ЛЕКЦИЯ 2. ПЕРВЫБОТНЫЕ КОРНИ МИРОВЫХ КУЛЬТУР



Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  образования

«Саратовский государственный аграрный университет

имени Н. И. Вавилова»

 

Культурология

Краткий курс лекций

Для бакалавров

всех направлений и профилей подготовки

 

Саратов 2016


УДК 008

ББК 71

Н 77

 

 

Рецензенты:

 

Профессор ФГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет» П.П. Фролкин

Профессор кафедры «Социально-гуманитарные науки» ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ»   Е.Б. Дудникова

 

Краткий курс лекций по дисциплине «Культурология» составлен в соответствии с рабочей модульной программой дисциплины и предназначен для бакалавров всех направлений и профилей подготовки.

Краткий курс лекций содержит теоретический материал по основным вопросам предмета, где рассматриваются проблемы развития мировой культуры от её зарождения (культурогенз) и первобытного общества по XX в. Направлен на формирование у бакалавров знаний об основных закономерностях, происходящих в становлении и развитии мировой культуры, на применении этих знаний на практике.

 

Авторы; к. и. н, доцент Шалаева С. С.

           к.и.н., доцент Шалаева Н. В.

          к.с.н., доцент Ножкина И.А.

 


ВВЕДЕНИЕ

Перспективы развития мировой цивилизации в значительной мере зависят не только от возможностей общества реализовать глубочайшие экономические, научно-технические преобразования, движение по пути социального и культурного прогресса, но и от преумножения нравственного потенциала, духовного уровня развития народа.

Важное место в подготовке высококвалифицированных специалистов занимает гуманитарное образование. Оно существенно повышает общекультурный уровень студентов, дает им возможность познакомиться с малоизвестными страницами различных исторических эпох, лучше узнать выдающихся деятелей мировой и отечественной культуры, получить представление о других достижения человеческой цивилизации.

Изучение в вузе истории мировой культуры раскрывает культуру как целостную систему в единстве и взаимодействии всех ее составляющих. Предметом истории мировой культуры являются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, памятники материальной и духовной культуры, предпосылки и факторы развития культурных потребностей и интересов людей, их участие не только в сохранении, но и передаче культурных ценностей будущим поколениям.

Задачи изучения дисциплины «Культурология». Студент, изучив курс, обязан:

· Понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры;

· Знать структуру и состав современной мировой культуры , теоретические аспекты основ культуры, основы культурогенеза – учения о происхождении культур, определить место и роль России в мировой культуре;

· Заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.

Курс лекций предполагает изучение предмета в рамках двух взаимосвязанных проблем – истории и теории культуры. Это позволяет дать целостное представление о предмете, его основных проблемах, уяснить содержание конкретных культурных  эпох развития мировой цивилизации, формирование как общечеловеческих, так и национальных ценностей.

Особое внимание должно быть обращено на приобретение обучающимися представлений об истории культуры и цивилизации России, понимание ее места в системе мировой культуры. Они должны овладеть основами знаний и умений использования культурного наследия в республике, крае, области.


Лекция 1. Культура, цивилизация, история

1.История возникновения и соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

2.Морфология культуры. Типология культуры.

 

1. Понятие «культура» происходит из латинского языка и является центральным понятием в в истории мировой культуры. Первоначально слово cultura означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Первоначальный смысл слова был связан с понятием обработки почвы и, соответственно, под «культурой» понималось и земледелие как таковое. Первым термин «культура» употребил известный древнеримский учёный Марк Порций Катон. Оно также было близким по происхождению и значение к слову «культ» (cultus). Начиная с I в. до н.э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование. Впервые такое употребление термина «культура» встречается в трудах великого римского оратора и философа Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.) Цицерон использовал слово культура в применении к духовности. Он приблизил смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого понятия «пайдейя». Греки видели в «пайдейе» (воспитанности, образованности) свое главное отличие от варваров. Таким образом, культура (образованность) через противопоставление оказалась связана с представлениями о варварстве, дикости, невежестве.

Слово «культура» принадлежит к числу наиболее часто встречающихся. Оно существует во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях и различных контекстах. Многие исследователи подходят к пониманию культуры как к сложному многокомпонентному явлению, проявляющемуся во всем многообразие жизни и деятельности человека.

В понятие культура включают всё, созданное трудом и творческой мыслью человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия, язык, письменность и литературу, религиозные и атеистические представления, нормы морали и нравственности, политические системы, произведения искусства и способы общения людей. Культура - это не только система ценностей или совокупность достижений, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в её сознательной деятельности в определённом историческом контексте. Именно развитие человека, его отношение к самому себе и другим людям, к природе, ко всему окружающему миру и можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди всех социальных слоёв. В силу вышесказанного можно дать определение.

В эпоху поздней Римской Империи (III - V вв. н.э.) понятие «культура» приблизилось по смыслу к «цивитас». Под этим понятием древние римляне понимали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенскому. С «цивитас» связывались представления о благоустроенной жизни свободного государство, фундаментом которой является разумные и справедливые и законы, установленные мудрыми людьми. Данное понимание, главное в котором было «воспитанность, образованность владение ораторским искусством», закреплялось за словом «культура» на очень долгое время.

В средние века слово «культура» ассоциировалась больше со словом «культ», потому что средневековая культура - это, прежде всего, христианская культура. В средние века утверждался аскетический идеал жизни, а Библия являлась основой научного познания. В этот же период сформировалась и рыцарская культура, в основе которой лежал своеобразный культ доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека. В эту эпоху под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, основанному на античных образцах.

В начале нового времени (XVII в.) понятие «культура» употребляется для обозначения результатов общественной деятельности человека, то есть культура противопоставлялась природному, естественному состоянию человеку и понималась как противопоставление человека и его деятельности дикой природе.

Слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII в., в эпоху Просвещения. С точки зрения просветителей XVIII в. (Д. Вико, И. Гердера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо) культура принимает новое понимание и выступает в значении «разумности» общественных порядков и политических учреждений, которые измеряются достижениями в области ремесел, науки и искусства.

На рубеже XVIII-XIX вв. были разработаны концепции И. Гердера и Г. Гегеля об историческом развитие культуры и её прогрессе. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии.

В начале XIX в. оно начинает использоваться как близкое по смыслу термину «цивилизация», возникшим на основе понятия «civitas». Идеи прогресса, эволюционного развития как бесконечного процесса всё большего совершенствования культуры стали преобладающими в мировоззрении людей XIX в. Постепенно происходит осознание совпадения цели культуры и высшего назначение разума - сделать людей счастливыми. Но со второй половины XIX в. появляются сомнения в том, что разнообразие культур определяется степенью прогресса. Возникают различные учения о своеобразии и обособленности каждой из культур, главной особенностью начинает признаваться не уровень экономического или технического развития, а способность сохранить «лицо» национальной культуры. Благодаря Гегелю в первой половине XIX в. в гуманитарной науке была сформирована наука о наиболееобщих законах развития природы, общества и мышления – диалектика.Появляется новая научная система «диалектическая логика», обосновав тезис о единстве диалектики, логики и теории познания. Таким образом, понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений и приобретает статус научной категории.

