СТАТЬЯ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В ЖУРНАЛЕ “АД-ДАВА” (“ПРИЗЫВ”)



№ 911, понедельник, 4 мухаррам 1404 г.х.

 

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

 

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении, Которому мы приносим покаяния! Мы прибегаем к Нему от зла наших душ и наших скверных деяний. Кого Аллах ведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник. Мир и благословение Аллаха ему, его роду, его сподвижникам и всем, кто верно следует его путем!

 

На одном из собраний мы обсуждали смысл присутствия Всевышнего Аллаха рядом с творениями, и некоторые люди поняли из наших слов то, что мы совершенно не имели в виду и с чем никогда не были согласны. В результате у людей возникло много вопросов о том, как следует понимать присутствие Аллаха рядом с творениями.

 

Мы хотим, чтобы люди не делали ошибочных выводов в вопросе о присутствии Аллаха рядом с творениями. Мы также хотим, чтобы люди не говорили от нашего имени то, чего мы никогда не говорили, и чтобы люди не делали из наших слов неправильных выводов. Мы также хотим разъяснить людям смысл присутствия Аллаха рядом с творениями, потому что это славное качество относится к тем божественным качествам, которыми Всевышний Аллах охарактеризовал Себя во многих коранических аятах и которыми Его охарактеризовал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.

 

Для этого мы утверждаем следующее:

Во-первых, присутствие Аллаха рядом с творениями подтверждается Кораном, Сунной и единым мнением ранних мусульманских богословов. Всевышний сказал: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами». [Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4].

 

Он также сказал: «Воистину, Аллах – с богобоязненными и теми, кто творит добрые деяния». [Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 128].

 

Отправляя Мусу и Харуна к Фараону, Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я – с вами, и Мне все слышно и видно». [Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46].

 

А говоря о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «Если вы не окажете ему поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда его изгнали неверующие. Их было двое, и когда они были в пещере, он сказал своему спутнику: “Не скорби, ибо Аллах – с нами”». [Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40].

 

А сам Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самая лучшая вера – это осознание того, что Аллах присутствует рядом с тобой, где бы ты ни был». [Этот слабый хадис передали ат-Табарани и Абу Нуейм. См. “Силсилят аль-Ахадис ад-Даифа” (2589) и “Даиф аль-Джами ас-Сагир” 1002].

 

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя назвал этот хадис хорошим в книге “аль-Акида аль-Васитийа” (“Васитийские вероубеждения”), однако некоторые богословы сочли его слабым. Тем не менее перечисленные выше высказывания Аллаха о том, что Он присутствует рядом с творениями, однозначно свидетельствует об истинности подобных воззрений. Кроме того, все ранние мусульманские богословы были единодушны в том, что Аллах присутствует рядом со своими творениями.

 

[Если ранние мусульмане и богословы были единодушны в каком-либо из вопросов, касающихся религиозных убеждений, то для тех, кто придерживается иной точки зрения, не может быть оправдания. И если богослов ошибается, вынося самостоятельное суждение по основным вопросам религии, несмотря на то, что ему известны достоверные предания о взглядах ранних мусульман по этому поводу, то мы не можем сказать, что он получает награду за подобное ошибочное суждение. Напротив, мы называем его еретиком.

 

(Концовку этого примечания, я перенес в конец книги, где говорится о такфире, она будет полезна и уместа именно там, поэтому вернитесь в самый конец книги, если хотите прочитать ее).].

 

Во-вторых, присутствие Аллаха рядом с творениями является бесспорной истиной, однако оно полностью соответствует величию Всевышнего Аллаха и совершенно не похоже на присутствие одного творения рядом с другим. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – слышащий, видящий». [Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11].

 

Всевышний также сказал: «Знаешь ли ты другого с таким именем?» [Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 65].

 

Он также сказал: «Он не рождает и не был рожден, и нет никого, равного Ему». [Сура “аль-Ихлас” (“Чистое вероисповедание”), аяты 3-4].

 

Это относится ко всем божественным качествам, о которых упоминается в священных текстах. Все они соответствуют Его величию и не похожи на качества Его творений.

 

Ибн Абд аль-Барр сказал: «Приверженцы Сунны единодушны в необходимости веры в божественные качества, упомянутые в Коране и Сунне. Их необходимо признавать и понимать в прямом, а не переносном смысле. Однако им нельзя придавать форму и их нельзя ограничивать определенными рамками». Об этом упомянул шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в статье “аль-Фатва аль-Хамавийа” (“Хамавийская фетва”). [См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 87].

