Завершение завязки (сговор Кнурова с Огудаловой; признания Ларисы; Паратов обуздывает и укрощает).



В первом действии «Бесприданницы» не было борьбы между персонажами, если понимать ее как открытую схватку, как столкновение внутренне вовсе чуждых друг другу сил. Иногда, пытаясь доказать, что у Островского, как и у других драматургов, происходит такого рода борьба, делят персонажей «Бесприданницы» на два противостоящих ла-

74

 

геря. В одном — богатые и независимые, в другом — бедные и зависимые. Хариту Игнатьевну Огудалову при этом относят к числу зависимых.

Состояние у нее и впрямь «небольшое». Но,видимо, все же такое, что можно бы просуществовать. И если она стремится жить взависимости от Кнурова или любого другого богатого человека, то тут мы имеем дело не с чем-то подневольным и вынужденным. Они добровольно движутся навстречу друг другу — Кнуров и Огудалова. Тут тоже внут­реннее родство. Тут общее им обоим — миллионщику и небогатой вдове — понима­ние жизни. Именно это сближает мать, гото­вую дорого запродать свою дочь, с богатым покупщиком. Зависимость от Кнурова, не доставляющую ей ни страданий, ни тягот, она сама всячески стремится упрочить. Поэтому даже отдаленные аналогии и уподобления отношений, существующих между власть иму­щими и их подневольными в ранних пьесах Островского, с отношениями, связывающими Кнурова с Огудаловой, не имеют под собой никакой почвы.

Пришли новые времена. До реформы жизнь держалась на открытом принуждении. Оно определяло отношения не только между барином и крепостным мужиком, но проника­ло и в жизнь других социальных слоев. Те­перь, в пореформенные годы, происходят из­менения в обстоятельствах жизни и в людях. Возникают новые противоречия в челове­ческих характерах. Художественному анали­зу сложной системы зависимостей — соци­альных, нравственных, психологических,

75

 

связывающей этих меняющихся людей, и посвящена «Бесприданница».

Разные формы зависимостей предстают перед нами. Робинзон давно поставлен жизнью в рабское положение, которое вре­менами его как будто тяготит, но переменить он ничего уже не в силах, да и не пытается Огудалова хотела бы попасть в такую зави­симость от какого-нибудь богача, которая дала бы ей полную материальную незави­симость. Карандышев находится в духовной зависимости от других лиц, хотя стремится доказать обратное, и своими поступками эту зависимость только усиливает. Лариса тоже не свободна от разного рода «зависи­мостей» — не только материальных, но и духовных — возникших в пореформенную эпоху.

Как Огудалова принимает от Вожеватова подарок в 500 рублей ко дню рождения Ла­рисы, нам не показывают. Мать лишь сооб­щает дочери о подношении «плутишки» Зато визит Кнурова и его диалог с Харитой Игнатьевной драматург изображает непосред­ственно — в очень важной сцене второго действия. Тут два деловых человека, пони­мающие друг друга с полуслова и не считаю­щие нужным все договаривать до конца. Ла­риса Дмитриевна еще не только не разо­шлась с мужем, но даже и замуж не вышла Кнуров, однако, уже спешит занять место будущего «прочного» друга и сулит Огудаловой десятки тысяч, как он выражается — «да­ром». Происходит обговаривание сделки, которой не миновать в недалеком буду­щем.

76

 

По контрасту с этой следующая сцена совсем не коммерческая, не деловая. Ее участницы — Огудалова и Лариса. Впервые Лариса предстает перед нами с гитарой в руках, впервые мы слышим ее пение. Это пение про себя и для себя, когда человек думает, мечтает, вступает в разговор и опять возвра­щается к пению.

Лариса напевает романс Гурилева «Матуш­ка, голубушка, солнышко мое, пожалей, ро­димая, дитятко твое!». Тут нет прямого обра­щения к своей матушке — Харите Игнатьев­не. И все же не случайно в устах Ларисы звучит именно этот мотив: просьба о жалос­ти, о сочувствии, о помощи, о поддержке, обращенная на этот раз не к Юлию Капитонычу, а к матери. А когда Лариса затем не­сколько раз запевает романс «Не искушай меня без нужды», это уже предварение того, что вскоре будет происходить в третьем и четвертом действиях. Ведь искушать Ларису будет не только Паратов своим двусмыслен­ным поведением, но и Кнуров своими реши­тельными предложениями.

