Наука и научное изучение Казахстана (XVIII- нач. XX вв).



С принятием казахами российского подданства научное изучение края прочно вошло в круг деятельности центральных государственных структур и различных отрядов исследователей. Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII в., связаны с именем М. В, Ломоносова Он был инициатором организации экспедиционных исследований территории края и создания его географических карт, способствовал проведению научных поисков по истории, лингвистике, экономике и этнографии казахов. В 1769 г. одну из первых экспедиций возглавил П, С. Паллас. Маршрут ее проходил через Симбирск, Оренбург, Илецк, Орск, Яицкий городок, Гурьев, Оренбург, Уфу. Результатом экспедиции стал труд П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях (Спб. 1773). В 1769—1772 г. Н. Рычков провел в составе войск работу по сбору сведений на территории Каратургая, Тургая, Тирсаккана, Ишима, крепостей Усть-Уйская, Крутоярская, Троицкая. Позднее вышел его труд «Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в киргиз-кайсацкие стелив 1771 г.» (1772). Аналогичная работа проводилась и в последующие годы. Она позволила собрать сведения по самому широкому кругу проблем, связанных с принятием казахами русского подданства, торговлей, развитием производительных сил края, скотоводства и земледелия, социальной структурой казахского общества и его политическим устройством.

Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными явился выход в свет книги А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацкий орд и степей» в трех частях (1832). Казахская проблематика занимала значительное место в работах В. В. Вельяминова-Зернова, И. В. Мушкетова. В, В. Радлова, П. П. Семенова-Тян-Шанского и многих др.

Разностороннюю деятельность по изучению Казахстана развернули научные общества, В 1867 г, было открыто Оренбургское отделение Русского географического общества, где сотрудничали А. Алекторов, И. Алтынсарин, А. Добросмыслов, И. Крафт и др. Отделение занималось изучением географии, истории, этнографии, естествознания и статистики края, издавало «Записки» и «Известия». При нем работала библиотека, постоянно пополнявшаяся за счет обмена изданиями из других городов и государств. Во второй половине XIX в. изучением Туркестанского края активно занимались Общество сельского хозяйства, кружок любителей археологии и истории Востока, Общество любителей естествознания, антропологии и востоковедения, а также Туркестанский отдел РГО. В 1877 г, было основано Западно­сибирское отделение РГО, позднее — его Семипалатинский подотдел, с которым сотрудничал А. Кунанбаев.

Наука дооктябрьского Казахстана, хотя и достигла определенных результатов, но не вошла в жизнь и быт широких слоев населения.Многие ее направления находились на стадии зарождения. На рубеже XIX- XX вв. научная мысль казахского общества испытывала тяжести колониального края, отсталых общественных отношений.

Хозяйство и материальная культура казахов. (XVIII- нач. XX вв).

Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимние и летние, отличаясь величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: «агаш уй». «жер уй»,«кара там». Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. состояло из «кереге» - остова (деревянная решетка), сферического купола -«шанырак», радиально расположенных жердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100— 120 кв. м. 12,-15,-18 — канатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в. Каждая решетка (Кереге) состоит из 36 планок- «Саганак», изогнутых посередине. Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери украшались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника- шимшы. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода- узюки, на сам шанырак накрывали войлоком. Войлочные покрытия скрепляли с корпусом веревками и узорными лентами- бельдеу. По своему назначению юрты делились на парадные, свадебные, юрты, служившие жилищем.

Женские украшения изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали позолотой и инкрустацией, серьги изготовляли в основном из серебряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками. Широко использовались накосные украшения - шашбау - в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой кольцами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески «шолпы».

Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней. Казахские ювелиры изготавливали и другие украшения: нагрудные - омырауша, ониржиек, «бой тумар», застежки к поясам - ильгек, фигурные бляхи к саукеле - шылтыр, массивные шаровидные пуговицы — торсылдак туйме, булавки - туиреуиш, При изготовлении женских украшений применялась различная техника: литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.

Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали, делали кривые сабли - кылыш, мечи - селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги - сапы, кинжалы - канжар, длинные ножи с изогнутым клинком - жеке ауыз, длинные узкие ножи — буйда пышак. Наиболее распространенным орудием были лук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - найза - имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные и металлические доспехи - сауыт - стальные кольчуги из колец стальных шлемов с сеткой икозырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.

Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз), из верблюжьего - шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров. Один из любимых напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айрана с водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло - сэры май.

Материальную и духовную жизнь народа отражают традиции и обычаи. Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии казахов, сохранившейся в исторических преданиях. Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалык салт», Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын-келу), обычно скрытое от родителей невесты происходило в доме брата или родственника невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило название «калындык ойнау». В жизни казахов не было обряда венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы (жубайлык) скреплялись общим одобрением народа, пеняем хоровых песен «жар-жар», исполнявшихся на свадебном торжестве.

«Жар-жар» — песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская, возглавляемая женихом, женская - невестой. Песня рассказывает о положении женщины в патриархальной семье, выражает грусть девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с родными, удалением от родных мест.

Казахская литература (XVIII- нач. XX вв).

Художественная культура дореволюционного Казахстана вобрала в себя новации, рожденные колониальной эксплуатацией. Наиболее выразительными составляющими ее были литература и музыка. Религиозные догмы и запреты сильно задержали развитие изобразительного искусства и театральной культуры.

Литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лиро-эпических поэм сказок, поговорок и пословиц, загадок и т.д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX—начала XX в, отличались острословием находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, традиций, языка акыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

Основоположником казахской письменной литературы является Абай Кунанбаев. В 1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение «Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтической деятельности. Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности. Он хотел, видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек должен вносить в это свою посильную лепту. Поэтому Абай призывал всех людей, желающих быть в ряду разумных: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел, прежде всего, в труде, как средстве достижения и расцвета материальных и духовных благ общества.

В начале XX в. опубликовали свои первые произведения С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, М. Ауэзов, ставшие впоследствии основоположниками казахской литературы советского периода.

XIX - начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкальной культуры казахского народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас создали бессмертные кюи. Вся казахская степь пела песни Биржам сала, Ахансере Мухита, Абая, Балуан Шолака, Жаяу Мусы, Мади, Ибрая, Истая и др. Творчество народных композиторов отражало горячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы, заключало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатлело рост социальной напряженности в обществе, желание простых людей жить в мире и благополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай» было посвящено восстанию Исатая и Махамбета, а события 1916 г. послужили причиной создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Г'акку» Ибрая стала своеобразный гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определению академика А. Жубанова, настоящий «Реквием». Песни Абая и Жаяу Мусы отличались насыщенностью элементами европейской музыкальной культуры.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!