 

Шейх-уль-ислам также сказал: «Человек не имеет права думать, что одна часть откровения может противоречить другой. Кто-то может сказать, что Коран и Сунна утверждают о том, что Аллах находится над Троном и что эти утверждения противоречат очевидному смыслу высказывания Всевышнего «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» [Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4] и изречения Пророка «Когда каждый из вас встает на намаз, то Аллах оказывается перед Его Ликом» [Этот хадис передали аль-Бухари (406), Муслим (547) и другие] и т.д.

 

Такие слова являются ложью и заблуждением, потому что Аллах действительно присутствует рядом с нами и действительно находится над Троном, и оба эти утверждения одновременно подтверждаются следующим высказыванием Всевышнего: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите». [Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4].

 

Аллах поведал о том, что Он находится над Троном, но ведает обо всем происходящем, и поэтому повсюду присутствует рядом с нами. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил, что Аллах находится над Троном и ведает обо всем, что вы делаете.

[Этот хадис передали Ахмад (1/206), Абу Давуд (4723), ат-Тирмизи (3320) и Ибн Маджа (193). Он же приводится в книгах “Шарх аль-Акида ат-Тахавийа” (294/277) и “Зиляль аль-Джанна” (577), однако цепочка рассказчиков этого хадиса слабая].

 

Если арабский предлог “маа” (букв. “с, при”) используется в широком смысле, то он обозначает сочетание вещей, но не подразумевает их соприкосновения или близости справа и слева. И даже если он связан с определенными обстоятельствами, он все равно обозначает сочетание вещей при этих обстоятельствах, и поэтому мы говорим, что луна или звезды путешествовали с нами. Мы также говорим, что наша поклажа с нами, потому что она доступна нам. И это утверждение справедливо, даже если она находится над нашей головой. Что же касается Аллаха, то Он действительно присутствует рядом с творениями и действительно находится над Троном».

[См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 102-103].

 

В-третьих, присутствие Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах объемлет Свои творения знанием, могуществом, слухом, зрением, властью, господством и другими божественными качествами. При этом общее присутствие Аллаха рядом с творениями не ограничивается конкретным лицом или группой лиц, потому что Всевышний сказал: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами». [Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4].

 

Он также сказал: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились». [Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7].

 

Если же речь идет о присутствии Аллаха рядом с конкретным лицом или группой лиц, то имеются в виду божественная помощь, поддержка и наставление на прямой путь.

Примером присутствия Аллаха рядом с конкретными лицами являются следующие слова Всевышнего, обращенные к Мусе и Харуну: «Не бойтесь, ибо Я – с вами, и Мне все слышно и видно». [Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46].

 

А говоря о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, Всевышний сказал: «Их было двое, и когда они были в пещере, он сказал своему спутнику: “Не скорби, ибо Аллах – с нами”».[Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40].

 

А примером присутствия Аллаха рядом с лицами, обладающими похожими качествами, является следующее кораническое откровение: «Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми». [Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 46].

 

И похожих аятов в Коране очень много.

 

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Смысл присутствия Аллаха рядом с творениями меняется в зависимости от контекста. Всевышний сказал: «Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите». [Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4].

 

Из контекста явно видно, что смысл присутствия Аллаха рядом с творениями заключается в том, что Аллах видит людей, наблюдает за ними, заботится и ведает о них. Аллах присутствует рядом с творениями своим знанием, и этого мнения придерживались ранние мусульманские богословы. В этом и состоит очевидный и подлинный смысл этого откровения».

 

Далее он сказал: «Находясь в пещере, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, также сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо Аллах – с нами». [Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40].

 

Очевидный смысл этих слов также был истинным, и в сложившихся обстоятельствах присутствие Аллаха выражалось в Его всеобъемлющем знании, помощи и поддержке. То же самое относится к следующим словам Всевышнего: «Воистину, Аллах – с богобоязненными и теми, кто творит добрые деяния». [Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 128].

 

То же самое также можно отнести к словам, с которыми Аллах обратился к Мусе и Харуну: «Не бойтесь, ибо Я – с вами, и Мне все слышно и видно». [Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46].

 

Очевидный смысл присутствия Аллаха рядом с творениями в этих аятах заключается в божественной помощи и поддержке».

 

Далее он сказал: «Таким образом, смысл присутствия Аллаха рядом с творениями отличается от вытекающих из него выводов. Эти выводы зависят от смысла откровений и различаются в зависимости от обстоятельств». [См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 103].

 

Ибн аль-Каййим сказал: «Арабский предлог “маа” (букв. “с, при”) обозначает сочетание вещей или их соответствие по определенным признакам. При различных обстоятельствах вещи могут сочетаться различным образом, и последствия этого в каждом конкретном случае будут различными. Если говорят, что Аллах вообще присутствует рядом с творениями, то под этим подразумевается всеобъемлющее знание, могущество и власть Аллаха. Если же речь идет о частном присутствии Аллаха рядом с творениями, которое упоминается в аяте «Воистину, Аллах – с богобоязненными и теми, кто творит добрые деяния» [Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 128], под этим подразумевается обещанная им Божья помощь и поддержка. Таким образом, присутствие Аллаха рядом с творениями бывает двух видов: общее и частное. Коран подтверждает оба вида этого присутствия, и соответствующие откровения отличаются не только лексически, но и по смыслу». [См. книгу шейха Ибн аль-Мусали “Мухтасар ас-Саваик”, стр. 409].