Огудалова еще до того, как Кнуров высту­пит открыто, уже готовит ему почву. Лариса стремится к тихой жизни в деревне с Юлием Капитонычем, там она хотела бы отдохнуть душой. Огудалова ее как будто не отговари­вает, но ясно, что она не хочет отпускать дочь в деревню, да и не считает серьезной потребность «отдохнуть душой». Меньше всего Огудалову заботит вопрос о душе челове­ческой. Верит ли она вообще в ее существо­вание? Иронически-одобрительно заявляя «сделай милость, отдыхай душой», Огуда-

77

 

лова тут выступает не просто как сообщниц бездушного, циничного «идола» Кнурова но и как его единомышленница в самом глу­боком смысле слова.

Если в начале диалога с дочерью Огудалова выражала свою позицию в не очень прямых словах, то, узнав, что в город приехал какой-то богач, она уже высказывается на этот счет без обиняков. Не поторопилась ли Лариса дав согласие Карандышеву? Огудалова хочет снова втравить свою дочь в погоню за бога­тым женихом.

Лариса. Опять притворяться, опять лгать!

Огудалова. И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.

Запомним эти слова. И вспомним их, когда станем в этом же действии свидетелями встречи Ларисы сначала с Карандышевым, а потом — с Паратовым. Там темы лжи, притворства, правды в чувствах и словах под­вергнутся нескольким «переходам» и ста­нут одними из самых важных в пьесе. А сло­ва про счастье, которого надо добивать­ся самой, вспомним, когда Лариса в треть­ем действии поведет свою борьбу за Пара­това.

Но сначала о лжи и притворстве. Когда появляется Карандышев, он не понимает желания Ларисы поскорее уехать, даже «бежать отсюда». Действительно, почему Ла­рисе так хочется бежать? Что ее томит? Душевная усталость от прошлых пережива­ний, нежелание опять притворяться и лгать или тревожные предчувствия? Юлию Капи-

78

 

тонычу не до ее переживаний. Если в первом действии Лариса дала понять Карандышеву, что замужество для нее — средство найти тишину и уединение, то теперь он, в свою очередь, платит ей той же монетой. Для Юлия Капитоныча женитьба на Ларисе — хотя он ее по-своему и очень сильно любит тоже средство «погордиться и повеличаться» перед людьми, коловшими его самолюбие, перед всем городским общест­вом как избраннику столь необыкновенной девушки.

Надо понять ситуацию во всей ее слож­ности. Упрощая дело, нередко говорят, будто Карандышев Ларису вовсе и не любит. Нет, в меру отпущенных ему душевных воз­можностей любит сильно и горячо. Но Ост­ровскому важно раскрыть одно из искажений, которым подвергается любовь в мире, где унаследованные от крепостнической эпохи формы попрания человеческого достоинства усложняются складывающимися буржуаз­ными отношениями.

Если Вожеватов ничего не знает и знать не хочет про любовь, то Карандышев спосо­бен любить и любит. Когда в четвертом действии он будет кричать о своей любви, тут с его стороны не будет ни обмана, ни самообмана. Однако Карандышев не может отдаться своей любви, ибо есть нечто гло­жущее его и тревожащее больше, чем самая любовь. Ему надо скрыть и от себя, и от других некую правду о себе. Ему надо со­здать видимость, что и его любят, что он во­все не «соломинка», за которую хватается утопающий, а человек подлинно значи-

79

 

тельный. Нет, правда в том, что он именно «соломинка», — пытается отрезвить его Ла­риса.

Карандышев (с сердцем). Так правду эту вы и знайте про себя! (Сквозь слезы). Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен.

Лариса. Зачем это?

Карандышев. Как зачем? Разве вы уж совсем не допускаете в человеке само­любия?»

Вот как развивается тут тема лжи и правды, прозвучавшая в диалоге Ларисы с ма­терью. Та требовала от дочери утаивать истину, лгать и притворяться. Того же, в своих видах и целях, требует от нее теперь Карандышев.