История понятия «цивилизация» теснейшим образом связана с историей понятия «культура». Последние два столетия эти понятия, в большинстве случаев, выступают как синонимы, однозначные термины. Так же, как и «культура», «цивилизация» означает небиологические формы деятельности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных людьми.

Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний. Это понятие появляется в XVIII в. и несёт на себе отпечаток мировоззрения и культуры данной эпохи. Её идеалами были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Всему этому противостоял, по мнению просветителей, тёмный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Как противоположность этому миру философы Просвещения выдвигают концепцию цивилизации (французское слово «civilisation» и английское «civilization», вошедшие затем во все европейские языки).

Истоки понятия «цивилизация» так же восходят к античным временам, культуре Древней Греции и Древнего Рима. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан, город-государство, которое греки называли «полис», а римляне «цивитас». Образцом «полиса» или «цивитас» с точки зрения античных авторов был город, за границами которого простирался мир варваров и восточных царей-деспотов. Для первых характерны естественность, дикость и невежество людей, существующих по законам природы, для вторых - жестокость и несправедливость, которые проистекают из незнания истинной мудрости, отсутствия образованности, воспитанности и гуманности.

В эпоху Просвещения было распространено противопоставление цивилизованной Европы и нецивилизованных народов древности, средних веков и всего не европейского. По мнению просветителей, о цивилизованности европейских наций свидетельствует не только их желание следовать законам разума, но и их достижения в развитии ремесел, техники, науки, искусства. Таким образом, первоначально в понятии «цивилизация» был очень силен мотив превосходства европейцев над всеми другими людьми.

Следовательно, одно из значений понятия «цивилизация» - это уровень, ступень общественного и культурного развития. С этой точки зрения в истории человечества выделяются “доцивилизованный” этап и эпоха цивилизации. Они не только следуют друг за другом, но могут и существовать одновременно в лице цивилизованных и нецивилизованных (диких, примитивных) народов. Подобная интерпретация восходит к древнему противопоставлению культурных греков и римлян варварам.

Понятие «цивилизация», как и понятие «культура» в некоторых случаях, указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи («восточная цивилизация», «западная цивилизация», «цивилизации Древнего Востока», «античная цивилизация» и т.д.). Научный подход, основанный на стремлении точно установить географические и исторические координаты цивилизации (точнее, цивилизаций) называетсятеориейлокальных(от лат. «locus» - «определённое место») цивилизаций.В последние годы получает распространение определение цивилизации как локальной межэтнической общности, которая формируется на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, длительного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в результате чего складывается высокий уровень сходства правовых и политических системах, формах хозяйственного уклада, религиозно-конфессиональных институтах, в философии, науке, системах образования, художественного творчества. Чаще всего такого рода цивилизации складываются на основании длительного вхождения разных народов в состав единого многонационального государства (цивилизация «римского мира», китайская цивилизация, российская цивилизация) или на основании религиозного единства (мусульманская, христианская или арабская цивилизации). Так или иначе, но во всех перечисленных случаях элементы культурного единообразия складывались не стихийно, а под воздействием социальной организации общества.     

В основу цивилизационного подхода лёг принцип органичности, согласно которому цивилизация (культура) рассматривалась как аналог живого организма, целостного, замкнутого, относительно изолированного. С такой точки зрения цивилизация представала не общим отличием человечества от живого мира и неживой природы, а в качестве ряда признаков, отличающих одну группу людей от других.

Из принципа органичности вытекала идея циклического развития каждой цивилизации. С позиций цивилизационного подхода, культура, как и живое существо, рождается, растёт, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет.  Цивилизационные теории ставят под сомнение преемственность культурных традиций. В опыте отдельных цивилизаций есть нечто уникальное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с этими цивилизациями.

В середине XX в. были разработаны более гибкие концепции циклической истории цивилизаций, призванные, в частности, описать и объяснить кризисы в цивилизационном развитии, факты гибели отдельных цивилизаций на ранней стадии цикла их существования. Здесь можно назвать теорию «вызова» - и – «ответа» Тойнби, волновые модели социокультурной динамики Сорокина. Для цивилизационного подхода свойственно пристальное внимание к национальным особенностям различных культур.

 Резкой критике в рамках цивилизационного подхода была подвергнута идея культурного моноцентризма (от греч. monos – «один, единственный»). Согласно ей существует центр мировой культуры, то есть такие её формы, которые в наибольшей степени воплощают сущность культуры, являются её совершеннейшими образцами, стоят на высшей ступени культурного развития, превосходят все остальные формы культуры. На Западе главными формами подобных воззрений являются европоцентризм и американоцентризм, провозглашающие центром человеческой культуры соответственно или Европу, или США.

Опыт использования понятия «цивилизация» в гуманитарных науках и культурологических исследованиях сформировал такое направление в культурологии как цивилизационный подход. Необходимо отметить, что учёные, которых можно отнести к представителям данного научного направления, никогда не составляли некой особой научной школы. Эти учёные работали в области разных наук, в разное время и в разных странах, использовали различные понятия и теоретические построения. Иногда говорят о теории локальных цивилизаций, причисляя к её сторонникам немецкого историка культурыО. Шпенглера, английского историка А. Тойнби, американского социолога и культуролога П. Сорокина, современного американского политолога С. Хантингтона и других. Выделяя общие для них идеи, можно заметить, что им были близки размышления русских славянофилов XIX в., философов начало XX в. таких как Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Н.А. Бердяев.

Цивилизационный подход основан на принципах культурного полицентризма. Согласно этому принципу в культуре существует многообразие форм, которые невозможно выстроить в порядке «высшие – низшие». Такая позиция соответствует современным идеалам политкорректности, заключающимся в терпимости к самым разным взглядам и типам культурной самобытности.

Подводя итоги, в качестве примера приведём трактовку понятий «культура» и «цивилизация», как они даны в декларации, принятой на Всемирной конференции по культурной политике, проведённой в 1982 г. под эгидой ЮНЕСКО:

- культура - это комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включающих в себя не только различные искусства, но и образ жизни, основанные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиций и верований;

- цивилизация - качественный рубеж в истории человечества и понимается как её определённая стадия, на которой формируется присущий ей социально - культурный комплекс

 

2.Учение о внутренней структуре культуры, её организационно - функциональном строении – есть морфология культуры. Существует много концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего, на материальную и духовную (традиция, идущая ещё от археологов и отчасти философов). Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Соответственно двум основным сторонам человеческой деятельности вводятся понятия материальная и духовная культура. Это деление условно. Возникшая ещё в первобытном обществе культура неотделима от истории. Каждая историческая эпоха, каждый народ вносили и вносят свой вклад в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиции и новаторства, порождая многообразие этого социального феномена.