 

Ибн Раджаб в комментариях к двадцать девятому хадису из сборника “аль-Арбаун ан-Нававийа” (“Сорок хадисов ан-Навави”) отметил, что частное присутствие Аллаха рядом с творениями подразумевает Его помощь, поддержку и заботу, тогда как общее присутствие подразумевает то, что Аллах ведает о Своих творениях, знает о них и наблюдает за их деяниями.

Ибн Касир в толковании аята о присутствии Аллаха рядом с творениями из суры “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”) сказал: «По этой причине многие богословы утверждали, что все мусульманские богословы единодушны в том, что Аллах присутствует рядом с творениями Своим знанием. Вне всякого сомнения, именно таков смысл этого аята. Однако наряду с этим Аллах объемлет Свои творения слухом и зрением. Он наблюдает за Своими творениями, и ни одно деяние не может быть сокрыто от Него».

 

В-четвертых, присутствие Аллаха рядом с творениями не означает того, что Аллах находится среди них и разделяет с ними пространство. Между этими утверждениями нет никакой связи, потому что нахождение Великого и Могучего Аллаха среди творений Своей божественной сущностью невозможно. А высказывания Аллаха и Его посланника не могут быть неправильными или обозначать невозможное.

 

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в книге “аль-Акида аль-Васитийа” (“Васитийские вероубеждения”) писал: «Откровения о том, что Аллах присутствует рядом с нами, не означают того, что Он находится среди своих творений. Арабский язык не обязывает нас делать именно такой вывод. Луна является одним из знамений Всевышнего Аллаха. Это сравнительно небольшое творение Аллаха находится на небесах, но мы говорим, что луна рядом с путешественниками или людьми вообще, где бы они ни находились». [См. книгу Мухаммада Халиля Харраса “Шарх аль-Акида аль-Васитийа”, стр. 115].

 

Только пантеисты, относящиеся к ранним джахмитам и им подобным, говорят, что божественная сущность Аллаха находится повсюду. Аллах превыше того, что они приписывают Ему! Воистину, они говорят ужасную ложь!

 

Праведные предки и мусульманские богословы, которым привелось столкнуться с подобной ересью, опровергали эти порочные взгляды, которые подразумевают наличие у Аллаха недостатков и противоречат высокому положению Аллаха над творениями.

 

Как может человек говорить, что божественная сущность Всевышнего Аллаха присутствует повсюду и что Он находится среди своих творений, если Сам Аллах сказал: «Его престол объемлет небеса и землю»? [Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 255].

 

Он также сказал: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней в Руке Его, а небеса будут свернуты Его Десницей». [Сура “аз-Зумар” (“Толпы”), аят 67].

 

В-пятых, присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями не противоречит тому, что Аллах вознесся на небеса и находится над Своими творениями. В священных текстах говорится о том, что божественная сущность и божественные качества Аллаха возвышены. Всевышний сказал: «Он – Возвышенный, Великий». [Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 255].

 

Он также сказал: Славь имя Господа твоего Всевышнего». [Сура “аль-Аля” (“Всевышний”), аят 1].

 

Он также сказал: «Скверно описание тех, кто не верует в будущую жизнь, а описание Аллаха – самое прекрасное, ведь Он – Могущественный, Мудрый». [Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 60].

 

Высокое положение Аллаха подтверждается многочисленными текстами из Корана и Сунны, единым мнением праведных мусульманских богословов, логическими аргументами и человеческим подсознанием.

 

Что касается доказательств их Корана и Сунны, то их настолько много, что всех их практически невозможно перечислить. Всевышний сказал: «Власть же принадлежит только Аллаху, Высокому, Великому». [Сура “Гафир” (“Прощающий”), аят 12].

 

Всевышний также сказал: «Он – Одолевающий и находится над Своими рабами». [Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 18].

 

Он также сказал: «Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете цену Моему увещеванию!». [Сура “аль-Мульк” (“Власть”), аяты 16-17].

 

Он также сказал: «Ангелы и дух восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет». [Сура “аль-Мааридж” (“Ступени”), аят 4].

 

Он также сказал: «Скажи, что Святой Дух спустился с ним от твоего Господа». [Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 102].

 

На эту тему есть еще много других аятов.

 

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Неужели вы не доверяете мне, тогда как я являюсь доверенным Того, Кто на небе?». [Этот хадис передали аль-Бухари (3344) и Муслим (1064].

