Тема 3. ПОВЕСТЬ В.РАСПУТИНА «ПОСЛЕДНИЙ СРОК»
В КОНТЕКСТЕ «ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ»
«Деревенская» проза возникла на уникальной почве – исторической реальности, приведшей в России к смене эпох в немыслимо короткие сроки. Этим обстоятельством обусловлены острые коллизии, утрата прежних идеалов, согласия сельского мира с самим собой… Но деревенская тема является и сама уникальным объектом, где невозможно за бытовыми или производственными проблемами скрыть проблемы духовно-нравственные, социально-исторические, онтологические.
В.Распутин стоит в ряду других наших замечательных писателей-«деревенщиков», таких как Ф.Абрамов, С.Залыгин, В.Астафьев, Б.Можаев и других. Распутин в своих произведениях создает образ народной жизни с ее этикой, философией, эстетикой. Содержанию повестей соответствуют композиция, его стилистическая манера, приемы создания образов, среди которых и ретроспективные отступления, и сны героев, и диалоги , построенные по принципу самораскрытия «определенного типа сознания».
П л а н
1. «Деревенская» проза: время и причины появления этого литературного течения, динамика развития, идейно-художественные особенности.
2. Проблематика повести В.Распутина «Последний срок»:
а) проблема «отцов» и «детей»,
б) нравственные аспекты жизни людей города и деревни,
в) проблема смысла жизни, мотивы угасания жизни,
г) проблема гибели деревни,
д) проблема перерождения природы,
е) проблема сохранения памяти «родного дома», памяти «земли», памяти о предках и др.
|
|
3. Старуха Анна как типичный герой «деревенской» прозы. Принцип оппозиции «старшего» и «младшего» поколений в системе образов (Анна Степановна, Мирониха / Варвара, Михаил, Илья, Люся, Танчора). Психологизм повествования.
4. Смысл названия повести «Последний срок».
5*. Развитие темы угасания многовековой крестьянской цивилизации в повестях В.Распутина «Прощание с Матерой», «Пожар».
Список литературы
Распутин В.Г. Последний срок. Прощание с Матерой*. Пожар*.
Бочаров А. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. – М., 1977.
Котенко Н. Валентин Распутин: Очерк творчества. – М., 1988.
Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х гг. – Л., 1985.
Семенова С.Г. Валентин Распутин. – М., 1987.
Тендитник Н.С. Ответственность таланта: О творчестве В. Распутина. – Иркутск, 1978.
Трыкова О.Ю. Выражение эстетического идеала в притчевом повествовании о человеке и природе // Эстетический идеал и проблема положительного героя в советской литературе (Традиции и новаторство) – М., 1987.
Тема 4. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
«ГОРОДСКОЙ ПРОЗЫ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ Ю.ТРИФОНОВА «ОБМЕН»)
|
|
Ю.Трифонов (1925 -1981) сыграл большую роль в решении такой актуальной для 60-70-х годов художественной задачи, как воплощение драматизма повседневности. Основное внимание писателя, который не отрицал своего бытовизма, занимает все же не быт, а душевные переживания человека в бытовой ситуации. Тенденция к углубленному исследованию нравственного мира современного человека, осмысление связи людей, морально-этических проблем, высокая требовательность к своему герою характеризуют произведения Трифонова «городского» цикла. Кроме того, Ю.Трифонов открывает особый уровень детализации, так называемый "язык быта", который выражается и на формальном, и на содержательном уровне.
П л а н
1. Общая характеристика «городской» прозы.
2. Проблематика повести Ю.Трифонова «Обмен»:
а) проблема соотношения духовных и материальных ценностей;
б) проблема формирования личности;
в) проблема жизненного выбора;
г) семейно-бытовые проблемы и др.
3. Внешний и внутренний мир Виктора Дмитриева: характеристика взглядов героя, его поведения, душевного состояния, отношение к семейному конфликту.
4. Духовно-нравственные итоги героя.
5. Авторская позиция в повести, способы ее выражения.
|
|
Список литературы
Трифонов Ю. Обмен.
Баруздин С. Неоднозначный Трифонов // Дружба народов. – 1987. - №10.
Добренко Е.А. Сюжет как «внутреннее движение» // Вопросы русской литературы: Вып.1. – 1987.
Иванова Н. Жизнь после смерти // Литературное обозрение. – 1987. - №8.
Овчаренко А. Снова о психологизме в творчестве Ю.Трифонова // Овчаренко А. Большая литература. – М., 1988.
Пискунов В.М. Время и место прозы Ю.Трифонова //Пискунов В.М. До самой сути. – М., 1987.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 589; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!