Материальная культура создаётся человеком в процессе производства. К ней относятся: средства производства, способы потребления, орудия труда, навыки и умения людей пользоваться техникой, к материальной культуре относят исторические памятники архитектуры и искусства и т.п. В широком смысле - это «культура, одетая в вещь», то, что человек использует для своей жизнедеятельности, сохранения и развития её.

Духовная культура является многослойным образованием. Условно духовную культуру можно разделить на следующие группы:

1) интеллектуальная (наука, просвещение, образование)

2)эстетическая (художественная культура)

3)этическая (мораль, патриотизм, гражданственность)

4) социальная (язык, политика, право, быт, традиции)

5)религиозная (христианство, ислам, буддизм)

Духовная культура - это продукт мыслительной и душевной деятельности человека. Её особая роль состоит в том, что она пробуждает в человеке личность, возвышает его над всем остальным животным миром.

Деление на материальную и духовную культуры относительно. Они обе взаимодействуют друг с другом. Отличаются эти два элемента культуры предметом, характером, средствами и результатами деятельности.

 

 Функции культуры

Роль, которую играет культура в жизни человека, выражена в ее функциях. Все функции культура социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют все формы индивидуальной активности человека.

1. Познавательная функция. Любая деятельность человека становится источником познания, которые передаются в виде опыта, житейской мудрости посредством знаков и символов. Наиболее ярко эта функция выразилась в науке. В обществе существует способность к сохранению знания в форме культурных памятников и это, прежде всего: мораль (сохраняет знания о человеческих отношениях), искусство и религия (дают системное знание о мире), наука (рассматривает сущностные стороны и связи мира).

2. Регулятивная функция. В культуре каждого народа есть множество норм и правил поведения. Они служат одной цели: организовать совместную жизнь людей в обществе. Культура несёт в себе традиции, выработанные человечеством (законы церкви, нормы права, моральные принципы, политические и эстетические принципы). Существуют культуры, так называемого, традиционного типа (Китай, Япония, Индия), в которых инерция норм прошлых поколений довлеет над современностью. Есть культуры, в которых происходит обмен нормативами и традициями прошлого между поколениями, где нет давления прошлого над настоящим (Франция, Италия, Россия). И есть культуры, в которых новейшие нормативы и традиции отметают прошлые ценности (США).

3. Коммуникативная функция. Это функция способствует общению участников культурного обмена (с латинского языка переводится как «связываю, общаюсь»). Ее задача заключена во взаимосвязи представителей разных культур, народов, эпох, поколений. В процессе реализации коммуникативной функции происходит не просто обмен информацией, знаниями и достижениями в области культурного развития, но и взаимообогащение, позволяющее поднимать и совершенствовать культурный уровень, получать и формулировать новые знания. Носителями этой функции выступают живопись, музыка, театр, кинематограф, телевидение и интернет, а также «языки науки» (математические, физические, химические формулы и обозначения).

4. Адаптивная функция. Каждый человек и каждое поколение находится на определённом уровне развитии культуры. Человеку необходимы все культурные завоевания, достигнутые обществом. Эти культурные завоевания способствуют адаптации, т.е. приспособлению человека в мире, в новой культурной среде. Культура предлагает каждому систему действий (связанных или с окружающей действительностью, или с решением проблем). Общество всегда находится перед лицом катаклизмов (экологических, разрушительных войн, эпидемий и т.п.) и поэтому общество черпает силы и способы своего возрождения в культуре. Например, в V-VI вв. все культурные достижения античности были уничтожены варварскими племенами. Европа вернулась к деревянной сохе, глиняным домикам и натурализации хозяйства. Но в период формирования первых раннефеодальных государств возникла потребность в использовании уже имеющегося опыта античности, его приспособление (адаптация) к условиям существования и потребностям варварских племен. В дальнейшем происходит не просто обращение и восстановление памятников античности, но их творческая переработка и адаптация этих достижений в новых условиях.

5.Гуманистическая функция. Главным объектом и субъектом культуры является человек. Культура не может существовать вне человека. Будучи вырванным из культурной среды человек начинает деградировать. Ярким примером может служить персонаж Маугли. Так же гуманистическая функция проявляется в стремление сформировать в обществе понимание высшей цели деятельности государства – комфортное, духовное развитие человека. Не человек служит государству, а государство – человеку, достойная жизнь которого – высшая гуманистическая цель государства. Подлинная культура возвышает человека, делает его существом высоконравственным, делает его личностью.       

К этой форме культуры обычно относят образцы человеческой деятельности, высокую качественность культурной продукции

 

Формы культуры

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков уровень данной культуры, можно различить следующие формы культуры.

Классическая культура. Гениальные открытия и изобретения, произведения искусства, литературы, музыки, архитектуры; подвиги духа и идеалы, всё то, что всегда составляет гордость любого этноса. Явления высокой культуры неповторимы и служат образцом для жизни и деятельности последующих поколений. Чем ярче и талантливее художественные средства выражения, тем выше их ценность для различных эпох. Именно гениальность и сила художественного образа сделали бессмертными: «Божественную комедию» А. Данте, трагедию У. Шекспира «Гамлет», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», рыцарские романы В. Скотта, роман – эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, музыкальные произведения Л. ван Бетховена, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, К. Брюллова, А. Иванов, ювелирное искусство Б. Челлини и К. Фаберже.

 Элитарная культура отражает восприятие мира определённой социальной группы людей. В ней прослеживается попытка выразить внутренний мир человека без оглядки на реакцию окружающих. Элитарная культура - экспериментальная, ставящая целью поиск новых художественных форм и средств выражения, отражения действительности. Но поиск ведётся не благодаря действительности, наблюдениям за окружающим миром, а от умозрительных идей художника. Элитарная культура - этокультура привилегированной части общества или замкнутой группы, включающая в себя образы культуры, которые опережают уровень среднеобразованного человека. Это система искусственного замыкания на индивидуальной психологии и обособлённости человека, как от общественного сознания, так и от закономерности объективного мира, превознесение себя над окружающим миром и обществом. «Себя как Бога я люблю», утверждала З. Гиппиус. Именно из элитарной культуры брали своё начало такие художественные течения как модернизм, символизм, неореализ и ряд других. Элитарная культура сознательно ограничивает круг своих потребителей. В настоящее время эта форма культуры функционирует в сфере интеллектуальной элиты.

