития, многообразие культур, религий, обычаев, традиций    и т.д.;

- наличие огромных территорий, не позволяющих в полной мере обеспечить функционирование местного самоуправления и налаживание горизонтальных связей между общественными структурами.

Формирование гражданского общества станет возможным прежде всего благодаря учету особенностей страны, традиций и менталитета населения. Вместе с тем оно потребует осмысленного использования опыта высокоразвитых государств.

Становление в России массовых, независимых от власти структур гражданского общества будет процессом длительным, с возможными зигзагами и попятными движениями. Тем не менее именно оно является единственным путем демократизации страны, вхождения ее в число постиндустриальных государств. Эффективность российской модернизации во многом будет определяться мерой и глубиной укоренения основ гражданского общества.

 

Контрольные вопросы

 

1. Когда и какими учеными было положено начало разработке социологии политики?

2. Что изучает социология политики?

3. Назовите основные категории социологии политики.

4. По каким основаниям классифицируется политика?

5. Охарактеризуйте структуру политики.

6. Раскройте содержание основных функций политики.

7. Сформулируйте определения понятий «власть» и «политическая власть».

8. Назовите основные параметры политической власти и охарактеризуйте ее отличительные признаки.

9.Раскройте содержание понятий «легитимность» и «легальность» власти.

10. Назовите основные функции власти и критерии ее эффективности.

11. В чем состоит специфика власти в гражданском и политическомс обществе?

12. Охарактеризуйте структуры гражданского общества в современной России.

13. Почему становление гражданского общества является необходимым условием модернизации страны? 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!