 

Он также сказал: «Трон находится над водой, а Аллах находится над Троном». [Это – отрывок из слабого хадиса, который передали Ахмад (1/206), Абу Давуд (4723), ат-Тирмизи (3320) и Ибн Маджа 193].

 

А во время проповеди в день Арафы, когда люди засвидетельствовали, что он донес послание, выполнил миссию и дал самые искренние наставления, он показал рукой на небо и сказал: «О Аллах! Будь же свидетелем!». [Этот хадис передали Муслим (1218), Абу Давуд (2/1905) и Ибн Маджа 2/3074].

 

А когда на вопрос о том, где находится Аллах, рабыня сказала, что Аллах находится на небе, он согласился с этим и сказал ее господину: «Отпусти ее, потому что она – правоверная». [Этот хадис передали Муслим (537), Абу Давуд (1/930) и ан-Насаи 3/14-16].

 

На эту тему также есть много других хадисов.

 

Что касается единого мнения мусульман, то все ранние богословы были единодушны в необходимости веры в высокое положение Всевышнего Аллаха, о чем рассказывали многие праведные предки. [Дополнительные сведения о высказываниях мусульманских богословов на эту тему вы найдете в книге “Мухтасар аль-Улувв ли аль-Алий аль-Гаффар” имама аз-Захаби с уточнениями шейха аль-Албани].

 

Что касается логических доводов, то здравый смысл подсказывает нам, что высокое положение является качеством совершенства, тогда как низкое положение является недостатком, а Всевышний Аллах обладает только качествами совершенства и лишен недостатков.

Что же касается человеческого подсознания, то каждый молящийся чувствует, что его душа непременно устремляется в небеса, и для этого человеку не надо изучать Писание или посещать лекции.

 

Высокое положение Всевышнего Аллаха, которое подтверждается этими неопровержимыми доводами, совершенно не противоречит тому, что Аллах присутствует рядом с творениями. Объяснить это можно различными способами.

 

Во-первых, Всевышний Аллах поведал об этом в Своем безупречном Писании, различные утверждения которого не могут быть противоречивыми. Если бы они действительно были противоречивыми, то Аллах не ниспослал бы их в Своем писании. Всевышний сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то они обнаружили бы в нем множество противоречий». [Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 82].

 

Во-вторых, даже творения могут находиться высоко в небе, но в то же время присутствовать рядом. Мы говорим, что луна путешествовала вместе с нами, и подобное выражение не считается противоречивым, хотя всем хорошо известно, что люди путешествуют по земле, а луна – по небу.

 

И если подобное возможно в отношении творений, то что можно сказать о Творце, Который объемлет все сущее? Комментируя высказывание шейх-уль-ислама Ибн Теймийи о присутствии луны рядом с путешественником, шейх Мухаммад Халиль Харрас писал: «Он привел в пример луну, которая находится на небе, но в то же время присутствует рядом с путешественником или людьми вообще, где бы они ни находились. И если подобное возможно в отношении луны, которая является всего лишь небольшим творением Всевышнего Аллаха, то почему это не может быть возможно в отношении Проницательного и Всеведущего Господа, Который объемлет Свои творения знанием и могуществом? Аллах наблюдает за Своими рабами, слышит и видит их, ведает об их секретах и тайных беседах. Более того, вся вселенная вместе с небесами и землей, от Трона до поверхности земли, распростерта перед Ним и подобна лощинному ореху в человеческой руке. Разве Тот, кто обладает такими качествами, не может присутствовать рядом со своими творениями, будучи при этом высоко над ними, над Троном?». [См. “Шарх аль-Акида аль-Васитийа”, стр. 115].

 

В-третьих, даже если бы творения были не способны присутствовать рядом и в то же время находиться очень далеко, это не означало бы того, что Творец не может обладать такими качествами. Аллах абсолютно не похож на свои творения, и поэтому Он сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». [Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11].

 

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в книге “аль-Акида аль-Васитийа” (“Васитийские вероубеждения”) писал: «Коранические аяты и хадисы, в которых упоминается о близости Аллаха и Его присутствии рядом с творениями, не противоречат высокому положению Аллаха, потому что ни одно божественное качество не похоже на качества творений. Он – Возвышенный, но в то же время Он близок. Он – Близкий, но в то же время Он находится очень высоко». [См. “Маджму аль-Фатава”, т. 3, стр. 143].

 

И в заключении коротко сформулирую основные положения этого вопроса.

Во-первых, присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями подтверждается Кораном, Сунной и единым мнением праведных мусульманских богословов.

 

Во-вторых, присутствие Аллаха рядом с творениями является истиной, соответствует величию и совершенству Аллаха и не похоже на присутствие одного творения рядом с другим.