Характерные отличия элитарной культуры: эстетическая свобода, глубина тематики, обращение к душе человека, сложность и разнообразность художественных форм. К элитарному искусству в конце XX века относилось понятие «элитарное кино», в частности картины известных режиссеров М. Антониони, Ф. Феллини, А. Тарковского. Французская писательница Франсуаза Малле-Жорис сказала, что «элитарная культура - это заповедник для специалистов, кто много размышляет об искусстве и впадает в комбинации, может быть и интересные, но не доступные широкому зрителю.

Народная культура. Эта форма культуры является носителем традиций этноса, вырабатывавшихся на протяжении веков. Нет такой сферы общества, которая не уходила бы своими корнями в народную культуру, в народное сознание. Основой народной культуры является, прежде всего, нормы языка, его лексика и грамматика, (пословицы и поговорки), мифы и легенды. Сказания, эпос, сказки, песни, танцы, а также различные формы проявления традиций народной культуры нашли своё отражение в искусстве орнамента, одежды, народных промыслов. Народная культура вбирает в себя только самое лучшее из народного самосознания и образа жизни.

Массовая культура. Понятие «массовая культура» зародилось в XIX в., причина появления которой стало формирование индустриальной цивилизации. Во второй половине XIX в. была изобретена фотография, поставившая под сомнение существование живописи. В конце века одновременно (1895 г.) появляются радио и кинематограф, вызвавшие споры в обществе о будущем театра и возможности его существования. В XIX в. изобретаются телефон и телеграф, составившие важную часть современной системы связи. В 30-е гг. ХХ в. возникает телевидение, объединившее в себе все прежние способы коммуникации, означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. Особую роль в развитие массовой культуры сыграло изобретение конвейера - поточный метод производства, что позволило унифицировать моду, сделать ее реализацию более дешевой и рассчитанной на массового потребителя.

Понятие «массовая культура» было обосновано в США в 1957 г. учёными Розенбергом и Уайтом. Массовая культура является продуктом НТР (научно- технической революции) и связана с системой информации, телевидением, радио кинематографом, рекламной индустрией и т.п. Массовая культура способствует созданию массовой аудитории потребителей и распространена в самых разных слоях населения (потребителями массовой культуры являются и президент, и английская королева, и люди, живущие в самых отделённых и глухих местах, только если там есть радио и телевизор). Надо отметить одну особенность, что если в первой половине ХХ в. СМИ не несли в себе тенденцию к коммерциализации, то во второй половине ХХ в. они включаются в систему массовой культуры. Поскольку сегодня в повседневном быту люди сталкиваются чаще всего с наиболее коммерциализованными проявлениями этой культуры такими как, эстрадно-музыкальные, развлекательно-игровые представления, назойливая и безвкусная реклама, низкопробные публикации и передачи средств массовой информации и т. п., то в обществе и сложилось несколько однобокое представление о массовой культуре. Положительным в массовой культуре является, прежде всего, то, что люди получают доступ к любым формам и типам культуры, в том числе и высокопрофессиональной, что повышает общекультурный уровень населения. Отрицательные моменты связаны с тем, что происходит формирование унифицированных и усредненных взглядов, вкусов, норм поведения в основном у части населения, ориентированных на недостаточно высокие вкусы потребителя, а также приспосабливается к его вкусам. Вырабатывается упрощённо – примитивный уровень мышления и поведения, некое клише которому необходимо следовать.

Маргинальная культура. Понятие маргинальный происходит от латинского (марго- край, обочина, маргинал - находящийся на обочине). Это культура целенаправленности нарушения господствующих социальных порядков и идеологии. В неё входит всё то, что унижает человека и его достоинство: расовая нетерпимость, насилие, нецензурная речь, порнография, уголовные преступления, политический терроризм, наркомания. В любом обществе есть специфические группы людей, являющиеся носителями этой культуры (традиционно к ней относят преступников, наркоманов, асоциальных элементов). Её характерные образцы: «воровской закон», тюремно-лагерные нравы, «блатной» жаргон, символика наколок и т.п. Это субкультура определённого социального слоя со всеми присущими ей нормами, правилами употребления, символами, семантикой и пр. Следует отметить, что по устойчивости традиций, норм и образцов, нормативной жесткости криминальная субкультура, включая и такие ответвления, как субкультура бомжей, мелких мошенников, гадалок, давно уже стала одним из наиболее стабильных социокультурных явлений в России.

В то же время маргинальная культура - это и форма стихийного протеста. В 50- 60 гг. ХХ в. в США появились хиппи, молодые люди, выступающие с протестом против нравов и образа жизни средних американцев, против общества потребителей и их мещанской психологии, а так же против войны во Вьетнаме.

В настоящее время к маргиналам можно отнести сторонников антиглобалистского движения, скинхедов, представителей отдельных направлений панк - культуры (в нашей стране их иногда называют культура андеграунда). Любопытный факт состоит в том, что носителями элементов этой культуры становятся иногда и представители элитарных слоёв общества. Так произошло со многими авангардистскими течениями живописи ХХ в. Первоначально они возникли, как антибуржуазные, бунтарские течения, но постепенно превратились в часть высокой культуры, например, сюрреализм, кубизм, фовизм и др.

 Существует классификация объектов культуры по их существенным признакам, называемая типологией. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит выделение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления). Историческая типология  - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом пространстве.

Представители классического эволюционизма (Г. Морган, Г. Спенсер, Э. Тайлор) стремились выделить всеобщие, универсальные по своему существу стадии развития культур. Американский антрополог Л.Г. Морган поделил всю историю человечества на два больших периода: ранний, на котором происходила организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах. Поздний период – организация политическая – основанная на территории и собственности. Он предложил разделить всю историю человечествана три этапа:дикость, варварство и цивилизации. На первой этапе эволюционного развития люди жили за счёт присвоения готовых продуктов природы (охота, собирательство), на втором появляются земледелие и скотоводство, на третьем - ремесло, торговля, государство. Периодизация Моргана давно признана устаревшей, но понимание цивилизации как ступеней исторического развития сохраняется.

Одним из первых построил концепцию культурно-исторических типов в своей работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский. Обосновывая тезис о славянской самобытности, Данилевский ставит под сомнение идею о единой линии исторического и культурного развития общества. В общем потоке мировой культуры он выделяет некоторые образования, представляющие собой замкнутые виды, каждый из которых эволюционирует в зависимости от уровня этнического развития к государственному и от него к цивилизационному состоянию. Ход истории, согласно Данилевскому, выражается в смене вытесняющих друг друга этнических общностей, обособленных, локальных «культурно-исторических» типов. Качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идея возрождения культуры. Концепция Данилевского стала первой попыткой пересмотра места западноевропейской цивилизации в культурной семье народов Земли, к тому же она оказалась достаточно перспективной научной концепцией.

