Тема 9. ТВОРЧЕСТВО В.ВЫСОЦКОГО В КОНТЕКСТЕ ЖАНРА АВТОРСКОЙ ПЕСНИ.



История авторской песни помогает объяснить двойственность времени «оттепели». Появление нового жанра было многосторонне подготовлено деятельностью поэтов-глашатаев, а также требованиями стремительно меняющейся действительности. 

Творчество В.Высоцкого – одна из самых ярких страниц в отечественной культуре конца 60-х – 70-х годов. Талантливый актер, поэт и темпераментный исполнитель своих песен, Высоцкий создал в своем творчестве «устойчивый, но многоликий образ, импонирующий самым разным зрительским слоям». При всем тематическом многообразии лирики поэта, главную тему его творчества можно сформулировать как поиски героического начала, тоска по идеалу. В художественном мире Высоцкого нет гармонии, его лирический герой – человек, внезапно обнаруживший катастрофичность мира. Часто героем лирики становится городской маргинал, усилия которого направлены на выживание. Но автор не совпадает со своими «ролевыми» героями: грань, разделяющая позиции авторов и его героев, обнаруживается там, где последним недоступно усилие преодоления.

П л а н

1. Общая характеристика жанра «авторской песни».

2. Место В.Высоцкого в русском искусстве.

3. Тематическое разнообразие лирики Высоцкого: военная, любовная, сатирическая, философская и др. лирика.

4. Мотивы Судьбы и Преодоления в поэзии Высоцкого.

5. Образ лирического героя в поэзии В.Высоцкого. Лирический герой и герой ролевой лирики: способы разграничения.

6. Проблема традиций и новаторства в лирике Высоцкого.

7.* Индивидуальные сообщения по творчеству Б.Окуджавы, Н.Матвеевой, А.Галича, Ю.Визбора и других бардов.

 

Список литературы

Высоцкий В. Братские могилы. Он не вернулся из боя. Охота на волков. Натянутый канат. Бег иноходца. Чужая колея. Горизонт. Надежда. Упрямо я стремлюсь ко дну. Баллада о любви. Прощание с горами. Диалог у телевизора. Я не люблю (и др. по выбору).

Высоцкий В.С.: Исследования и материалы. – Воронеж, 1990.

Крымова Н. Мы вместе с ним посмеемся (О языке поэзии В.Высоцкого) // Дружба народов. – 1985. - №8.

Кто мы? Русская литература и В.Высоцкий: (Подборка материалов) // Россия – 1994. - №3.

Кулагин А. Бесы и Моцарт: Пушкинские мотивы в поздней лирике Высоцкого // Литературное обозрение. – 1993. - №3,4.

Лавлинский Л. Без микрофона. (О стихотворениях В.Высоцкого) // Лавлинский Л. Мера времени, мера вечности: Статьи о современной литературе. – М., 1986.

Намакштанская И.Е. «Смотрины» В.Высоцкого и «Свадьба» Б.Пастернака // Русская речь. – 1996. - №1.

Новиков В. Владимир Высоцкий и Владимир Маяковский (о влиянии поэзии В.Маяковского на В.Высоцкого) // Знамя. – 1993. - №7.

Скобелев А., Шаулов С. Менестрели наших дней // Литературная Грузия. - 1988. - №4.

Тема 10. МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ПОЭЗИИ Н.ЗАБОЛОЦКОГО

Жизненный и творческий путь Н.Заболоцкого (1903-1958гг.) раскрывает драму многих художников его поколения. Участие в организации ОБЕРИУ, плодотворная творческая работа, вызывавшая противоположные оценки современников, репрессии, ссылка, многолетнее молчание, изредка прерываемое публикациями – вехи его непростой судьбы.

Поэзия Н.Заболоцкого, неотделимая от своего времени, поражает оригинальностью, особой пластикой образов, неповторимым звучанием. Богатству тем и мотивов, встречающихся у Заболоцкого, отвечает и разнообразие применяемых им художественных средств. С одинаковой легкостью прибегает поэт к обстоятельному эпическому повествованию («Рубрук в Монголии»), к величавой патетике оды («Город в степи», «Творцы дорог»), к элегии («Завещание») и даже к романсу ("Можжевеловый куст"). Н.Заболоцкий обогатил отечественную поэзию великолепными образцами философской лирики, раскрывающей взаимоотношения человека и природы. Творчество его «вместило огромные пласты отечественной и мировой культуры, и он смог развить достижения русской поэзии от классицизма до модернизма».

 

П л а н

1. Периодизация творчества Н.Заболоцкого.

2. Образ города в ранней лирике Н.Заболоцкого.

3. Натурфилософская концепция поэта.

4. Социальные и исторические темы в поэзии Заболоцкого.

5. Особенности художественного мира и языка в стихах Н.Заболоцкого. Связь с ОБЕРИУтами и ее отражение в поэтике Заболоцкого.

 

Список литературы

Заболоцкий Н. Читайте, деревья, стихи Гезиода. Я не ищу гармонии в природе. Некрасивая девочка. Поэт. О красоте человеческих лиц. Не позволяй душе лениться. Завещание. Венчание плодами. Север. Где-то в поле возле Магадана и другие стихи 40-50-х гг.

Бровар В.В. О языке поэзии Заболоцкого // Русская речь. - 1991. - №2.

Верстаков В. Поэзия: Н.Заболоцкий // Литературная Россия. – 1998. - №2.

Вязьминова Л. «Не слишком тонок был резец…» (попытка анализа творческого пути) // Литература (приложение) – 1996. - №32.

Зайцев В.А. Образ мирозданья // Русская словесность. – 1997. - №2.

Красильникова Е.В. Птицы. Образные связи в поэзии Н.Заболоцкого // Поэтика и стилистика: 1988-1990. – М., 1991.

Разводова О.А. «Душа в невидимом блуждала…»: Н.Заболоцкий // Русская литература. Писатели ХХ века: книга для учителя. – Вып.1. – Воронеж, 1994.

Семенова С. «Благодатная жажда творения»: Натурфилософская поэзия Н.Заболоцкого // Литературная учеба. – 1989. -№4.

Турков А. Николай Заболоцкий: Жизнь и творчество. Пособие для учителей. – М., 1981.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!