В-третьих, присутствие Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах объемлет их Своим знанием, могуществом, слухом, зрением, властью и господством.

 

В-четвертых, это абсолютно не означает того, что Всевышний Аллах находится среди творений и разделяет с ними пространство.

 

В-пятых, если мы поняли смысл сказанного выше, то нам должно быть ясно, что присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями не противоречит тому, что божественная сущность Его находится на небесах, над Троном. Пречист Аллах и хвала Ему! Мы не в состоянии воздать Ему хвалу надлежащим образом, ибо только Он способен на это. Мир и благословение рабу и посланнику Аллаха Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам!

 

Нижайший раб Всевышнего Аллаха

Мухаммад ибнСалих аль-Усеймин.

[Конец примечания].

 

 

7-8 Высказывания Всевышнего: «Мы ближе к нему, чем яремная вена» [Сура “Каф” (“Каф”), аят 16] и высказывание Всевышнего: «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого». [Сура “аль-Вакиа” (“Неотвратимое”), аят 85].

 

По мнению толкователей, под близостью в этих аятах подразумевается присутствие ангелов.

 

Ответ:

Подобное толкование не является искажением очевидного смысла откровений, что становится ясно каждому, кто задумывается над их смыслом.

 

Что касается первого аята, то контекст обсуждаемого откровения свидетельствует в пользу правдивости такого толкования. Всевышний сказал: «Мы создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Два ангела сидят справа и слева от него и записывают [его деяния]. Он не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж». [Сура “Каф” (“Каф”), аяты 16-18].

 

Продолжение суры ясно свидетельствует о том, что речь идет о двух ангелах, которые сидят около человека.

 

Что же касается второго аята, то в нем говорится о положении умирающего человека, который расстается с миром в присутствии ангелов. Всевышний сказал: «А когда к кому-нибудь из вас придет смерть, его упокоят Наши посланцы, которые не делают упущений». [Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 18].

 

А в обсуждаемом нами аяте говорится: «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого». [Сура “аль-Вакиа” (“Неотвратимое”), аят 85].

 

Речь идет о тех, кто находится недалеко от людей, в том же самом месте, хотя люди и не видят их. А поскольку подобное невозможно в отношении Всевышнего Аллаха, становится ясно, что в откровении имеются в виду ангелы.

 

Кто-то может спросить, почему же тогда Аллах говорил от первого лица? Используются ли подобные обороты, когда речь идет об ангелах?

 

В ответ мы должны сказать, что Всевышний Аллах говорил от первого лица, потому что ангелы являются воинами и посланцами Аллаха и приближаются к людям только по Его воле. В Священном Коране подобные обороты неоднократно используются, когда речь идет об ангелах. Например, Всевышний Аллах сказал: «А когда Мы прочтем его, то читай его следом».

[Сура “аль-Кийама” (“Воскресение”), аят 18].

 

Здесь речь идет о том, как ангел Джибрил читал Коран посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и несмотря на это Аллах говорил от первого лица. А поскольку Джибрил читал Коран Пророку по воле Аллаха, чтение Корана действительно можно было связать с именем Всевышнего Аллаха.

 

То же самое можно сказать о следующем высказывании Всевышнего: «Когда страх Ибрахима улегся, и он услышал радостную весть, он начал пререкаться с Нами по поводу народа Лута». [Сура “Худ” (“Худ”), аят 74].

 

В действительности Ибрахим препирался с ангелами, которыми были посланцами Всевышнего Аллаха.

 

 

9-10 Высказывание Всевышнего о ковчеге Нуха: «Он поплыл у Нас на Глазах в воздаяние тому, кого отвергли» [Сура “аль-Камар” (“Месяц”), аят 14] и обращение Всевышнего к Мусе со словами «Я осенил тебя Своей любовью, и тебя взрастили у Меня на глазах». [Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 39].

 

Ответ:

Очевидный смысл этих аятов также является истинным, но каков в действительности их очевидный смысл?

[Очевидный смысл этих откровений вызывает сомнение у некоторых людей, потому что в обеих аятах используется арабское слово “айн” (букв. “глаз”; зд. “присмотр”). – Прим. пер.].

 

Означают ли эти откровения, что ковчег Нуха плыл внутри Глаза Аллаха или что Муса воспитывался на Глазах Всевышнего Господа? Или же они означают, что Аллах наблюдал за происходящим и заботился о ковчеге Нуха и воспитании пророка Мусы?

Вне всякого сомнения, первое мнение является ошибочным, и доказать это можно двумя способами.

 

Во-первых, это толкование противоречит смыслу обсуждаемых нами откровений на арабском языке, и прекрасно известно, что Коран ниспослан только на этом языке. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, – быть может, вы уразумеете». [Сура “Йусуф” (“Йусуф”), аят 2].