Другой русский ученый, культуролог, социолог П. Сорокин создал теориюсоциальной сертификации (социальной расслоённости общества) и социальной мобильности (обновления общества). Он выделяет три типа культур: чувственный, где преобладает чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рационалистическое мышление; идеалистический, в котором господствует интуитивное познание.

В XX в. О. Шпенглер («Закат Европы»), концепцию отказа от поступательного развития культур с его закономерностями. Шпенглер утверждал и отстаивал теорию круговорота замкнутых (локальных) культур, понимая ее как живой организм. Это так называемая концепция «исторических цивилизаций»: египетской, индийской, китайской, греко-римской и т.п. Были разработаны различные теории и концепции исторического процесса на основе идей саморазвития локальных цивилизаций, противопоставляемые теориям глобальной исторической эволюции всего человечества. Исходя из своей теории, Шпенглер делал вывод о неизбежности крушения западноевропейского типа цивилизации.

Типологический подход А.Д. Тойнби («Постижение истории») основана на теории «цикличности», где всемирная история рассматривается как последовательный ряд «цивилизаций», проходящих одинаковые фазы развития: рождения, роста, крушения, разложения и гибели. В отличие от Шпенглера, Тойнби считал, что спасение «западной цивилизации» возможно путем усиления роли религиозно-церковного начала в обществе.

В основе других цивилизационных теорий, созданных в XX в., лежали принципы классификации типов культур по форме мышления (Ф. Нортон), по культурному стилю (Кребер), по культурно-детерминированному поведению индивида (Фейблман) и др.

Таким образом, можно говорить о том, что культурология является системообразующий наукой в рамках гуманитарных знаний. Она способствует поиску культурологических знаний, создавая целостную и интеграционную основу общества, помогает рассмотреть культуру как пересечение или столкновение творческого начала и культурной традиции в жизнедеятельности человека.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие «культура» и «цивилизация».

2. Структура культуры.

3. Основные функции культуры в обществе.

4. Формы культуры.

5. Концепции «локальных культур».

 

Список литературы

 

Основная

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.

2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.

3. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.

Дополнительная

1. Вебер, А. Избранное: кризис европейской культуры / А. Вебер -  СПб., 1999. – 565 с.

2. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа /П.Я. Данилевский - М.: Глаголь, 1995. – 552 с.

3. Шпенглер, О. Закат Европы. Т. 1. /О. Шпенглер - М.: Мысль, 1993; Т. 2. М.: Мысль, 1997.- 663 с.

  1. Кравченко, А.И. Хрестоматия по культурологии / А.И. Кравченко - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2008. – 384 с.

5. Малюга, Ю.Я. Культурология: учеб. пособ. для вузов / Ю.Я. Малюга. – М.: Инфра-М, 2009. – 333 с.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2. ПЕРВЫБОТНЫЕ КОРНИ МИРОВЫХ КУЛЬТУР

1. Истоки человеческой культуры. Культурогенез.

2. Культура первобытного общества.

 

1.  Проблема культурогенеза (происхождение, возникновение; процесс образования, становления и развития культуры как социального явления) - наиболее значима для определения места, роли и значения культуры в жизни социума и конкретного человека. Неизбежно перед исследователями встает вопрос о том, когда возникла культура как социальное явление и какое место она играла в жизни первых людей. Наиболее значимым и определяющим является характер происхождения культуры, причина или комплекс причин, способствовавших выделению культуры на определенном этапе человеческого развития. В связи с этим проблема культурогенеза неразрывно связана с другой не менее значимой теорией - антропогенезом(раздел антропологии - науки о происхождение, становление и развитие человека), так как культура - явление социальное, значит, и возникнуть она без человека, его деятельности не могла. Задаваясь проблемой культурогенеза, ученые, еще в XIX в. пытались определить, на каком этапе антропогенеза зарождается культура. Проблема антропогенеза включает в себя такие вопросы, как определение основных стадий развития человеческого общества, время появления первых людей, движущие силы антропогенеза, развитие мышления и речи, выявление прародины человечества и т.д. Эти вопросы решаются на основании данных многих наук – палеоантропологии, морфологии, приматологии, геологии, археологии, этнографии, лингвистики и др.

Люди на протяжении многих лет задумывались над вопросом о происхождении человека. Первой по времени возникновения, была божественная теория происхождения человека. Бог, создавший человека, был высшим творцом всего мироздания. В результате, возникшая культура есть проявление божественного в каждом человеке, духовное начало в первую очередь ассоциировалось с Богом и религиозной верой.

Впервые проблема антропогенеза как научная проблема была поставлена еще в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем. Исходя из его классификации, ставшей на долгое время единственно общепризнанной и принятой, современный человек образует вид Sapiens род Homo, который относится к семейству гоминидов, отряда приматов.

В XIX в., благодаря Чарльзу Дарвину, возникает теория животного происхождения человека, которая во многом была подтверждена археологическими раскопками и многочисленными находками ископаемых останков древнейших предков человека. Но она вызвала в свое время шквал эмоций и возмущений, заставив наиболее несогласных ученых ее выступить в качестве оппонентов. В XIX в. появляется так же трудовая теория Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Они рассматривали человека и создаваемую им культуру как результат социального развития. Человек разумный, согласно теории, развивается в трудовой и общественной деятельности, что позволяет выделять себя из окружающего мира.

На сегодняшний день существует масса других теорий, среди которых - теория космического происхождения человека. Ее автор, американский ученый – антрополог XX в. Маргарет Мид, считал, что человек рожден в космосе на планете далекой звездной системы, поэтому «космическое чувство» стало определяющим для человека. Предком человека явилось космическое существо. Подобный подход и стремление человечества найти внеземные цивилизации свидетельствуют об определенном единстве человека с космосом, восприятии себя частью Вселенной. Современные ученые развили идею Мида, говоря о великом космическом эксперименте, который происходит на планете Земля.

В XX в., рассматривая теорию происхождения культуры, ученые связывают ее с игровой деятельностью. Такой подход характерен для одного из направлений философии. Г. Гадамер рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка. Еще в большей степени развил эту теорию голландский историк культуры Й. Хейзинга. В своей книге «Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре» (1938) он к понятию игра свел все многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. В доисторическую эпоху, по его мнению, игровой элемент был наиболее ярко выражен. По мере отдаления от своего архетипа, от своих истоков, культура утрачивает игровое начало.

Большинство современных исследователей выделяет три стадии антропогенеза: 1 - антропоидные предки человека, 2 – древнейшие и древние люди, 3 – люди современного строения. Последняя стадия антропогенеза совпадает с периодом позднего палеолита (древнейший период каменного века, где доминирует приемыскалывания и обивки камня) и исчисляется несколькими десятками тысяч лет. Сложность выяснения проблем антропогенеза, а вместе с ним и культурогенеза заключается в том, что это период во многом лишен определенной индивидуальности, письменных свидетельств, наличия биографий, конкретных образов и т.д.