Карандышевскую тему самолюбия, тему уязвленного и болезненного ощущения своей неполноценности подхватывает и развивает, как это ни странно, появляющийся вскоре перед очами Ларисы Паратов. Они совсем разные — Карандышев и Паратов — по обще­ственному положению, по воспитанию и уму, по характерам и дарованиям. Дают они друг другу весьма обоснованные уничижительные характеристики. Но в ходе их сложной борьбы друг с другом драматург выявляет нечто для нас неожиданное и чрезвычайно важное. Победитель женских сердец, самоуверен­ный, окруженный загадочным ореолом свет­ский господин, человек, внушающий страх, почтение, восторг, и мелкий неказистый чи­новник, всеми третируемый,   с помощью

80

 

очков пытающийся придать себе солид­ность, — оба хотят предстать перед людьми не такими, каковы они есть, а какими хотели бы казаться.

Сцена Паратов — Лариса является ключевой, узловой в завязке «Бесприданницы». Тут каждый из персонажей совершает поступ­ки, ранее не входившие в его намерения. А такое несовпадение первоначальных наме­рений с результатами человеческих действий и есть один из главных источников того, что зовется драматизмом.

Харите Игнатьевне Паратов вполне чисто­сердечно объясняет причину как своего ис­чезновения, так и своего теперешнего появле­ния. В игривом тоне Огудалова осторожно выведывает: а не вернулся ли Паратов к Ларисе? Тот полушутливо сообщает весьма серьезную новость. Он готовится «продать свою волюшку» и оценил ее в полмиллио­на. Всей правды Паратов Огудаловой все же не сообщает: ведь волюшка-то уже запродана.

С Ларисой разговор идет совсем в ином тоне. Тут не до шуток, слишком они друг в друге глубоко заинтересованы. Приходит он, по его словам, с намерением «засвидетельствовать почтение». У нас нет никаких оснований думать, будто у него иные цели. Но и Паратов, и Лариса, поступая не так, как хотели бы, раскрывают себя неожидан­ным образом. Именно этого — неожиданного и вместе с тем неизбежного, а потому и дра­матического обнажения героями своей под­линной, самой глубокой сущности добивает­ся здесь драматург. Сцена между Ларисой и

81

 

Паратовым — одно из высших его дости­жений.

Паратов.Не ожидали?

Лариса. Нет, теперь не ожидала. Я ждала вас долго, но уж давно перестала ждать.

Паратов. Отчего же перестали ждать?

Лариса.Не надеялась дождаться. Вы скрылись так неожиданно, и ни одного пись­ма...»

От вполне естественного вопроса «не ожи­дали?» Паратов переходит к более сложному и, несомненно, агрессивному: «Отчего же перестали ждать?» Вскоре после приезда, узнав о предстоящем замужестве Ларисы, Паратов признался Кнурову и Вожеватову в своей вине перед ней. Теперь перед Ларисой человек, отнюдь не намеренный долго и серьезно виниться. Он быстро становится в положение обвиняющего. Никаких основа­ний, кроме оскорбленного самолюбия чело­века, опасающегося, что его разлюбили, у Сергея. Сергеича для этого нет. Самолюбие — «сокрытый двигатель его», и даже не «сокрытый», а открытый, как и у Карандышева. Нарастая, оно становится все более решающим импульсом поведения Паратова в этой сцене, да и в последующих:

П аратов. А позвольте вас спросить: долго вы меня ждали?

Лариса.Зачем вам знать это?

П а р а т о в. Мне не для любопытства, Лариса Дмитриевна; меня интересуют чисто теоретические соображения. Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после раз-

82

 

луки с ним, через неделю или через месяц... имел ли право Гамлет сказать матери, что она «башмаков еще не износила» и так далее...

Лариса. На ваш вопрос я вам не от­вечу, Сергей Сергеич; можете думать обо мне, что вам угодно.

Придавая своим обвинениям «чисто тео­ретическую» форму, Паратов берет себе в помощники шекспировского Гамлета, а Ла­рису готов уподобить Гертруде, торопливо изменившей памяти только что скончавше­гося короля. На Ларису, однако, эти упо­добления не действуют. Она остается при своем и не намерена отвечать Паратову на его язвительный не вопрос даже, а глубоко несправедливое обвинение. А тот, стремясь во что бы то ни стало вырвать у Ларисы от­вет, хоть и соблюдая умеренную вежливость, недвусмысленно настаивает на своем, обви­няя с помощью Шекспира весь женский пол.

