Правило. Качества Всевышнего Аллаха не подлежат обсуждению, и человеческий разум не в состоянии постичь их.



 

Вот почему мы признаем только те божественные качества, которые упоминаются в Коране и Сунне. Имам Ахмад, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал: «Описывать Аллаха можно только качествами, которыми Аллах описал Себя и которыми Его описал Его посланник. В этом вопросе нельзя выходить за рамки Корана и хадисов». См. пятое правило, относящееся к именам Аллаха.

 

В Священном Коране и Сунне содержатся три вида свидетельств о божественных качествах.

К первому виду относятся качества, отчетливо упомянутые в коранических аятах и хадисах, например, “аль-изза” (могущество, величие), “ар-рахма” (милость, милосердие), “аль-батш” (хватка, мощь, удар), “аль-ваджх” (лик), “аль-йадан” (две руки) и т.п.

 

Ко второму виду относятся качества, вытекающие из соответствующих имен Аллаха, например, имя “аль-Гафур” (Прощающий) подразумевает качество “аль-магфира” (прощение), а имя “ас-Сами” (Слышащий) подразумевает качество “ас-самъ” (слух). См. третье правило, относящееся к именам Аллаха.

 

К третьему виду относятся качества, вытекающие из соответствующих божественных деяний и эпитетов, например, “аль-истива” (вознесение на Трон), “ан-нузуль” (нисхождение на ближайшее небо), “аль-маджи” (пришествие для суда над рабами в День воскресения), “аль-интикам” (отмщение грешникам и преступникам). Всевышний сказал: «Он – Милостивый, который вознесся на трон». [Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5].

 

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш Господь спускается на ближайшее небо». [Этот хадис передали аль-Бухари (6321), Муслим (758), Абу Давуд (4/4733) и Ибн Маджа 1/1366].

 

Всевышний также сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут ад». [Сура “аль-Фаджр” (“Заря”), аяты 21-23].

 

Он также сказал: «Воистину, Мы воздадим возмездием грешникам». [Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аяты 22].

 

РАЗДЕЛ 3.Правила, касающиеся текстов, в которых упоминаются имена и качества (атрибуты) Аллаха.

 

 

Правило. К священным текстам, в которых упоминаются имена и качества Всевышнего Аллаха, относятся Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и ни один другой источник не может быть признан авторитетным в этом вопросе.

Исходя из сказанного, становится ясно, что мусульмане обязаны верить во все имена и качества, которые упоминаются в Коране и Сунне.

 

Если же какое-либо качество отвергается от Аллаха в Коране и Сунне, то мусульмане обязаны отвергать его и верить в то, что Аллах обладает антагонистичным качеством совершенства.

Если же какое-либо качество ни утверждается, ни отвергается Кораном и Сунной, то мусульмане обязаны воздержаться от его обсуждения. Они не могут ни верить в него, ни отвергать его, потому что об этом не сообщается в священных текстах.

 

Что же касается смысла или значения этого качества, то этот вопрос нуждается в дополнительном разъяснении. Если смысл этого качества действительно соответствует совершенству Всевышнего Аллаха, то он принимается, если же он несовместим с совершенством Великого и Могучего Аллаха, то он отвергается.

 

Среди качеств Всевышнего Аллаха, в которые обязаны верить мусульмане, есть качества, о которых свидетельствуют прекрасные имена Аллаха с точки зрения соответствия, содержания и необходимости.

 

Среди них также есть качества, вытекающие из божественных деяний, например, “аль-истива” (вознесение на Трон), “ан-нузуль” (нисхождение на ближайшее небо), “аль-маджи” (пришествие для суда над рабами в День воскресения) и т.п. Таких качеств очень много, потому что божественные деяния неисчислимы, как и неисчислимы группы божественных деяний. Всевышний сказал: «Аллах вершит то, что пожелает». [Сура “Ибрахим” (“Ибрахим”), аят 27].

 

К божественным качествам также относятся “аль-ваджх” (Лик), “аль-айнан” (два Глаза), “аль-йадан” (две Руки). К ним также относятся “аль-машиа” (воля) и “аль-ирада” (желание). Последнее качество проявляется в двух видах. К первому виду относятся желания, которые соответствуют Божьему предопределению, а ко второму виду – желания, которые любы и угодны Аллаху. К божественным качествам также относятся “ар-рида” (удовлетворенность), “аль-махабба” (любовь), “аль-гадаб” (гнев), “аль-караха” (недовольство, неприязнь) и т.п.

[Доказательства истинности этих качеств приводятся в соответствующих главах книг об исламских воззрениях. См., например, книгу “Шарх аль-Акида ат-Тахавийа”].

 

Что касается качеств, которые Всевышний Аллах отверг от Себя и которые обязаны отвергать от Него мусульмане, веря в обладание Аллахом антагонистичных качеств совершенства, то к ним относятся “аль-маут” (смерть), “ан-наум” (сон), “ас-сина” (дремота), “аль-аджз” (бессилие), “аль-ийа” (изнеможение), “аз-зульм” (несправедливость), “аль-гафля” (беспечность к деяниям творений). Наряду с этим нельзя утверждать, что кто-либо равен или подобен Всевышнему Аллаху.

[Доказательства истинности этих качеств также приводятся в соответствующих главах книг об исламских воззрениях].

