Философия позитивизма Огюста Конта



1. Позитивизм— направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия и широко распространен и популярен  и в современную эпоху среди естествоиспытателей(постпозитивизм).

Основателем позитивизма считается Огюст Конт(1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона.

По мнению Конта:

• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины

• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

• философия не должна стремиться стать "царицей наук", особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальнойи технической. В этой связи философом были выделены:

• три стадии интеллектуального развития;

• три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся:

• теологическая (мировоззрение основано на религии);

• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

• позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся:

• традиционное общество;

• доиндустриальное общество;

• индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

• теологическая — традиционному обществу;

• метафизическая - доиндустриальному обществу;

• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма

 Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр(1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм,согласно которому главной движущей силой  определяющей все в окружающем мире является воля. Основная работа А. Шопенгауэра “Мир как воля и представление”, в которой впервые в европейской философии явно прослеживается влияние индийской философии (упанишад и буддизма).

 

Выделил четыре самостоятельных закона:

закон бытия — для пространства и времени;

закон причинности — для материального мира;

закон логического основания — для познания;

закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

• непосредственного познания;

• отвлеченного (рефлективного) познания;

• интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля:

• лежит в основе сознания;

• является всеобщей сущностью вещей.

 

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900).

Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

• "воля к жизни";

• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

• "воля к власти".

 

 

Литература

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

3. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

5. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

6. Кучевский, В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше./ В.Б. Кучевский – М., 1996.

7. Кьеркегор С. Страх и трепет/ С. Кьеркегор – М., 1993.

8. Мареев, С.Н. История философии (Общий курс). Учеб. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева - М.: Академический «Проект», 2004. Гл. 8,9,10.

9. Ницше Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Нищше. – М., 1990.

10. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4/ Дж. Реале, Д. Антисери. От романтизма до наших дней. - СПб, 1997. Часть вторая.

11. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл. 7. Параграф 1-4;15.

12. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. – М., 1996.

 

Контрольные вопросы

1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?

2. Что такое отчуждение по К. Марксу?

3. Основные положения историко-материалистической кон­цепции К. Маркса.

4. Насколько современен К. Маркс в наше время?

5. Как развивается человеческий дух по О. Конту?

6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма?

7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра?

8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни?

9. В чём выражается нигилизм философии Ф. Ницше?

10. Перечислите основные положения философии жизни.

11. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа.

12. Что такое хитрость Мирового разума?

13. Как представлял себе Г. Гегель исторический прогресс?

14. В чем противоречие между системой и методом в философии Г. Гегеля?

15. В чем проявляется панлогизм философии Г. Гегеля?

16. Раскройте сущность этического учения С. Кьеркегора.

17. С. Кьеркегор: типы экзистенции и отчаяния (эстетический – «отчаяние» возможного, этический – «отчаяние вызова или мужественное отчаяние» и религиозный – «отчаяние ») и их отличия.

 

История русской философии

1. «Западничество» (Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский) и «славянофильство» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков) в русской философии XIX в.

2. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова.

3. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

4. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

5. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева.

Ключевые понятия: западники, славянофилы, всеединство, общее дело, русская идея, София, соборность, православие, Бог, совесть.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 794; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!