Палеолит в процессе культуро-и антропогенезе занимает особое место, так как с возникновением современного вида человека в период позднего палеолита появляется и культура. Одно из первых значений палеолита заключается в том, что на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция прачеловека и появляется Homo Sapiens. Второе значение палеолита связано с увеличением разнообразия каменных орудий труда: наконечники, рубила, скребло, вкладыши, бумеранги, каменные иглы и т.д. Третье значение палеолита играло ведущую роль в процессе социализации и формирования первых обществ – возникновение экзогамии (характерный для общинно-родового строя обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы – рода), как основы первобытной общины и перехода к моногамии(форма брака, состоящая в устойчивом сожительстве одногомужчины с одной женщиной).Этот процесс способствовал формированию рычагов общественной регуляции брака и появлению рода и семьи. Но все эти изменения происходили на протяжении нескольких тысяч лет, прежде чем человечество начало приобретать характерные для него черты социума. Период перехода от биологически - эволюционного этапа развития человечества к историческому в науке был названпалеолитической революцией. В период палеолита происходит выделение современного человека, формирование его самоорганизации, появлению общины и определенных интегрирующих связей, которые уже можно рассматривать как начало культуры.

Таким образом, мы можем говорить о возникновении материальной культуры, так как человеку в первую очередь приходилось заботиться о выживании, которому способствовало совершенствование орудий труда. Первые идеи, возникавшие в сознании человека, были связанны именно с проблемой выживания, и только впоследствии формируется абстрактное мышление. Зачатки рациональных знаний, развитие речи, овладение огнем, возникновение скотоводства и культурного земледелия, с которым было связанно создание орудий труда и изобретение колеса – все это было достигнуто еще в доисторическую эпоху и служит людям и сегодня.

Особенностью материальной культуры первобытного общества явилось, прежде всего, влияние человека на ее развитие. Образно говоря, человек влиял на мир предметной культуры, а не она на него. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями, в центре этого круга стоял человек – их создатель.

Коллективный характер труда способствовал возникновению речи и мышления; усложнение техники обработки камня - развитию мелкой маторики рук, что нашло отражение в усложнении строения головного мозга и возникновению уже абстрактного мышления. Основой речи послужили звуковые сигналы обезьян – предшественников людей. Но если у обезьян сигнал представлял собой состояние животного, то звуки первых людей, постепенно оформившиеся в речь, стали обозначать конкретные предметы, а потом и отвлеченные, абстрактные понятия.

Этот период характеризируется так же процессом трансформации первобытного стада в родовую общину, которая стала более высокой ступенью организации социума. Благодаря успешной охоте и относительной оседлости жилища в эпоху палеолита стали не только защитой от неблагоприятных внешних условий, но хозяйственной базой, местом хранения продуктов. Переработкой продуктов охоты занимались женщины. На них были возложены основные функции по ведению хозяйства: уход за жилищем, очагом, детьми, хранение продуктов и т.д. Женщина составляла ядро первобытного социума и являлась хозяйкой в общих жилищах. Именно поэтому первобытная родовая община первоначально была матриархальной, где родство передавалось по материнской линии, а мужчины при заключении брака переходили в род жены.

Специфическим и важным признаком рода считается экзогамия, которая и определяет проблему происхождения рода. Одни ученые причину появления экзогамии видели в вынужденных поисках жен на стороне из-за убийства бесполезных в межгрупповых столкновениях девочек (Мак-Леннан), другие – во взаимном отвращении к половому общению между постоянно живущими вместе людьми (Дарвин), третьи – в половом общении более подвижных мужчин-охотников с женщинами других стад (Б.Ф. Поршнев), четвертые - в боязни человеческой крови и в особенности крови членов своей группы (Э. Дюркгейм), пятые – в стремлении избежать вредных последствий кровосмешения (Морган). Ни одна из выдвигаемых причин до конца не объясняет происхождение экзогамии. Но какова бы ни была причина установления экзогамии, она способствовала формированию рода и установлению организации общины, как зародыша новой этносоциальной общности людей, основанной на единых этнических и общественных признаках– племени. Для него становятся характерными такие признаки как территориальная, экономическая,идеологическая общность; родственные связи; эндогамность; самоназвание, наличие диалекта, аппарата управления и единой военной организации.

Переход к родовой общине означал иной уровень жизни, в основе которой лежат не природные, а социальные принципы, созданные самими человеком. Поэтому многие исследователи выделяют переход к родовой общине как начало культуры, ее зарождение. Для данного этапа культуры характерным является поклонение женщине как хранительнице домашнего крова и очага, ассоциирование ее с культом плодородия. Отношение к жизни понимается уже не как биологическая, а как культурная данность: утверждение жизни и ее продолжение. Подобный подход привел к тому, что в последующие столетия и тысячелетия мыслители разных исторических эпох рассматривали культуру того или иного общества с позиции отношения к женщине в самом обществе.

Таким образом, мы можем подвести итог проблеме антропогенеза и культурогенеза, выделив факторы, которые повлияли на эти процессы:

Возникновению Homo Sapiens способствовал естественный отбор, способствовавший развитию прямохождения. Преобладающую роль начинала играть женщина, которая отбирала необходимую мужскую особь, непроизвольно способствуя усложнению генотипа и отбору лучших наследственных качеств.

Особую роль в антропогенезе сыграла рука человека, которая развивалась благодаря активной трудовой деятельности. Современные ученые уже в XX в. установили прямую связь между развитием мозга человека, его умственных способностей и возможностью руки осуществлять мелкие функциональные действия. «Труд создал человека», став основой целесообразной и целенаправленной деятельности человека, которая началась с создания примитивных орудий труда из камня, кости и дерева.

С трудовой теорией связан и следующий фактор, повлиявший на развитие антропогенеза. Это формирование сознания у первых людей и речи, ставшей средством общения в ранних формах социума.

С развитием праобщины и выделением особой роли женщины, утверждением экзогамии можно говорить о начале культуры в широком смысле слова и в первую очередь - культуре быта и отношений. Именно они и повлияли во многом на зарождение искусства в первобытном обществе.

2 Культура представляет собой достижения человечества в производственном, общественном и умственном отношении. В первую очередь человек на раннем этапе культурогенеза накапливал практические знания, связанные с развитием материальной культуры. Эти знания накапливались в результате наблюдений за окружающей природой в процессе трудовой деятельности. Выявить уровень знаний и развитие материальной культуры на этом этапе нам позволяют такие науки как археология и этнология. Люди в первобытном обществе уже были знакомы со счетом, был развит элементарный календарь, хорошо известны географические, топографические, астрономические познания. Они умели чертить рельефные карты племенной и даже соседней территории на песке, дереве, коре, коже, ориентироваться в открытой местности, на воде, по звездам. Первобытный человек знал свойства многих минералов. О зачатках знаний в области ботаники, зоологии говорят развитие охоты, приручение животных, собирательство съедобных растений, плодов.

