Развитие народного образования в Казахстане (XVIII- нач. XX вв).



Грамотность населения. Почти до середины XIX в. обучение казахских детей осуществлялось в мектебах, где главным считалось механическое зазубривание сур Корана. Функции учителя выполнял преимущественно мулла, как правило, не имеющий представления об учебных планах и методике обучения, Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики.

ничего не зная, оставаясь такими же невеждами, какими были».

Вопиющая неграмотность населения Казахстана обнаружилась в ходе переписи 1897 г., хотя она фиксировала прежде всего умение опрашиваемых читать по-русски. Грамотность на родном языке фиксировалась лишь в том случае, если опрашиваемый не умел читать по-русски. Однако материалы переписи не отражали уровня грамотности отдельных народов. По данным переписи 1897 г. лишь 8,1% населения края относились к числу грамотных, грамотность мужчин составила 12%, женщин — 3,6%, Относительно высокий уровень азбучной грамотности наблюдался в северо-­восточных губерниях, где проживала основная часть переселенческого населения.

Серьезного роста уровня грамотности населения Казахстана не произошло и в начале XX в.: из 10 детей школьного возраста лишь один посещал школу. Если в центральных районах России по инициативе прогрессивной интеллигенции искоренением азбучной неграмотности занимались воскресные школы, земства, то в Казахстане дело дальше слов не шло. Те воскресные школы, которые открылись в городах, охватывали ничтожное количество людей,

Школьное и профессиональное образование. В Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Религиозное направление представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на средства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. Еще в XIX в, Ч. Валиханов с горечью писал о тяжелом положении аульных мектебов, где учительствовали в основном татарские муллы: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли». В начале XX в. мектебы перестали удовлетворять возросшие запросы времени. Началось движение за реформирование конфессиональной школы, организаторами которого выступили джаддисты. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым, доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин — арифметики, географии, естествознания, истории и др. Тем не менее новометодные мектебы не получили широкого распространения.

В системе религиозного образования большим влиянием пользовались медресе. Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как правило, при мечетях. В зависимости от типа медресе определялся срок обучения - от трех до четырех лет. Наряду с изучением ислама учащиеся получали сведения по философии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике.

В XIX в. открылись сельскохозяйственные и фельдшерские школы, откуда выходили специалисты со средним образованием. Лишь один Боровский лесной техникум выпустил с 1889 по 1917 гг. 163 специалиста. Однако профессиональные учебные заведения дореволюционного Казахстана не соответствовали потребностям времени, В 1914—1915 учебном году в семи средних специальных учебных заведениях обучалось 352 человека, что не составляло и 1% от общей численности студентов вузов и техникумов России. Во всем крае не было ни одного института и университета.

Наиболее просвещенные представители народа добровольно взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиции, нравов были значительно ограничены, но в, то, же время появились новые социокультурные ценности и ориентиры.

 

Участие населения края в первой русской революции.

Поскольку Казахстан был также местом ссылки политических и революционных деятелей России, следует отметить ту важную просветительскую и организационно-революционную роль, которую иг­рали эти люди в социально-политической жизни края. Во второй по­ловине XIX века в Казахстане возник ряд народнических кружков, а в 1896 году в Атбасаре ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым был организован первый марксистский кружок в Казахстане. В нача­ле XX века марксистские кружки появились в Акмолинске, Петро­павловске, Уральске, Кустанае, Семипалатинске, Верном и других го­родах. На их основе оформились организации РСДРП. Стали возни­кать профессиональные союзы. В 1905 году одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске, наиболее крупным являлся профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги.

Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события "кровавого воскресенья" 9 января 1905 года в Петербурге, весть о которых достигла и Казахстана. В феврале 1905 го­да в ряде населенных пунктов края - в Туркестане, Перовске, Джусалах, Шалкаре и других - состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием рабочего движения Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стали нарастать революционные настроения среди рабо­чих, все активнее распространявшиеся на жителей казахского аула и переселенческой деревни. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном и Кустанае. Летом 1905 года протесты казахского населения приобрели более организованный и политический характер. В ходе событий того пе­риода во весь голос заявила о себе как выразительнице интересов ка­захского народа национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов.

В декабре 1905 года волнения прошли в ряде городов и населен­ных пунктов, в том числе в Усть-Каменогорске, Павлодаре и других. Требования участников революционного движения становились все более политическими, наряду с лозунгами о повышении заработной платы и улучшении условий труда стали раздаваться призывы о свер­жении самодержавия, изменении существующего строя. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который потребовал прекращения переселения в край, признания земли собствен­ностью казахского населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развития образования на родном языке.

Число участников прошедшей 3 июля 1906 года крупной стачки рабочих в Семипалатинске достигает уже 500 человек. В это время наблюдается подъем крестьянского движения против колониальной аграрной политики. В частности, свой протест выразили крестьяне в Жаркентском, Аулие-Атинском, Чимкентском уездах, а также в ряде уездов Уральской и Тургайской волостей.

Революционные события в России происходили на протяжении около двух с половиной лет. Манифестом от 17 октября 1905 года в России учреждалась Государственная дума, "чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы", - гово­рилось в нем. I Государственная дума по своему составу была кадет­ско-либеральной и действовала с 27 апреля по 8 июля 1906 года. Государственная Дума, созданная манифестом Николая II от 17 октября 1905 г., явилась органом, разделившим с царем законодательную власть. В работе Государственной Думы должны были принять участие представители от населения, как России, так и национальных окраин. Царское правительство сочло необходимым создать специальную комиссию, которая должна была тщательно рассмотреть и проанализировать все особенности жизни казахской степи и разработать проект о выборах в Государственную Думу от Казахстана. 22 февраля 1906 г. проект Николаем II был одобрен и подписан.

События 1905-1907 гг., возросшая агрессивность царизма в отношении захвата казахских земель, активная русификаторская политика органов колониальной администрации в значительной мере активизировали общественно-политическое движение наиболее просвещенных кругов казахского населения.

Революция 1905-1907 гг. в России, младотурецкая и иранская революции способствовали оживлению политической жизни. Местами съездов казахской общественности стали степные ярмарки, где обсуждались насущные проблемы жизни народа.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!