Немецкая классическая философия



1. Трансцендентальная философия И. Канта

2. Система и метод философии Г. Гегеля

Ключевые понятия:метафизика, трансцендентальный субъект, объективный идеализм, метод, трансцендентная реальность, диалектика, априори, апостериори , закон, свобода, логика, истина, панлогизм, абсолютная идея, “вещь сама по себе ”, ”вещь для нас ”, феномен, ноумен, трансцендентальная апперцепция, эмпирическая апперцепция.

 

Философия Иммануила Канта

1. Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Основные работы

• "Критика чистого разума";

• "Критика практического разума";

• "Критика способности суждения".

2. Важнейшими проблемами философских исследований были проблемы бытия, природы, естествознания, проблема познания.

Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.

Априорное знание— доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства.

Социально-политические взглядыИ. Канта:

• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону ;

• был сторонником распространения демократии и правового порядка ;

• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;

• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

Историческое значение философии Кантав том, что им было:

• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (один из создателей небулярной теории происхождения солнечной системы);

• выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека ;

• сформулирован категорический императив — моральный закон;

• выдвинута идея демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях.

 

Философия Гегеля

Гегель(1770 — 1831) — был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

• теория объективного идеализма

• диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

• "Феноменология духа";

• "Наука логики";

• "Философия права".

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная идея- это:

• единственно существующая подлинная реальность;

• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что онвпервые создал всеобъемлющую теорию развития (четко сформулировал и раскрыл содержание основных принципов, категорий и законов   диалектики).

Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Философия Шеллинга

1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.

Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

 

• натурфилософию;

• практическую философию;

• иррационализм.

 

2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:

 

• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);

 

• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;

 

• природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;

 

• материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;

 

• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);

• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 449; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!