П аратов. Об вас я всегда буду ду­мать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих.

Лариса.Да какой мой поступок? Вы ничего не знаете.

Паратов.Эти «кроткие, нежные взгля­ды», этот сладкий любовный шепот, — когда каждое слово чередуется с глубоким вздо­хом, — эти клятвы... И все это через месяц повторяется 'другому, как выученный урок. О, женщины!

Лариса.Что «женщины»?

Паратов.Ничтожество вам имя!

83

 

Лариса. Ах, как вы смеете так оби­жать меня? Разве вы знаете что я после вас полюбила кого-нибудь? Вы уверены в этом?

Паратов.Я не уверен, но полагаю.

Лариса.Чтобы так жестоко упрекать, надо знать, а не полагать.

Паратов. Вы выходите замуж?

Лариса.Но что меня заставило...

Харита Игнатьевна доказывала Ларисе, как это необходимо в жизни — лгать и притворяться. Карандышев умолял ее скры­вать правду. Но Ларисе эти уроки не пошли впрок. Еще несколько минут тому назад она была полна решимости не отвечать на глав­ный вопрос Паратова, пренебречь язвитель­ными, обидно-витиеватыми его колкостями и оскорблениями. Теперь этой решимости нет и следа.

Паратов.Лариса, так вы?..

Лариса.Что «я»? Ну, что вы хотели сказать?

Паратов.Извините! Я виноват перед вами. Так вы не забыли меня, вы еще... меня любите?

Лариса молчит.

Ну, скажите, будьте откровенны!

Лариса.Конечно, да. Нечего и спра­шивать.

Паратов(нежно целует руку Ларисы). Благодарю вас, благодарю.

Лариса. Вам только и нужно было: вы — человек гордый.

Паратов и впрямь кажется и себе, и Ларисе человеком гордым. И эту позицию — а может

84

 

быть, теперь уже всего только позу? — гор­дого, побеждающего и не терпящего пора­жения героя ему надо сохранить во что бы то ни стало. Но как ни верти — поражение налицо. Ведь, вновь увидев Ларису, он не может не понять всей меры того, что он теряет в обмен на полмиллиона. Паратов, однако, не из тех, кто способен признавать свои поражения. Поэтому в следующих репликах он сразу же выступает не столько как гордый, сколько как болезненно само­любивый и себялюбивый человек. И не вполне честный.

Паратов.Уступить вас я могу, я дол­жен по обстоятельствам; но любовь вашу уступить было бы тяжело.

Лариса.Неужели?

Паратов.Если бы вы предпочли мне кого-нибудь, вы оскорбили бы меня глубоко, и я нелегко бы простил вам это.

Лариса.А теперь?

Паратов.А теперь я во всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся как лучшие друзья.

Правды и только правды требует Паратов, и ему удается ее выпытать. Но как он сам себя ведет при этом? С Кнуровым и Вожева­товым он был вполне правдив, с Огудаловой — почти правдив, шутливо уклонившись от из­ложения некоторых фактов. С Ларисой он ведет себя как бы правдиво. Он не мог ей «сообщить ничего приятного». Теперь он дол­жен «уступить ее по обстоятельствам». О невесте и помолвке — ни слова. Позво­лив себе тут полуправду, не позволит ли он себе и что-либо похуже? Нет, в эти мину-

85

 

ты, говоря Ларисе примирительные сло­ва про будущее, про «приятные воспоми­нания» и про дружеские чувства, с которы­ми уедет, он не притворствует. И ничего дурного не замышляет. Его и впрямь удовлетворило признание Ларисы, и в этот момент ему больше от нее ничего не на­добно.

Она же, выдав себя и получив взамен всего лишь красивые слова, простодушно, но вполне логично спрашивает: «Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас?»

Вот тут-то Паратов высказывает в ответ некую продуманную сентенцию. Ее содержа­ние шире, чем он сам предполагает: «В люб­ви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать». Себя, разумеется, Паратов исключает из числа тех, что могут «иногда и плакать», ибо, как сказала Огудалова, он «молодец муж­чина».

