Особенности варварской культуры.



Варварские племена, распространившиеся на прилежащих к Риму территориях, долгое время сохраняли свои традиции и верования, оказавшие влияние на специфику развития раннего средневековья, сохраняясь в общественном сознании, культуре традициях этих народов даже после распространения христианства.

Уже в конце IV в. начинается процесс христианизации варварских племен. Вандалы, остготы и вестготы приняли новую веру в арианском варианте, получившее свое название по имени александрийского священника Ария. В конце V в. христианство в ортодоксальной форме (неуклонно и последовательно придерживающийся какого-либо направления, учения, мировоззрения) - принял король франков Хлодвиг. Его обращение в новую веру было продиктовано практическими соображениями и политическими мотивами. В VI – VIII вв. христианство проникает в ирландские и английские земли, распространяясь в Восточной Европе.

Раннее средневековье – время роста самосознания варварских народов, вышедших на авансцену европейской истории. Именно тогда создаются письменные «истории», освещающие деяния отдельных варварских королей: «Гетика» (Иордан, VI в.), «История о королях готов, вандалов и свевов» (Исидора Севильского, VII в.), «История франков» (Григория Турского, VI в.), «история Лангобардов» (Павла Диакона, VIII в.).

Латинский язык выступил связующим звеном во взаимодействие трех культур. По инициативе королей варваров на службу приглашались видные представители культуры античного мира, которые несли с собой высокую образованность уходящей культуры (Боэций и Кассиодор). Благодаря их общественной - политической, научной и литературной деятельности сохранились центры античного образования – школы, в которых изучались латинский язык и риторика, знакомились с произведениями античных мыслителей, поэтов и писателей. В VI в. славились риторические школы Рима, Милана, Равенны.

«Звериный стиль» - варварские тенденции, сохранившиеся в прикладном искусстве. Как все примитивные народы варвары обожествляли культ силы, культ животного (лев. орёл, змея) и выражали это обожествление в орнаментах и узорах.

Каролингское возрождение.

Первые ощутимые плоды взаимодействия культур были получены в период Каролингского возрождения. Это время подъема культурной жизни Европы, империи Карла Великого. Для Карла Великого политическим идеалом была империя Константина Великого. Античность становилась символом государственности и культуры. На документах ставили печать с изображением ворот Рима и надписью: «Обновление Римской империи». В культурно-идеологическом отношении Карл Великий стремился к консолидации разноплеменного государства на основе христианской религии. С этой целью были сопоставлены различные списки Библии и установлен ее единый канонический список для всего Каролингского государства; введено единое богослужение по римскому образцу.

Реформаторские устремления Карла Великого совпали с потребностями общества в образованных людях, способных к практическому решению и осуществлению новых политических и социокультурных задач. Карл Великий высоко ценил образованность и окружил себя такими людьми, заботясь о совершенствовании образования в государстве. Для этого был издан «Капитулярий о науках» (787 г.), обязывающий создавать школы во всех епархиях, при каждом монастыре, где должны были учиться и монахи, и дети мирян. Была проведена реформа письма, составлялись учебники по различным школьным дисциплинам.

Христианство как основа духовной культуры средневековья.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является доминирующая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условия всеобщего кризиса античной культуры и религии церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех государств Европы. Она была господствующим политическим институтом, но еще большее влияние церковь оказывала на сознание человека, формируя его мировосприятие, мораль и этику поведения. В условиях тяжелой и скудной жизни земледельцев, на фоне малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Особую роль в укреплении христианства и церкви как его проводника сыграла привлекательность самого вероучения, его этическая сторона. Притягательность христианства заключалась в его сильной эмоциональной стороне и идеи воздаяния по делам. В нем привлекала теплота, общечеловеческая значимость проповеди любви и всем понятными нормами социального общежития, сюжет об искупительной жертве и, наконец, утверждение равенства всех без исключения людей в самой высшей инстанции и получение божественной любви и всепрощения за праведно проведенную на земле жизнь. 

Картина мира, определявшая менталитет верующих селян и горожан,основывалась на образах и толкованиях Библии. В средние века исходным пунктом объяснения мира, происхождения жизни и человека на земле было полное и безусловное противопоставление Бога и Природы, Неба и Земли, души и тела. В религиозном сознании средневекового человека мир был представлен как арена борьбы сил Неба и Ада, Бога и Сатаны, Добра и Зла. Исходя из этого противопоставления, мир в средние века виделся как симметричная схема, напоминающая две сложенные основанием пирамиды. Вершиной одной из пирамид (Небесной) был Бог. Средний слой между двумя пирамидами составлял мир людей, где высшую иерархическую ступень занимал католический папа, кардиналы (олицетворение духовной власти) и короли, герцоги (символы светской власти). На самом дальнем расстоянии от Бога, в данной схеме находился неодушевленный мир. Далее шло зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии в «минусовом» измерении. Это мир Сатаны - вершина второйпирамиды, выступая как симметричное начало Богу. Если Бог – традиционное олицетворение Добра, Любви (в земном измерении – это господин, сюзерен как светский, так и церковный), то Сатана – противоположное начало, символ Зла и Ненависти (страсти и пороки). В подобном подходе в понимании мироздания явно прослеживается не только влияние христианства, но и варварской культуры, где мир мыслился из трех частей (божественный, человеческий и подземный).

Главным принципом жизни человека в средние века было служение. Именно выполнение своих обязательств, обусловленных положением человека в социальной и духовной иерархии, рассматривалось как главная ценность, смысл жизни.