 

Всевышний также сказал: «Воистину, это – послание от Господа миров, с которым верный Дух снизошел на твое сердце, чтобы ты стал одним из увещевателей. Оно [ниспослано] на ясном арабском языке». [Сура “аш-Шуара” (“Поэты”), аяты 192-195].

 

Никто не понимает выражение “человек ходит у меня на глазах” (букв. “человек ходит в моем глазе”) буквально. И никто не думает, что выражение “он закончил учебу у меня на глазах” (букв. “он закончил учебу на моем глазе”) означает, что человек закончил учебу верхом на его глазе. И если кто-либо предположит, что подобные выражения следует понимать буквально, то смеяться над ним будут даже глупцы, не говоря уже о благоразумных мужах.

 

Во-вторых, подобное толкование является совершенно неприемлемым. Если человек познал качества Аллаха и оценил Его достойным образом, то он никогда не предположит подобное о Всевышнем Аллахе. Аллах находится над Троном, и Его божественная сущность отделена от сущности Его творений. Ни одно творение не находится внутри Аллаха, и Сам Аллах не находится внутри Своих творений. Он пречист и превыше этого!

 

Из всего сказанного становится ясно, что очевидный смысл этих откровений заключается в том, что Аллах наблюдал за происходящим и заботился о ковчеге Нуха и воспитании Мусы. Именно так истолковывали эти аяты ранние мусульманские богословы. [Ибн Касир в толковании 14-го аята из суры “аль-Камар” (“Месяц”) писал: «Это означает, что ковчег плыл по Нашему велению, под Нашим присмотром и под Нашей опекой»].

 

Если кто-либо находится под присмотром Всевышнего Аллаха, то это непременно означает, что Аллах видит его. Правильный вывод является неотделимой частью очевидного смысла любого выражения с точки зрения соответствия, содержания и необходимости.

 

 

11 Высказывание Всевышнего в священном хадисе «Мой раб продолжает приближаться ко Мне благодаря добровольным обрядам поклонения до тех пор, пока Я не возлюблю его. А когда Я возлюблю его, Я буду слухом, которым он слышит, и зрением, которым он видит, и рукой, которой он хватает, и ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня, Я непременно одарю его. А если он прибегнет к Моему покровительству, Я непременно укрою его». [Этот хадис передал аль-Бухари 6502].

 

Ответ:

Этот достоверный хадис передал аль-Бухари в 38 главе о скромности раздела “Китаб ар-Рикак” (“Книга о мягкости сердец”).

 

Праведные мусульмане из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины признают очевидный и подлинный смысл этого хадиса, но каков его очевидный смысл? Означает ли этот хадис, что Всевышний Аллах превращается в слух, зрение, руки и ноги святых угодников? Или же он означает, что Всевышний Аллах направляет на прямой путь слух, зрение, руки и ноги святых угодников, благодаря чему они трудятся исключительно ради Аллаха?

Безусловно, первое толкование не может быть очевидным смыслом этого хадиса. Более того, если человек поразмыслит над смыслом хадиса, то ему станет ясно, что этот хадис не понимается так. И обосновать это можно двумя способами.

 

Во-первых, Всевышний Аллах сказал: «Мой раб продолжает приближаться ко мне благодаря добровольным обрядам поклонения до тех пор, пока Я не возлюблю его». И в конце хадиса Он сказал: «Если он попросит Меня, Я непременно одарю его. А если он прибегнет к Моему покровительству, Я непременно укрою его».

 

Речь идет о рабе и Господе Боге. Один стремится приблизиться к другому. Один любит, а другой является возлюбленным. Один молится, а другой внимает молитвам. Один дарует, а другой принимает дары. Один ищет покровительства, а другой укрывает. Совершенно ясно, что речь идет о двух различных существах, каждый из которых не похож на другого. Все это означает, что один из них не может быть качеством или частью другого.

 

Во-вторых, слух, зрение, руки и ноги святого угодника являются качествами или частями тела творения, которое возникло из небытия. Какой же благоразумный человек станет утверждать, что Творец, Который существует изначально и вечно, превращается в слух, зрение, руки и ноги творения? Воистину, душа содрогается от одного упоминания об этом, и язык не поворачивается произносить подобные выражения даже в условном наклонении.

 

Как же люди осмеливаются утверждать, что эти выражения являются очевидным смыслом священного хадиса? О Аллах! Ты пречист и достоин похвалы! Мы не способны восхвалить Тебя надлежащим образом, ибо только Ты властен сделать это.

 

Если несостоятельность первого толкования больше не вызывает сомнений, то нам становится ясно, что очевидный смысл этого хадиса заключается в том, что Всевышний Аллах оберегает слух, зрение, руки и ноги святых угодников, благодаря чему они пользуются своим слухом, своим зрением, своими руками и ногами только ради совершения искренних богоугодных дел.