Паратов — разновидность одного из ин­тересовавших русскую литературу челове­ческих типов. Критик Ап. Григорьев в кон­це пятидесятых — начале шестидесятых го­дов называл его в своих статьях «хищным» или «страстным», в отличие от «смирно­го», воплощенного Пушкиным в Иване Пет­ровиче Белкине или Лермонтовым в Мак­симе Максимыче. Симпатизируя типу «смир­ному», выступая против напускного де­монизма, фальшивой страстности героев А. Марлинского или лермонтовского Грушницкого, Григорьев, однако, считал, что тип «блестящий действительно»,

86

 

«страстный действительно», «хищ­ный действительно» — вроде Печо­рина — имеет в природе и истории свое «оправдание», ибо вносит в жизнь нужное ей тревожное начало.

В молодости Островский и Григорьев были очень близки друг другу, они входили в один литературно-художественный кружок и тесно общались. Григорьев был восторжен­ным почитателем творчества Островского. Можно предположить, что образом Паратова (начиная с присвоенной ему драматургом фамилии, значение которой нам уже извест­но) Островский творчески полемизирует со своим покойным другом. Во что теперь превра­тился «хищный» тип, осталось ли в нем хоть что-нибудь от истинной страстности, от той широты натуры и той стихийности, ко­торые хотел бы в нем найти Григорьев и ко­торыми он в свое время этот тип оправды­вал?

Паратов, каким он был годом ранее, или, точнее, каким он существует в воспомина­ниях и рассказах Ларисы, еще обладает мно­гими привлекательными чертами «хищного» типа. Вновь явившегося в Бряхимов Пара­това Островский подвергает суровому испы­танию на подлинную страстность, на подлин­ную безоглядность и истинную широту души.

Когда Лариса, сделав свои признания, опомнившись, просит: «Сергей Сергеич, я сказала вам то, чего не должна была гово­рить; я надеюсь, что вы не употребите во зло моей откровенности», Паратов на это реагирует с благородным возмущением:

87

 

«Помилуйте, за кого же вы меня принима­ете! Если женщина свободна, ну, тогда другой разговор... Я, Лариса Дмитриевна, чело­век с правилами, брак для меня дело священ­ное. Я этого вольнодумства терпеть не могу». Заявление вполне успокоительное.

Однако Паратов стал обладателем чу­жой тайны, которую можно употребить во зло. Как-то он распорядится тем, что он узнал? Сдержит ли он свое слово? Ведь нам он уже показал свою способность к полу­правде. Не заведет ли она этого себялюбца на путь зла? Окончание диалога уже вну­шает нам на этот счет серьезные опасения.

Паратов. Позвольте узнать: ваш буду­щий супруг, конечно, обладает многими достоинствами?

Лариса.Нет, одним только.

Паратов.Немного.

Лариса.Зато дорогим.

Паратов.А именно?

Лариса. Он любит меня.

Паратов.Действительно дорогим; это для домашнего обихода очень хорошо.

Так завязывается новый узел в отно­шениях между Ларисой и Паратовым: тот стал обладателем нескольких тайн, на что вовсе не рассчитывал, отправляясь в дом Огудаловых. Теперь он знает не только то, что Лариса любит его по-прежнему, но и то, что Лариса ценит в Карандышеве его спо­собность любить. Вот это Паратов пытается тут же дискредитировать, принизить, обес­ценить, хотя еще несколькими минутами ранее всячески добивался от Ларисы призна­ния в любви. Дорогое для Ларисы достоин-

88

 

ство Карандышева Паратов иронически и безапелляционно объявляет пригодным всего лишь «для домашнего обихода».

Паратов—«широкий», «страстный», «хищный» тип, оказавшись в трудном положении легко и победно вышел из него. Он как будто не только не уронил себя, но нанес болезненный удар счастливому со­пернику, которого и в глаза еще не видел. Как, однако, он далее будет выходить из испытаний, перед которыми его ставит ситуа­ция, им же самим созданная? Что в нем победит: уважение к «правилам», отношение к браку как «делу священному» или само­любивое нежелание примириться с пораже­нием, которое он уже попытался было красиво выдать за «уступку обстоятельствам», от него не зависящим?

