Правило. Неверие в имена Всевышнего Аллаха бывает нескольких видов.



Первый вид – отрицание всех или нескольких имен либо отрицание соответствующих им качеств или вытекающих из них предписаний. Таким образом поступают джахмиты и им подобные еретики, которые отказываются уверовать в имена Аллаха или соответствующие им качества и вытекающие из них предписания. Все прекрасные имена и качества достойны Всевышнего Аллаха, и отрицание их является невыполнением обязательных предписаний религии.

Второй вид – уподобление качеств, соответствующих прекрасным именам Аллаха, качествам творений. Подобное уподобление является порочным и безосновательным, потому что не находит отражения в священных текстах. Более того, священные тексты свидетельствуют о его порочности. И если человек уподобляет качества Аллаха качествам творений, то он не выполняет обязательных предписаний религии в отношении прекрасных имен Аллаха.

Третий вид – нарекание Всевышнего Аллаха именами, которыми Господь не нарек Самого Себя. Например, христиане называют Аллаха “Отцом”, а философы – “Действенным элементом”. Однако имена Аллаха не подлежат обсуждению, и если человек нарекает Аллаха именами, которые отсутствуют среди Его имен, то он не выполняет обязательных предписаний религии. Более того, придуманные людьми имена Аллаха являются неприемлемыми, и Всевышний Аллах бесконечно далек от них.

Четвертый вид – нарекание идолов производными именами, образованными от прекрасных имен Аллаха. Таким образом поступали язычники, которые назвали своих истуканов именами “аль-Узза” и “аль-Лат”, образованными от прекрасных имен “аль-Азиз” (Могущественный) и “аль-Илах” (Божество). Последнее утверждение соответствует одному из двух мнений о происхождении слова “аль-Лат”.

 

Всевышний сказал: «Аллах – Тот, кроме Которого нет божества и у Которого наилучшие имена». [Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 8].

 

Всевышний также сказал: «Аллах обладает самыми прекрасными именами. Посему зовите Его ими». [Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 180].

 

Он также сказал: «У Него самые прекрасные имена. Славят Его те, что на небесах и на земле». [Сура “аль-Хашр” (“Сбор”), аят 24].

 

Он является Единственным Господом Богом. Только Ему славословят обитатели небес и земли, и только Он обладает наилучшими именами. И если человек нарекает этими именами кого-либо другого, то он не выполняет свои обязанности в отношении прекрасных имен Великого и Могучего Аллаха.

 

Любой вид неверия в прекрасные имена Аллаха запрещен, потому что Всевышний Аллах пригрозил ослушникам и сказал: «Не водитесь с теми, кто искажает Его имена, ибо они непременно получат воздаяние за то, что совершали». [Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 180].

 

Подобный грех в зависимости от своей тяжести может относиться даже к многобожию или великому неверию.

 

РАЗДЕЛ 2. Правила, касающиеся качеств (атрибутов) Аллаха.

 

Правило. Все качества Всевышнего Аллаха являются совершенными и лишены любых недостатков.

 

К ним относятся “аль-хайат” (жизнь), “аль-ильм” (знание), “аль-кудра” (могущество, власть), “ас-самъ” (слух), “аль-басар” (зрение), “ар-рахма” (милость, милосердие), “аль-изза” (могущество, величие), “аль-хикма” (мудрость), “аль-улувв” (высокое положение), “аль-азама” (величие, достоинство) и многие другие качества, об истинности которых свидетельствуют священные тексты, здравый смысл и человеческое подсознание.

 

Что касается доказательств из священных текстов, то Всевышний Аллах сказал: «Скверно описание тех, кто не верует в будущую жизнь, а описание Аллаха – самое прекрасное, ведь Он – Могущественный, Мудрый». [Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 60].

 

Что касается логических аргументов, то они сводятся к тому, что все сущее непременно обладает либо качествами совершенства, либо недостатками. Господь, который заслуживает поклонения, не может обладать недостатками, поскольку Всевышний Аллах изобличил бессмысленность поклонения идолам и истуканам именно потому, что они были беспомощны и обладали недостатками и пороками.

 

Всевышний сказал: «Кто же в большем заблуждении, чем взывающий с мольбою помимо Аллаха к тем, которые не могут удовлетворить ее до самого Дня воскресения? Ведь они не внемлют их зову!» [Сура “аль-Ахкаф” (“Ахкаф”), аят 5].

