Также аллегоричны иллюстрации О.Бердслея «Танцующий фавн» (1893г.) и Саломея с головой Иоанна Крестителя»



Продолжение лекции 5

( СЛАЙД 1)       

АЛЛЕГОРИЯ

Слово «аллегория» происходит от греческого «allegoria», что означает «иносказание».

Аллегория - метод художественного осмысления действительности и композиции материала в различных видах искусства, при котором различные понятия, идеи и мысли выражаются посредством наглядных образов, укоренненых в предшествующих культурах, имеющих традиционное содержание, отраженное в мифологии, религии, фольклоре. Например, победа изображается в образе крылатой древнегреческой богини Ники на колеснице, воинская слава и доблесть олицетворяются в лавровом венце и дубовой ветви.

Иносказательный принцип аллегории был широко распространен в средневековой эстетике, в художественной практике классицизма, когда античные сюжеты воспринимались в качестве канона – совершенного образца для выражения различных идей и идеалов.

Эстетика Просвещения, утверждая высокую гражданскую миссию искусства в обществе, также обращалась к иносказательным возможностям аллегории.

Иносказательный характер аллегории проявляется в ее двуплановости: при применении аллегории возникает два смысла – поверхностный и глубинный.

Аллегорическое изображение часто полностью не совпадает с подлинным содержанием произведения искусства, но изображение является способом обнаружения этого содержания благодаря традиционно укоренившемуся в предшествующих культурах и отраженному в мифологии, религии, фольклоре смыслу.

В современной практике искусства, в том числе и в графическом дизайне, аллегория продолжает применяться как метод организации художественного материала для передачи определенного смысла, содержания.

(СЛАЙД 2)

В монументальном искусстве и искусстве плаката мы видим образы Матери-Родины, например в плакате И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт», Образ павшего воина отражён в плакате В.С. Иванова «Святая кровь героев Крыма и Одессы зовёт к победе! Вперёд!»

(СЛАЙД 3)

В эскизе панно Я.Н. Скрипкова «Россия» к IV всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве 1957г. совершенно другой образ России.

Аллегорической является вариант обложки проспекта В.А. Фаворского «Искусство в СССР» для всемирной выставки в Брюсселе 1958г., где изображён Прометей, несущий огонь людям, что подразумевает «свет искусства».

(СЛАЙД 4)

Аллегоричны работы В.Нарбута – фронтиспис к журналу «Мистецтво» (1919г.) и иллюстрации к стихотворению В.Нарбута «Предпасхальное» (1919г.)

Фронтиспи́c (фр. frontispice, от лат. frons, родительный падеж frontis — лоб, перед и лат. specio, spicio — смотрю; буквально — смотрю в лоб) — рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на чётной полосе.

Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора. Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания (титул — на третьей). Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата. Фронтиспис может быть «приклейным» — напечатанным отдельно от тетради на более качественной бумаге и приклеенным к первой тетради книжного блока до того, как будет приклеен форзац.

 

Фо́рзац (форза́ц; нем. Vorsatz) — элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетной крышки и место крепления последней с книжным блоком. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные (в словарях, учебниках). Не все книги имеют форзац: например, у изданий, имеющих клеевое скрепление с шитьём, чаще всего есть только оборот обложки.

(СЛАЙД 5)

Также аллегоричны иллюстрации О.Бердслея «Танцующий фавн» (1893г.) и Саломея с головой Иоанна Крестителя»

Традиции применения аллегории как типа смыслообразования уходят вглубь веков. Первоначальные ее проявления можно увидеть на изображениях античных монет, античных камей, в античной скульптуре и барельефах, античной живописи и росписях античных ваз.

(СЛАЙД 6)

В знаке Международной ассоциации содействия культуре В. Осипова изображена муза с лирой в руках – одна из десяти богинь творческого вдохновения.В рекламе часто изображается крылатый конь Пегас – потомок бога Посейдона и Медузы Горгоны. Некоторые источники утверждают, что Пегас был вознесен на священную гору Олимп, в связи с чем изображение крылатого коня олицетворяет полет фантазии и высокий уровень достижений в какой-либо области искусства или знаний.

(СЛАЙД 7)


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!