Когда сразу же после этой сцены Пара­тов встречается с Карандышевым, он, явно прибедняясь, рекомендует себя Юлию Капитонычу человеком «с большими усами и малыми способностями». Тот гласно ни за что не признает в себе недостаток способ­ностей. Сергей Сергеич же делает это не­принужденно, ибо предполагается, что реаль­но он человек с большими дарованиями. Та­ким ведь его воспринимает и Лариса, имея в виду, разумеется, не способность к ком­мерции, а высокое дарование чувствовать жизнь во всей ее глубине и полноте, жить страстно, самозабвенно.

Когда ранее, стоя у окна, Карандышев увидел подъезжавшего к дому Паратова, он весьма проницательно заметил: «Четыре иноходца в ряд и цыган на козлах с куче-

89

 

ром. Какую пыль в глаза пускает! Оно, конечно, никому вреда нет, пусть тешится; в сущности-то и гнусно, и глупо».

Слова «пусть тешится» оказались вещими. Правда, однако, в том, что пусканием пыли в глаза» самолюбиво занимаются они оба — каждый в меру своих сил. И в том правда, что каждому их них надобно «потешиться», но Паратов, разумеется, делает это более умело, изощренно и, как окажется, более жестоко, чем Карандышев.

Паратов умеет «тешить себя» по-разному. Ведь только что в сцене с Ларисой он ужепотешил себя, выпытав признание в любви и ответив на него ссылкой на обстоятель­ства.

Теперь ему трудно не потешиться над человеком, которому он «уступает» Ларису. Оснований и поводов для этого предоста­точно. Паратов затевает ссору. Коса находит на камень. И только ради Огудаловой, го­товой «на колени броситься» перед Парато­вым, тот сбавляет гнев: «Благодарите Хариту Игнатьевну. Я вас прощаю. Только, мой родной, разбирайте людей!»

Примечательны тут и «я вас прощаю» (эти же слова будет говорить Карандышев Ларисе в четвертом действии), и «разбирайте людей». Паратов — человек особого разбора: из тех, кому дано гневаться и миловать. Но за всей его амбициозностью начинаешь ощущать чувство, которое может быть на­звано потребностью вымещения. На ком-нибудь ему надо вымещать горечь своих не­удач и поражений. Сначала он «отделывает» Карандышева в гневе — отчасти напускном,

90

 

искусственно подогретом. Потом, знакомя с Робинзоном, которого Юлий Капитоныч искренне принимает за лорда, ставит Карандышева в положение шута.

Паратову, дабы убедить и себя и других в том, что он человек особого разбора, мало лишь «потешиться», ему надобно над кем-нибудь поглумиться, кого-нибудь потоп­тать. Войдя во вкус, он уже не может удов­летвориться только что имевшим место глумлением и замышляет какое-то новое. Но, как это часто бывает в драме, где по­ступки заводят человека гораздо далее первоначальных намерений, объектом паратовского топтания станет не только Юлий Капитоныч.

В последнем, очень коротеньком, явле­нии второго действия завершается «завязка» всей коллизии.

Вожеватов. Понравился вам жених?

Паратов.Чему тут нравиться!. Кому он может нравиться! А еще разговаривает, гусь лапчатый.

Вожеватов.Разве было что?

Паратов.Был разговор небольшой. Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал. Да погоди, дружок, я над тобой, дружок, потешусь. (Ударив себя по лбу.) Ах, какая мысль блестящая! Ну, Робин­зон, тебе предстоит работа трудная, ста­райся...

Вожеватов.Что такое?

Паратов.А вот что... (Прислуши­ваясь.) Идут. После скажу, господа.

Тут в реплике Паратова есть ключевые слова: «Топорщился тоже, как и человек,

91

 

петушиться тоже вздумал». Они углубляют тему пьесы.

Еще при жизни Островского критика отмечала в его творениях «переклички» сМ. Е. Салтыковым-Щедриным. Пишут на эту тему и современные исследователи. Анализируя пьесу «На всякого мудреца довольно простоты», В. Лакшин показал, как глубоко она связана с мотивами сатиры Салтыкова-Щедрина1.

