Тема 1. ЛИРИКА И ЭПОС ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ПОЭМА А.ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»)
УДК 882(09) Рекомендовано к изданию ББК 83.3(2Рос = Рус)6 методическим объединением Научно-координационного центра по профилю «филология» (ВГПУ-ВОИПКРО) Научный редактор: докт. филол. н., проф. А.Б. Удодов Русская литература 1940-1970-х годов:Практикум для студентов филологических специальностей университетов / Сост. Е.Е.Рогова. – Воронеж: «Истоки», 2008. – 21 с. В пособии даны тематика и планы практических занятий, методические рекомендации и комментарии по темам, списки художественной и научно-критической литературы. Издание подготовлено в Научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса ХХ века (ВГПУ). УДК 882(09) ББК 83.3(2 Рос = Рус) 6 © Рогова Е.Е., 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации……………………………………………..4
1. Лирика и эпос Великой Отечественной войны (Поэма А.Твардовского «Василий Теркин»)……………………………………..5
2. Особенности «военной прозы» 60-70-х годов (по роману Ю.Бондарева «Горячий снег») …………………………………………...6
|
|
3. Повесть В.Распутина «Последний срок» в контексте «деревенской прозы»………………………………………………………………………7
4. Идейно-художественные особенности «городской прозы» (на материале повести Ю.Трифонова «Обмен») …………………………………8
5. «Экологическое» направление в литературе 60-70-х годов (по книге В.Астафьева «Царь-рыба»)……………………………………………….9
6. «Герой своего времени» в драматургии 60-70-х годов (пьеса А.Вампилова «Утиная охота»)…………………………………………..11
7. Проблематика и поэтика романа Ч.Айтматова «Буранный полустанок»………………………………………………………………………..12
8. Лирика В.Вознесенского в социокультурных процессах «оттепели» 1960-х годов………………………………………………………………13
9. Творчество В.Высоцкого в контексте жанра авторской песни…….14
10. Мотивы и образы поэзии Н.Заболоцкого…………………………..16
11. Открытие «лагерной» темы в рассказе А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»………………………………………………………17
12. Смысложизненные проблемы в романе А.Солженицына «Раковый корпус»……………………………………………………………………18
|
|
13. Народная трагедия в поэме А.Ахматовой «Реквием»……………..19
14. Идейно-художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» …………………………………………………………………..20
Методические рекомендации
«Русская литература 1940-1970-х годов» является частью общего курса истории русской литературы. Данный курс необходим для формирования целостного представления о русской литературе ХХ века; при этом выявляются особенности литературного процесса в 1940-1970-е годы. Указанный исторический период чрезвычайно важен для русской литературы, так как именно в это время происходит не только развитие основных тенденций предшествующего периода, но и рождение и накопление новых. Это способствовало расцвету русской литературы в период «оттепели», а также закладывало необходимые основы для появления принципиально иных взглядов на творчество в последующем периоде (литература андеграунда). В целом можно говорить о постепенном раскрепощении русской литературы в идейно- тематическом, жанровом, стилевом отношении в сравнительно небольшой исторический период и огромном значении этого этапа для формирования новейшей русской литературы, открытой прогрессивным достижениям мировой культуры при сохранении ее самобытности.
|
|
Цель курса «Русская литература ХХ века (3 часть)» – познакомить студентов с основными тенденциями литературы в 1940 – 1970-е годы, с деятельностью и творчеством выдающихся писателей этого периода. Данной цели можно достичь, решив следующие задачи:
1. Дать общую характеристику фактов русской литературы указанного периода в контексте общественно- политических и историко-культурных событий.
2. Выявить наиболее важные этапы и тенденции в развитии литературы.
3. Ознакомить с творческими исканиями отдельных писателей и общей картиной литературной жизни страны.
4. Раскрыть и закрепить основные теоретические понятия необходимые для освоения данного курса.
5. Совершенствовать умения и навыки анализа художественных текстов студентами.