 

При этом они испрашивают помощь у Всевышнего Господа и руководствуются Его шариатом. Их искренность, стремление снискать Божью помощь и желание руководствоваться Божьими предписаниями совершенны, и это является величайшей милостью Аллаха. Именно так истолковывали этот хадис ранние мусульманские богословы, и это толкование полностью соответствует его очевидному смыслу. Оно не является толкованием в переносном смысле, и хвала за это надлежит одному Аллаху!

 

 

Высказывание Всевышнего в священном хадисе: «Если кто-нибудь приблизится ко Мне на пядь, то Я приближусь к нему на локоть. Если кто-нибудь приблизится ко Мне на локоть, то Я приближусь к нему на сажень. А если кто-нибудь пойдет ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом».

[Этот хадис передали аль-Бухари (2675) и Муслим 13/7405].

 

Ответ:

Этот достоверный хадис передал Муслим в разделе “Китаб аз-Зикр ва ад-Дуа” (“Книга поминаний и молитв”) со слов Абу Зарра, да будет доволен им Всевышний Аллах. Он же передал похожий хадис со слов Абу Хурейры. Аль-Бухари также передал похожий хадис со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, в пятнадцатой главе раздела “Китаб ат-Таухид” (“Книга о единобожии”).

 

Этот хадис, как и другие священные тексты, в которых упоминаются божественные деяния, свидетельствует о том, что Всевышний Аллах делает то, что пожелает. И это неоднократно подтверждается в Коране и Сунне. Всевышний сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне». [Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 186].

 

Всевышний также сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут Ад». [Сура “аль-Фаджр” (“Заря”), аяты 21-23].

 

Он также сказал: «Неужели они ждут, когда к ним явятся ангелы, или твой Господь, или некоторые из знамений твоего Господа?» [Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 158].

 

Он также сказал: «Он – Милостивый, Который вознесся на Трон». [Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5].

 

А Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш Господь спускается на ближайшее небо». [Этот хадис передали аль-Бухари (6321), Муслим (758), Абу Давуд (4/4733) и Ибн Маджа 1/1366].

 

Он также сказал:«Аллах не принимает ничего, кроме благого. И если человек раздал пожертвование из благого удела, то Милостивый непременно примет его Своей Десницей». [Этот хадис передали аль-Бухари (11410), Муслим (1013), ат-Тирмизи (661-662), ан-Насаи (2525), Ибн Маджа (1842) и Ахмад (2/268) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах].

 

Существует много других аятов и хадисов о божественных деяниях, которые Аллах совершает по собственному желанию.

 

Одним из таких священных текстов является высказывание Всевышнего «А если кто-нибудь пойдет ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом». Ранние мусульманские богословы из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины признавали очевидный смысл этих священных текстов в том подлинном виде, который полностью соответствует совершенству Великого и Могучего Аллаха. При этом они не придавали божественным качествам форму и не отождествляли их с качествами творений.

 

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя, комментируя хадис о нисхождении Аллаха, писал: «Что же касается приближения Аллаха к некоторым из творений, то об этом сообщается наряду с божественными деяниями, которые Аллах совершает по собственной воле. К ним относится пришествие Аллаха в День воскресения, Его нисхождение и вознесение на Трон. Этих воззрений придерживались ранние мусульмане, известные мусульманские богословы и знатоки хадисов, что подтверждается многочисленными преданиями». [См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 466].

 

Что же мешает нам верить в то, что Аллах приближается к Своему рабу так, как Ему угодно, находясь при этом над Троном? Что мешает нам верить в это, не воплощая божественные деяния в форму и не отождествляя их с деяниями творений? Разве способность Аллаха совершать то, что Ему угодно, самым совершенным образом не является свидетельством Его божественного совершенства?

 

Некоторые богословы считают, что под высказыванием Всевышнего «А если кто-нибудь пойдет ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом» имеется в виду то, что если раб Божий стремится приблизиться к Аллаху и устремляется к Нему душой и телом, то Всевышний Аллах устремляется к нему еще быстрее и одаряет его гораздо более прекрасным вознаграждением. Причиной такого толкования стала первая часть обсуждаемого нами предложения.

 

Хорошо известно, что человек, который стремится приблизиться ко Всевышнему Аллаху, не делает этого только шагом. Иногда он действительно шагает в мечеть, шагает при совершении обрядов паломничества, шагает на пути Аллаха и т.п. Но вместе с тем он кланяется, падает ниц и совершает многое другое. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб оказывается ближе всего к своему Господу во время земного поклона». [Этот хадис передали Муслим (482) и другие].