 

Что же касается качеств, которые мусульмане не могут ни утверждать, ни отвергать, то к ним относится “аль-джиха” (сторона). Если кто-то спросит: «Связывают ли мусульмане Всевышнего Аллаха с какой-либо стороной?» – то мы ответим: «Это качество не упоминается в Коране и Сунне, но и не опровергается в них. Нам достаточно того, что в Коране и Сунне говорится о том, что Всевышний Аллах находится на небесах».

 

Если же говорить о смысле этого качества, то оно может обозначать следующее: Аллах находится под мирозданием; либо Аллах находится над мирозданием, чей свод объемлет Его; либо Аллах находится над мирозданьем, чей свод не способен объять Аллаха.

 

Первое утверждение является ошибочным, потому что оно противоречит высокому положению Аллаха над творениями, о чем свидетельствуют Коран, Сунна, здравый смысл, подсознание и единое мнение первых мусульман. Второе утверждение также является ошибочным, потому что ни одно творение не способно объять Всевышнего Аллаха. А третье утверждение является правильным, потому что среди имен Всевышнего Аллаха – “аль-Али” (Возвышенный). Он находится над Своими творениями, и они не способны объять Его.

 

О справедливости этого правила свидетельствуют священные тексты и здравый смысл. Что касается священных текстов, то Всевышний Аллах сказал: «Это – ниспосланное Нами благословенное писание. Так следуйте же за ним и будьте богобоязненны. Быть может, вы будете помилованы». [Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 155].

 

Всевышний также сказал: «Уверуйте же в Аллаха и Его посланника – неграмотного пророка, который верует в Аллаха и Его слово. Следуйте за ним, – быть может, вы станете на прямой путь». [Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 158].

 

Он также сказал: «Так берите то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он воспретил». [Сура “аль-Хашр” (“Сбор”), аят 7].

 

Он также сказал: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отказывается повиноваться, то ведь Мы не назначали тебя стражем над ними». [Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 80].

 

Он также сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы станете препираться, то обращайтесь за решением к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Судный День. Так будет лучше и благоприятнее по исходу». [Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 59].

 

Он также сказал: «Так суди же между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, а не потворствуй их желаниям». [Сура “аль-Маида” (“Трапеза”), аят 49].

 

Есть еще много других священных текстов, которые свидетельствуют о необходимости твердой веры в предписания Корана и Сунны. При этом каждое доказательство необходимости веры в предписания Корана непременно свидетельствует о необходимости веры в предписания Сунны, потому что Священный Коран повелевает мусульманам следовать путем Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и обращаться к нему на суд при спорах и разногласиях. При его жизни мусульмане обращались непосредственно к нему, а после его смерти они должны обращаться к его Сунне.

 

Разве человек, который надменно отказывается следовать путем посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, может верить в Коран, который повелевает повиноваться Посланнику?

Разве человек, который отказывается обращаться на суд Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, при спорах и разногласиях, может верить в Коран, который повелевает поступать таким образом?

 

Разве человек, который не признает Сунну, может верить в посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, верить в которого нам приказывает Священный Коран?

 

Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе писание в разъяснение всего сущего». [Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 89].

 

Однако хорошо известно, что многие вопросы шариата, касающиеся знаний и практики, разъяснены в Сунне. Из этого следует, что разъяснения, изложенные в Сунне, являются частью коранических разъяснений. [Эта тема более широко освещается в статье “Маканат ас-Сунна фи аль-Ислам” шейха аль-Албани].

 

Что же касается логических аргументов, то здравый смысл подсказывает нам, что качества, которыми обладает или не обладает Всевышний Аллах, являются частью сокровенного знания, которое человек не в состоянии постичь своим разумом. Все это обязывает нас обращаться за достоверными сведениями к Корану и Сунне.

 

Правило. Священные тексты Корана и Сунны воспринимаются на основании их очевидного смысла, который нельзя искажать или изменять, в особенности, если речь идет о текстах, в которых упоминаются божественные качества, потому что они не подлежат обсуждению.

 

Об истинности этого утверждения также свидетельствуют священные тексты и здравый смысл.

 

Что касается священных текстов, то Всевышний Аллах сказал: «Воистину, это – послание от Господа миров, с которым верный Дух снизошел на твое сердце, чтобы ты стал одним из увещевателей. Оно [ниспослано] на ясном арабском языке». [Сура “аш-Шуара” (“Поэты”), аяты 192-195].

 

Всевышний также сказал: «Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, – быть может, вы уразумеете». [Сура “Йусуф” (“Йусуф”), аят 2].

 

Он также сказал: «Воистину, Мы сделали его арабским Кораном, – быть может, вы уразумеете». [Сура “аз-Зухруф” (“Украшения”), аят 3].

 

Все сказанное обязывает мусульман понимать коранические откровения в полном соответствии с тем очевидным смыслом, который вложен в арабские выражения. А исключения из этого правила допускаются только при наличии соответствующего священного текста.

 

Всевышний укорил иудеев за то, что они исказили Священное Писание, и возвестил о том, что подобные поступки отдалили их от правой веры. Аллах сказал: «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, тогда как часть из них услышала слово Аллаха, а затем сознательно исказила его после того, как они поняли его смысл». [Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 75].

 

Он также сказал: «Среди исповедующих иудаизм есть такие, которые переставляют слова со своих мест и говорят: “Слушаем, но не повинуемся”».[Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 46].

 

Что же касается здравого смысла, то он подсказывает нам, что Аллах, ниспославший откровение, лучше других осведомлен о его смысле. Он обратился к нам на ясном арабском языке, и мы обязаны признавать его очевидный смысл, ибо в противном случае мусульмане разойдутся во мнениях и разделятся на толки.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!