 

2. Христианская церковь была практически не заинтересована в развитие греческой науки и философии, которая ей досталась в наследие от античности. Эта наука олицетворяла собой язычество, с которым на раннем этапе своего существования церковная организация активно боролась. Главная проблема, которую старались разрешить отцы церкви, заключалась в освоение знаний «язычников» так, что бы определить и утвердить границы между «разумом» и «верой».

Принципиальное решение соотношения веры и знания было выработано еще в начальный период становления христианской церкви ее апологетами (теми, кто выступают с защитой какой-либо идеи, учения)и отцами. Еще в конце II в. был сформулирован тезис о том, что вера исключает разум и не нуждается в нем. Чтобы прийти к Богу и принять христианское вероучение, человеку не нужна никакая философская ученость – достаточного одного простодушия. Иное понимание этого тезиса выработал крупнейший философ-богослов средневековья Аврелий Августин (IV-V вв.). По его мнению, вера и разум – это два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а добавляют друг друга. Разум есть мышление с пониманием, а вере – мышление с одобрением (или «согласное понимание»). Т.е. вера дает разуму истины, которые он должен затем пояснять. А в выяснении истины у человека крепнет вера в Бога. Но человек устроен так, что до конца божественную истину он познать не может.

С XII в. центрами научной мысли и культуры становятся не монастыри и церкви, ауниверситеты(от лат универсальный).Первый университет возник в 1088 г. на основе Болонской юридической школы. Затем были открыты университеты в Англии (Оксфорд, 1167 г., Кембридж, 1209 г.), во Франции (Париж, 1160 г.) и др. Принцип организации университетов близок к современному пониманию вуза. В состав каждого университета входило несколько факультетов, во главе которых стоял, выбираемый факультетом, декан. Преподавание велось на латинском языке, и в любом университете могли обучаться студенты из различных европейских государств. При этом студенты могли выбирать себе предметы, которые они посещали, могли переходить с факультета на факультет или с одного университета в другой. Подобный подход привел к тому, что обучение могло длиться все зрелую жизнь.

Университеты способствовали восстановлению авторитета античной философии и, в первую очередь, учение Аристотеля. В середине XIII в. Фома Аквинский осуществил синтез аристотелевской философии и христианской доктрины, подчеркнув гармонию веры и разума, укрепив основы естественной теологии (систематизированное изложение вероучения о Боге, обосновывающее его истинность и необходимость для человека).

Важное место в научной культуре средневековья занимала алхимия, которая была посвящена поискам некой субстанции, способной превращать обычные металлы в золото и серебро и служить средством бесконечного продления жизни. Алхимики верили в золото как совершенный высший металл, в возможность превращения низших металлов в золото. Поэтому они стремились изготовить или изобрести вещество, называемое философским камнем, так же занимались поиском «эликсира жизни».

Романский стиль.

Первым самостоятельным европейским художественным стилем средневековой Европы был романский,которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с X в. до момента возникновения готики – XIII в. Он возник в результате синтеза остатков культуры древнего Рима и варварских племен. Сам термин «романский» (от лат. romanus – римский) был введен в научный оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. Позднее взгляд на средневековое искусство изменился, но название «романский стиль» сохранился. Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романского стиля завершился в конце XII в., то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

В романский период меняется и характер светской архитектуры. Началось активное строительство каменных замков, которые в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни, выполнявшие роль наблюдательных пунктов за приближающимся врагом. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились высокой крепостной стеной и рвом. По соседству с замками и монастырями, которые так же представляли собой крепость, селились крестьяне, укрывавшиеся в случае опасности за стенами замка.

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Архитектура их не отличалась изяществом и вкусом. Главной заботой была крепость и солидность здания (замок Алькасар, Испания). 

Готическое искусство.

На смену романскому стилю пришел готический стиль, который обозначил новый этап в развитии средневекового искусства и архитектуры. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 г. и распространилось по всей Европе в течение следующего столетия, оставаясь ведущим стилем почти до конца XVI в.  

Готический стиль называли так же «стрельчатым». Более корректным может быть название стиля «выдающиеся ребра», которые поддерживают свод с целью увеличить его прочность. Называли готику и «французским искусством», так как она берет свое начало во Франции. В отличие от романского стиля, центром готического стиля становится город, а не монастырь.. Готический собор – место не только богослужений, но и место театральных представлений, городских собраний, выступлений проповедников, дискуссий профессоров и студентов университета. Наиболее знаменитыми сегодня являются соборы Парижской Богоматери, Шартр, Реймский (Франция); собор в Кёльне (Германия); Миланский собор (Италия); собор Св. Вита (Чехия).

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каковы источники средневековой культуры и что оказало на нее особое влияние.

2. В чём выразилось влияние культуры варваров на средневековье ?

3. Особенности развития научного знания в средние века.

4. Каковы характерные отличительные особенности романского стиля.

5. Дать развёрнутую характеристику готическому стилю.

 

 

Список литературы

Основная

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.

2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.

3. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.

 

Дополнительная

  1. Глуздов, В.А. Культурология: Практикум: Учебное пособие для вузов / В.А. Глуздов, А.В. Бабаева, А.А. Касьян; под ред. Фортунатовой В.А., Шапашникова Л.Е. М.: Высшая школа, 2006. - 312 с.
  2. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие для вузов. Изд.3, перераб. и доп / Г.В. Гриненко – М.: Университеты России. Высшее образование, 2005. – 940 с.
  3. Стоклицкая-Терешкович, В.В. Происхождение феодального города в Западной Европе. // Вестник МГУ. М., 1955. № 1.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2362; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!