Подобные знания не могли не способствовать поиску лекарственных растений и зарождению медицины. Первобытный человек мог пользоваться лекарствами не только растительного, но и животного и минерального происхождения. Медицина была настолько высоко развита, что уже в период мезолита были известны операции по ампутации конечностей, существовали методики лечения переломов, нарывов, ран и т.д. Особенностью этих знаний был их практический опыт. Первобытные люди умели лечить, но они не знали причины происхождения тех или иных заболеваний, не были знакомы со строением и деятельностью человеческого организма. Во многом их медицинская практика была тесно связана с развитием магии и колдовства.

Арифметика, как и другие знания, так же находилась в зачаточном состоянии. Наиболее распространенным был счет до трех, но иногда считали и до пяти: 2+2=5. Цифра «5» у многих народов обозначает «рука» (римская V напоминает упрощенное изображение кисти руки, а в русском названии «пять» созвучно слову «запястье»). Очень быстро в первобытном обществе развивается фольклор. К фольклору относят мифы, легенды, сказки, песни эпос, загадки, пословицы, которые передавались устно из поколения в поколение. Войны способствовали возникновению героического эпоса, повествующего о знаменитых битвах и сражениях, о подвигах и героях.

Первобытность не знала письменность в ее современном понимании. Первобытные люди создали пиктографию (первая форма записи рисунка на коре,бересте, коже, кости, камне).Пиктографическое изображения, состоящие из отдельных рисунков или связной композиции, содержит просьбу, хронику событий, рассказ о чем-либо, любовное сообщение и т.д.

 Магия и древние верования как ранние формы религии.

Параллельно с практическими знаниями развивались и иррациональные, давшие начало первым религиозным верованиям и магии как проявлению ритуальных действий. Члены общины еще не выделяли себя из окружающей среды, ощущали свою тесную связь с ней и сопричастность, мыслили себя как единое целое (территория обитания, люди, животные, растения). Люди, считая себя тождественными природе, переносили свои качества и свойства рода на природу. Это способствовало развитию представлениями, и затем и ярко выраженными религиозным воззрениям.

Происхождение религии, как и происхождение человека, так же рассматривается на уровне гипотез и изучается благодаря сохранившимся ранним формам религии по африканским племенам в конце XIX – XX вв. знаменитым английским ученым антропологом и этнографом Э. Тайлором.

Ко времени появления религии человечество накопило определенные знания, но многого еще не могло понять. Вместе с тем люди достигли такой ступени интеллектуального развития, когда появилась потребность объяснить все, с чем им приходилось сталкиваться, в том числе и то, что им было непонятно и заставляло ощущать свое бессилие. Не зная действительных причин явлений природы, различных сторон жизни, человек начал давать им фантастические объяснения, порождая тем самым несуществующий мир сверхъестественных сил. Таким образом, религиозное мировоззрение зарождается как результат познания окружающей действительности, с развитием абстрактного мышления.

О времени появления религиозных представлений судят в основном по захоронениям людей. Науке известно около двадцати ранних неандертальских погребений. Располагались они в пещерах, служивших жильем целой группе людей. Умершие люди помещались в неглубокие, нечетко очерченные ямы в полу пещер, со слегка подогнутыми коленями, в позе спящих на боку. Сверху труп засыпался землей и камнями. В погребение клали либо предметы домашней утвари, либо охоты (горшки с зерном, украшения, копья, щиты, наконечники, останки животных и т. д.). Эти находки свидетельствовали о появлении зачатков религиозных представлений, в первую очередь магии, заупокойного и солнечного культов.

Но наиболее неоспоримые сведения о религиозных верованиях относятся к позднему палеолиту. Одной из форм первобытной религии был тотемизм -вера в кровнородственную связь групп людей с каким-либо видом животных, рыб, растений.Тотемизм возник на охотничье-собирательной стадии хозяйственного развития, в период зарождения родового строя. Основным занятием людей была охота, поэтому общины чаще всего носят имена животных. В основе выбора тотемного животного лежали такие причины, как обилие того или иного зверя в местности. Тотем считался «отцом» рода, старшим братом, который во всем помогал его членам. Члены рода верили в то, что тотем может воплотиться в новорожденных (инкарнация) и что, воздействуя на него при помощи магических действий, можно добиться изобилия растений и животных на территории рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

На ранней стадии тотемизма нельзя было убивать и есть мясо тотема, только во время обрядовых церемоний. Так стали возникать табу -религиозный запрет на какой-либо предмет, действие, слово, нарушение которого влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил, развившиеся в религиозную систему запретов, сохранившуюся до наших дней в современных религиях. Но кроме сакрального (религиозного) смысла табу еще носило и социальный характер, так как регламентировало хозяйственную, социальную и культурную жизнь общины. Табу - форма, в которую облекался долг. Тотемные группы заботились о размножении животных - тотемов, прибегая к запретам массового истребления. В их честь устраивались празднества, на которых люди подражали тотему, переодеваясь в шкуру тотемного животного.

В последствии зооморфные (т.е. в образе зверя) прародители рода были вытеснены антропоморфными (духи умерших прародителей рода). В период материнской родовой общины развился культ женщины-прародительницы, сохранившейся в позднематриархальных обществах. Переход к патриархату сопровождался становлением культа мужских предков-покровителей (семейных, родовых).

Наряду с тотемизмом в первобытном обществе имелась и другая форма религиозных верований - анимизм - вера в сверхъестественные существа в виде заключенных в какие-то тела душ и самостоятельно действующих духов, термин, выведенный английский ученым Э.Тейлором. Ученый считал анимистические верования «минимум религии». В основе этой теории лежит представление о том, что изначально всякая религия произошла от веры в «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. В качестве неопровержимых доказательств Тейлор приводил факты, собранные им в различных экспедициях (сновидения, галлюцинации, летаргический сон и их объяснения дикарей Малайзии, Новой Гвинеи, индейцев Северной Америки и т.д.). Зародышевый анимизм не знал особого представления о душе, отделяющейся от тела и самостоятельно существующей. Душа ассоциировалась с дыханием и была воплощением жизни. С прекращением дыхания, т.е. уходом души, прекращалась жизнь физическая духовная. Впоследствии развилось представление о самостоятельном образе душ, об их переселении. Смерть стала считаться прекращением лишь физической жизни. Душа же продолжала свое существование независимо от бренного тела. Так стала зарождаться вера в загробную жизнь. Об том говорят находимые в погребениях орудия труда, оружие, украшения, остатки пищи, необходимые, по представлениям первобытных людей, умершему в загробном мире. Души превращаются в бесплотных духов.

