ЛЕКЦИЯ 4. АНТИЧНЫЙ МИР КУЛЬТУРЫ



Понятие и общая характеристика  античной цивилизации.

2.  Культура Древней Греции и Рима.

 

1.Термин «античность» происходит от латинского antiquus - древний. Этим термином принято называть особый период в развитии древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления , не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования античных государств : с XI - IX вв. до н.э. - время становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибели Римской империи под ударами варварских племён.

Античная цивилизация вписала золотые страницы в историю европейской и мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация. История мировой культуры переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, к античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы математики, естествознания, астрономии и т.д.

Одинаковыми для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом, что, однако, не отрицает наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

 Античную культуру характеризуют отличительные черты:

 гуманизм,

 гражданственность,

 соревновательность.

Они вытекают из особенностей социума, построенного по принципу гражданской общины, в которой все граждане равны и как единый коллектив должны противостоять не гражданам. Поэтому в период становления и расцвета полиса (город-государство) характерно чёткое подчинение интересов личности интересам общества, высокая гражданственность, свойственная идеологии античного общества (мифологии, философии, литературе), и обобщённая героизация в изобразительном искусстве. Главным стрежнем в античной культуре была мифология и религия. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.

Античная культура наполнила реальным человеческим содержанием. Древние образцы народной мифологии черпали их также и из реальной окружающей жизни. Главная сила античной культуры заключалась в высоком обобщении действительности и утверждении ценности реального человека, гражданина, нередко через героизацию, что было новым по сравнению с культурой Древнего Востока. Этим качествам позволило развиться необычное своеобразие античного рабовладельческого общества на его раннем этапе, этапе становления рабовладельческого полиса. Важная и весомая роль свободного труда в общественной жизни резко отделила социальный и идейный строй античной культуры от того типа социальной и идейной структуры, какой сложился в рабовладельческих обществах древневосточного типа, в том числе в Древнем Египте.

Просвещение, демократический путь развития государственной системы права человека, достоинство личности, равноправие всех граждан перед законом - несомненные достижения полисной системы государственности. Благодаря полисной системе все граждане обладали определёнными правами и обязанностями. Соответствующей была и полисная идеология, её система ценностей, высшей из которых была сама община, обеспечивающая благо каждого гражданина. Полисная мораль была коллективистской в своей основе, поскольку существование индивида вне полиса было невозможным. Полисный строй воспитал у греков особое мировосприятие, научив их ценить способности и возможности человека – гражданина, сделав их высшим эстетическим идеалом Древней Греции. Греки сформировали принцип калокагатии, отличающий античное, особенно греческое общество. Для того, чтобы иметь право господствовать над негражданами, гражданин должен быть лучше их и физически, и нравственно ( греч.kalos - прекрасный, красивый, agatos - добрый). Основа калокагатии - совершенство и телесного, и духовно-нравственного развития. Человек- мера всех вещей, но под человеком понимается, в первую очередь, гражданин. Поэтому, преклоняясь перед гуманистическим характером античной культуры, не следует забывать, что гуманизм этот касался только граждан.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!