 

Более того, человек может приближаться ко Всевышнему Аллаху, лежа на боку, потому что Всевышний сказал: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи заключаются истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и лежа на боку». [Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аяты 190-191].

 

А обращаясь к Имрану б. Хусайну, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молись стоя, если же ты не можешь делать этого, то молись сидя. Если же ты не можешь делать этого, то молись лежа». [Этот хадис передали аль-Бухари (1117) и другие].

 

На основании этого некоторые богословы пришли к выводу, что в хадисе речь идет о вознаграждении, которым Всевышний Аллах одаряет Своих рабов. И даже если очень медлительный человек искренне устремляется к своему Господу, Он одаряет его более прекрасным и совершенным вознаграждением. Эти богословы считают, что этот смысл хадиса является очевидным и соответствует мусульманским представлениям.

 

Поскольку подобное толкование действительно соответствует шариатским представлениям и не искажает очевидного смысла хадиса, оно совершенно не похоже на искажение смысла священных текстов, которым пользуются еретики, и поэтому оно не может служить доводом против приверженцев Сунны. Хвала же за это надлежит одному Аллаху!

 

Тем не менее, это толкование можно подвергнуть некоторой критике, и поэтому первое толкование этого хадиса является более очевидным, более правильным и более близким к воззрениям первых мусульман.

 

Второе толкование опирается на то, что человек приближается ко Всевышнему Аллаху не только шагом. Однако упомянутые в хадисе обстоятельства являются всего лишь примером и отнюдь не означают того, что приблизиться к Аллаху можно только шагом. Смысл этого примера состоит в том, что человек приближается к Аллаху, даже если он шагает в мечеть для совершения намаза, совершает обход вокруг Каабы или совершает пробежку между холмами ас-Сафа и аль-Марва. А лучше всего об этом известно Аллаху!

 

 

13 Высказывание Всевышнего: «Неужели они не видят, что Мы создали для них из того, что сотворили Наши руки, скот». [Сура “Йа Син” (“Йа Син”), аят 71].

 

Ответ:

Для того чтобы определить, искажают ли люди очевидный смысл этого откровения, надо прежде всего определить, в чем заключается его очевидный смысл. Означает ли этот аят, что Всевышний Аллах сотворил скот своими руками, как Он сотворил человека? Или же он означает, что Аллах сотворил скот также, как и остальные творения, но не сотворил его Своими Руками, а упоминание о Руках является всего лишь указанием на Аллаха, что широко используется в арабском языке, на котором был ниспослан Коран?

 

Первое мнение не соответствует очевидному смыслу этого аята по двум причинам.

 

Во-первых, арабы не понимают подобные выражения таким образом. Всевышний сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что совершили ваши руки». [Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 30].

 

Всевышний также сказал: «Несчастия на суше и на море случаются в наказание за то, что совершили людские руки, дабы они вкусили хотя бы часть того, что они сотворили». [Сура “ар-Рум” (“Римляне”), аят 41].

 

Он также сказал: «Вкусите огненную муку в наказание за то, что уготовали ваши руки, ибо Аллах не обижает Своих рабов». [Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аяты 181-182].

 

Безусловно, здесь имеются в виду все деяния, совершенные человеком, а не только те деяния, которые он совершил руками. В этом плане арабское выражение “каддамат айди” (букв. “совершили руки”) отличается от выражения “амила би йадихи” (букв. “он совершил рукой”). Всевышний сказал: «Горе тем, которые пишут писание собственными руками, а затем утверждают, что оно – от Аллаха». [Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 79].

 

Подобное выражение означает, что действие совершено непосредственно рукой.

 

Во-вторых, если бы Всевышний Аллах сотворил скотину Своими руками, то коранический аят звучал бы следующим образом: “Неужели они не видят, что Мы создали для них из того, что сотворили Нашими руками, скот”. Именно так выразился Всевышний Аллах, когда говорил о сотворении Адама. Всевышний сказал: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» [Сура “Сад” (“Сад”), аят 75].

 

Воистину, Коран ниспослан для того, чтобы разъяснять людям истину, а не для того, чтобы вводить их в заблуждение. И поэтому Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание в разъяснение всего сущего». [Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 89].

 

И если несостоятельность первого толкования больше не вызывает сомнений, то нам становится ясно, что правильный и очевидный смысл коранического аята состоит в том, что Всевышний Аллах сотворил скот также, как Он сотворил остальные творения, но не сотворил его Своими Руками, потому что, согласно канонам арабского языка, выражение “что сотворили наши руки” отличается от выражения “что мы сотворили своими руками”.

 

Вот почему мусульмане обязаны обращать внимание даже на мельчайшие различия между похожими вещами, и умение обращать внимание на подобные различия является одной из высших ступеней знания и помогает успешно разрешать многие трудные вопросы.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!