В «Бесприданнице» тоже можно обна­ружить точки прямого сближения Остров­ского с великим сатириком. Слову «топор­щиться» Салтыков-Щедрин в начале семи­десятых годов посвятил целую сатириче­скую филиппику. В цикле «Итоги» (1871) он издевается над «прогрессистами-публи­цистами», преувеличивающими положитель­ные последствия реформы 1861 года. Она, говорит автор «Итогов», пробудила в людях потребности, которых не удовлетворила. А «прогрессисты» обвиняют этих людей в неблагодарности и заносчивости. «Курицы­ны дети! — восклицают хором прогрессисты-литераторы и прогрессисты-публицисты. — Посмотрите! Тоже топорщатся! Шеи вытя­гивают, на цыпочки становятся!»

Позиция явных реакционеров и властей предержащих сатирику более «симпатична». Те действуют просто устрашением и окри­ком: «Рожна, что ли, нужно?» Тут все коротко и ясно. Позиция же «прогрессиста» постыдна, ибо «для него презрителен самый вид „топорщащегося"человека, да и самое

1 Новый мир, 1969, № 12. 92

 

слово „топорщиться"именно с той целью заимствовано из лексикона теплых русских слов, дабы в нарочито омерзительном виде изобразить претензию человека на челове­ческий образ».

Так вот оно что! Прибегая к словам «топорщился тоже», Паратов буквально по­вторяет щедринского «прогрессиста». Карандышев и впрямь «вытягивает шею» и «на цыпочки становится». Он еще будет так поступать снова. Но за его смешным и урод­ливым «вытягиванием шеи» — желание от­стоять свое человеческое достоинство, за­явить о правах своей личности. Салтыков-Щедрин с возмущением говорит в «Итогах» о «прогрессистах», пресекающих, «обузды­вая и укрощая», любые попытки «пришиб­ленного», обреченного на «ползание» чело­века «сделать человеческий жест».

Читал ли Островский эти страницы? Салтыков-Щедрин хорошо знал пьесы Ост­ровского и в своей публицистике во многих случаях прямо на них ссылался. А здесь, в «Бесприданнице», Островский, в свою оче­редь, развивает один из мотивов этой публи­цистики.

Отметим любопытную подробность в творческой истории пьесы. В сохранившей­ся авторской рукописи, окончание которой датировано 16 октября 1878 года, содержит­ся много дополнений и исправлений, сделан­ных после этой даты. Но слова о «топорща­щемся» Карандышеве тут еще отсутствуют1.

1 Рукописный отдел Гос. библиотеки им. В. И. Лени­на, ф. М., 3096, 3.

93

 

Они были введены в текст в самые последние дни, перед отсылкой рукописи в Петербург.

Далее мы отметим еще несколько случаев переработки и доработки драматургом важнейших мест в пьесе, относящихся к тем же дням. Как можно судить по сохранив­шимся материалам, некоторые существеннейшие сцены и реплики были записаны драматургом задолго до того, как стал складываться связный текст всей пьесы Зато другие появились только в последний момент, когда мысль художника уже была напряжена до предела, а пьеса — как будто уже и закончена.

Вложив в уста Паратова слова возмуще­ния тем, что Карандышев «топорщился тоже, как и человек», Островский придал всей коллизии дополнительные аспекты. Паратов, «обуздывая и укрощая», пользуется приема­ми, распространенными в самодержавно-полицейском государстве. Только применя­ет он их в сфере частных, личных отношений. Так совершается в пьесе еще один идейно-тематический «переход»: неприязнь Парато­ва к Карандышеву обретает сложное содер­жание и диктуется не только самолюбием и ревностью, но и мотивами общественно-историческими, социальными.

Завершается второе действие в момент, когда Паратову приходит в голову еще раз потешиться над женихом Ларисы, которого она все-таки ценит за его любовь к ней. «Мысль блестящая» — это мысль предста­вить соперника в нарочито омерзительном виде и перед невестой, и перед всем обще-

94

 

ством. Мы увидим, как Паратов изощренно преследует свою цель, как его стараниям будет способствовать сам Карандышев, которого станут топтать без снисхождения и жалости.

Однако драматическая диалектика развивающихся далее отношений проявится все же в том, что «сделать человеческий жест» удастся в конце концов все-таки Карандышеву, а не Паратову.

ГЛАВА V

Третье действие.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1063; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!