В результате изучения предлагаемого курса студенты должны представлять хронологию основных этапов, объяснять тенденции и логику развития литературы указанного периода; знать факты биографии и творческой деятельности писателей, поименованных в списке литературы, развивать навыки и умения анализа художественных текстов по программе; усвоить содержание таких понятий, как «деревенская», «лейтенантская», «условно-метафорическая» проза, «тихая» и «громкая» лирика, «авторская» песня, «возвращенная» литература, «андеграунд» и «самиздат». Некоторые темы курса изучаются студентами самостоятельно, поэтому их знакомство с текстами художественных произведений, осмысление своеобразия художественной формы и стиля писателя, изучение научно-критической и литературоведческой литературы является необходимым условием работы над курсом. Предполагается также использование студентами дополнительной литературы по искусству, философии и другим наукам для осуществления культурологического подхода к изучению конкретного материала по русской литературе.
|
|
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1V курса дневного отделения факультета русского языка и литературы ВГПУ, а также может быть использовано на заочном отделении. В соответствии с учебным планом на практические занятия по Русской литературе ХХ века (3 часть) отводится 12 часов. В данной методической разработке предлагается 14 тем занятий (28 часов), что позволяет преподавателю варьировать содержание учебного плана - в том числе и при использовании данного пособия в образовательных программах высших учебных заведений по профилю «филология».
Тема 1. ЛИРИКА И ЭПОС ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ПОЭМА А.ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»)
В суровые военные годы главенствующее положение в литературе заняли поэзия и публицистика как наиболее мобильные и оперативные жанры. Настоящей летописью Великой Отечественной войны, «литературным памятником эпохи» стала поэма А.Твардовского «Василий Теркин». Тезис правды, положенный в основу поэмы, приверженность А.Твардовского к «речи нелукавой» позволили поэту убедительно рассказать о трудном пути, которым «проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат». Главный герой поэмы изображен в двух планах: конкретно-личностном и надличностном. Автор показывает и индивидуальность Василия Теркина, и в то же время типизирует его черты. В нем воплощены глубоко национальные качества русского человека.
П л а н
1. Место поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» в литературе периода Великой Отечественной войны. История создания и публикации поэмы.
2. Жанровое своеобразие поэмы «Василий Теркин».
3. Типическое и исключительное в образе главного героя.
4. Принципы изображения военного времени в поэме А.Твардовского:
а) хронологичность в описании этапов Великой Отечественной войны;
б) сочетание лирики и эпоса: лирические отступления – их тематика и значение; «частные» и «общие» масштабы изображения военных эпизодов;
в) сочетание бытовых реалий и символики, героики и юмора;
г) выявление связи прошлого с настоящим.
Список литературы
Твардовский А. Василий Теркин.
Воспоминания об Александре Твардовском. – М., 1982.
Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева, Н.А.Грозновой. – Л., 1989.
Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М., 1978.
Любарева Е.П. Эпос Твардовского. – М., 1989.
Македонов А. Творческий путь Твардовского. Пути и дороги. – М., 1981.
Тема 2. ОСОБЕННОСТИ "ВОЕННОЙ ПРОЗЫ" 1960-70-Х ГГ. (ПО РОМАНУ Ю.БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ»)
Ю.Бондарев принадлежит к «поколению лейтенантов», которое пришло в литературу в конце 50-х годов со своим знанием о войне, со своим опытом. Роман «Горячий снег» (1965-69 гг.) отражает основные черты, характерные для «лейтенантской прозы»: доминирование лирического начала, психологическая достоверность, философичность повествования, изображение «окопной правды», трагический пафос и другие.
П л а н
1. Основные типологические черты литературы 1960-70-х гг. о Великой Отечественной войне.
2. Особенности изображения Сталинградской битвы в романе Ю.Бондарева «Горячий снег»:
а) художественное пространство романа;
б) иерархия образов, принципы изображения героев на разных уровнях командования (высшее командование, младший офицерский состав, солдаты);
в) психологизм повествования.
3. Смысл сопоставления Кузнецова и Дроздовского:
а) взаимоотношения героев, как их воспринимают окружающие: меняется ли оценка героев другими персонажами на протяжении романа?
б) взгляды героев на жизнь, смерть, любовь, отношение к людям;
в) авторская характеристика героев и способы ее выражения.
4. Трагизм образов и событий в романе «Горячий снег».
5*. Своеобразие разработки военной темы в других романах Ю.Бондарева («Берег», «Выбор»).
Список литературы
Бондарев Ю. Горячий снег. Берег*. Выбор*.
Горбунова Е. Проблема выбора и вины: к спорам вокруг романов Ю.Бондарева // Октябрь. – 1988. - №5.
Идашкин Ю. Сильнее смерти: военные произведения Ю.Бондарева // Идашкин Ю. В. Юрий Бондарев. – М., 1987.
Лайдерман Н. Испытание на человечность: о жанровой доминанте романов Ю.Бондарева // Литературная учеба. – 1979. - №1.
Овчаренко А. Романы Ю.Бондарева // Овчаренко А. Большая литература. – М., 1988.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 891; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!