В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Появление анимизма стало значительным шагом в духовном развитии человечества. Анимистические представления сыграли большую роль в познании человеком себя как «части мира», но эти же представления позже стали основой для их превращения в религиозные догмы о бессмертии души, о «потустороннем мире». 

В результате развития анимистических представлений для тел умерших стали создаваться специальные вместилища – фетиши -неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения. Понятие фетишизм -вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов- как форму первобытной религии ввел в научную литературу в XVIII в. французский ученый Ш. де Бросс. Э. Тейлор считал фетишизм учением о духах, воплощенных в каких-либо предметах, в отличие от анимизма как учение о духах вообще.

Так или иначе, все религиозные верования в первобытном обществе были связаны с магическими действами - верой в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Человек полагал, что с помощью магических приемов (слов, танца, пения) можно вызвать дождь, обеспечит успех в охоте, помочь больным людям. Все исследователи первобытной культуры признают, что палеолитические изображения – проявления ритуала и магии. Охотничья магия репетирует появление добычи и овладение ею. Магические действия постепенно начинают восприниматься как единственная реальность, связанная с совершением действа. «Переосмысляя реальность, это общество начинает компоновать новую реальность, иллюзорную, в виде репродукции того же самого, что оно интерпретирует. Это и есть то, что мы называем обрядом ….» (О. Фрейденберг).

И так, магические действия применялись в различных целях. Кроме охотничьей магии были распространены охранительная магия, лечебная, «вредоносная» и др. Каждая их этих категорий магии имела свои материальные корни, связанные с конкретными условиями жизни. Древнейшие магические действия носили коллективный характер и воспроизводили производственный процесс. В дальнейшем они были монополизированы шаманами, колдунами, знахарями и приобрели более утонченные средства воздействия на сверхъественный мир.

Обращаясь к духам, человек пытался с помощью слова заставить их оказывать ему помощь. Обращение к духам называют заклинанием, из которых позже родилась молитва – просьба к богу.

В дальнейшем с развитием земледелия и скотоводства зародились культы природы, страх перед которой вызывал желание как-то умилостивить ее. Люди стали поклоняться солнцу, воде, огню, стихии, выполняя определенные ритуальные, магические действия. С развитием социальной структуры общины возникает культ вождя, который, сливаясь с различными культами сил природы, превратились в культы богов. Так возник политеизм - многобожие – религия, основанная на вере во множество богов.

Первобытные формы религии заключают в себе не только фантастические представления, но и культовую практику (совершение религиозных представлений), которая не составляла тайны и была доступна всем. С усложнением культа важнейшие священнодействия совершались старейшинами родов, а период распада родового строя появились жрецы, монополизировавшие культовую практику, положительные знания, толкование обычаев, судопроизводство.

  Искусство первобытного общества.

Характерная черта первобытного искусства - это однородность его форм (сходство в деталях, технике изготовления, тематике, манере изображения) независимо от местонахождения. Характерная особенность искусства на раннем этапе развития – синкретизм (слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Синкретизм проявляется в том, что искусство, религия, игры – все это было соединено в единый процесс. Обряд, песня, танец, ритуал были неразрывны и имели смысл только в едином пространстве. Все были участниками ритуальных действий, творцами и потребителями культуры одновременно. Танцы имитировали сцены охоты, рыболовства, собирательства, военные действия. Соединяясь с устными изобразительным творчеством, танцы превращались в драматические представления, в которых люди были и исполнителями и зрителями. Такие исполнения укрепляли коллективистское начало рода. Все действия были ни чем иным как ритуалом и составной частью магии. Постепенно из этой синкретичной культуры выделяются собственно виды искусства как самостоятельные ветви культуры – искусство, архитектура, драматическое действие.

Главным объектом творчества первобытных людей были звери, которые представляли наибольшую ценность для родовой общины и являлись объектами охоты. В пещерах Альтамира (в Испании), Ла Мадлен, Ла Мут и Ориньяк (Франция), Нио (Лиссабон) найдены изображения животных (бизонов, оленей, лошадей, мамонтов). Среди звериных образов особое место занимает мамонт – одно из главных животных ледниковой эпохи. Изображения мамонта встречаются на стенах пещер, на поверхности кости или камня в виде небольших скульптур, вырезанных из бивня мамонта или мягкого камня. В пещере Ле-Комбатель (Франция) обнаружены изображения первобытного человека.

В период позднего палеолита широко распространяются изображения женских фигурок из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами и ярко выделенными половыми признаками – так называемые «венеры». Статуэтки женщин были высечены из мягких пород камня или вырезаны из костей мамонта. Женщин, как правило, зрелых, изображали обнаженными. Эти женские изображения были связаны с развитием культа плодородия и матери-прародительницы, некоторые ученые считают, что в этих статуэтках проявился культ хозяек очага. Очевидно, их появление связано с установлением материнской родовой общины, с особой ролью женщин в домашнем быту, в продолжение рода, а так же с зарождением культа матери. Палеолитическая живопись, графика, скульптура исполнены в реалистическом стиле. Однако в круглой скульптуре условно изображены руки, отсутствует лицо, а живопись и графика в основном контурные.

Подводя итоги, необходимо сказать, что первобытная культура долгое время воспринималась как низшая ступень культурного уровня, и даже как «не культура» (особенно это было развито в античную эпоху). И слово «первобытный» употреблялось в значении неразвитый, отсталый, дикий и т.д. Но нельзя забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация, как высший, исторический уровень развития культуры, стала возможной только потому, что радом с ней происходил процесс распада и разрушения первобытной культуры.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое культорогенез .

2. Теории происхождения первобытного человека.

3. Зачатки первобытного знания.

4. Формирования первобытных религиозных верований.

5. Искусство первобытного общества.

 

                                               Список литературы.

                                                   

Основная.

1.  Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.

2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.

3. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.

                                                    

Дополнительная

1. Тейлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тейлор -  М.: Политиздат, 1989. – 573 с.

2. Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д.Д. Фрэзер - М.: Политиздат,1980. – 831 с.

3. Культурология. учеб. / под ред.  Г.В. Драча. – Р-н-Д.: Феникс, 2008. – 570 с.

4. Культурология: Учебник для студентов вузов / А.Л. Золкин, [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 498 с.

5. Казанцева, С.А. Культурология. Учебное пособие. Изд 2-е. / С.А. Казанцева - М.: Экзамен. 2007. – 192 с.

6. Кравченко, А.И. Культурология. Уч. пособ. для вузов Изд. 8-е / А.И. Кравченко - М.: Академический проект, 2009. – 496 с.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!