 

Всевышний также сказал: «Идолы, которым они поклоняются наряду с Аллахом, не могут ничего сотворить, хотя сами они сотворены. Они мертвы, бездыханны и даже не знают, когда они будут воскрешены». [Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аяты 20-21].

 

А пророк Ибрахим сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакой пользы?» [Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 42].

 

Он также сказал своему народу: «Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто ни в чем не способен помочь или навредить вам? Презренны вы и те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха! Неужели вы не одумаетесь?»[Сура “аль-Анбийа” (“Пророки”), аяты 66-67].

 

Кроме того, человек является свидетелем того, что многие творения обладают качествами совершенства, которыми их одарил Всевышний Аллах. Безусловно, Господь, который наделяет свои творения качествами совершенства, в еще большей степени достоин обладать такими качествами.

 

Что же касается подсознания, то каждой неиспорченной человеческой душе изначально привиты любовь к Аллаху и желание возвеличивать Его и поклоняться Ему. А ведь хорошо известно, что любят, возвеличивают и обожествляют только того, кого считают совершенным, безупречным и достойным поклонения.

 

Аллах не обладает недостатками и изъянами, и поэтому Ему не присущи такие качества, как “аль-маут” (смерть), “аль-джахль” (невежество), “ан-нисйан” (забывчивость), “аль-аджз” (бессилие), “аль-ама” (слепота), “ас-самам” (глухота) и т.п. Всевышний сказал: «Уповай на Живого, который не умирает». [Сура “аль-Фуркан” (“Различение”), аят 58].

 

А пророк Муса сказал: «Мой Господь не ошибается и не предает забвению». [Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 52].

 

Всевышний также сказал: «Но ничто не умалит силы Аллаха ни на небесах, ни на земле, ведь Он – знающий, могущественный». [Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 44].

 

Он также сказал: «Или же они полагают, что Мы не ведаем их секретов и тайных переговоров? О нет! Наши посланцы находятся среди них и все записывают». [Сура “аз-Зухруф” (“Украшения”), аят 80].

 

А говоря о Лжемессии, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он – одноглазый, а ваш Господь не является одноглазым». [Этот хадис передали аль-Бухари (7131), Муслим (2933) и Абу Давуд 4/4316].

 

Он также сказал: «О люди! Молитесь потише, ибо вы не взываете к тому, кто глух или находится далеко». [Этот хадис передали аль-Бухари (7386), Муслим (2704) со слов Айуба от Абу Усмана от Абу Мусы аль-Ашари; а также Абу Давуд (2/1526-1528), ат-Тирмизи (5/2461) и Ибн Маджа (2/3824) со слов Абу Усмана ан-Нахди от Абу Мусы аль-Ашари, да будет доволен им Всевышний Аллах].

 

Если же люди приписывают Аллаху пороки и недостатки, то они непременно будут наказаны, потому что Всевышний Аллах сказал: «Иудеи сказали: “Рука Аллаха в оковах!” Это их руки скованы, и прокляты они за то, что так говорят! Обе руки Его простерты, и Он дарует, сколько пожелает». [Сура “аль-Маида” (“Трапеза”), аят 64].

 

 

Всевышний также сказал: «Аллах слышал речи тех, которые говорили: “Воистину, Аллах беден, а мы богаты”. Мы запишем их слова и несправедливое убиение ими пророков и скажем им: “Вкусите огненную муку в наказание за то, что уготовали ваши руки, ибо Аллах не обижает своих рабов”». [Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аяты 181-182].

 

Всевышний также отверг от Себя все пороки и недостатки, которые приписывают Ему нечестивцы, и сказал: «Свят и безупречен твой Господь, Господь величия! Превыше Он того, что Ему приписывают. Мир посланникам! И хвала Аллаху, Господу миров!» [Сура “ас-Саффат” (“Выстроившиеся в ряды”), аяты 180-182].

 

Всевышний также сказал: «Аллах не породил сына, и нет наряду с Ним другого бога. А если бы не так, то каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Пречист Аллах от того, что приписывают Ему!» [Сура “аль-Муминун” (“Верующие”), аят 91].

 

Что же касается качеств, которые при некоторых обстоятельствах являются качествами совершенства, а при некоторых обстоятельствах являются недостатками, то их в полной мере нельзя ни относить к Аллаху, ни отрицать. Такие качества нуждаются в дополнительном рассмотрении, потому что они относятся к Аллаху в тех случаях, когда являются качествами совершенства, и неприемлемы для Аллаха, когда являются недостатками.

 

К таким качествам относятся “аль-макр” (кознь), “аль-кейд” (хитрость), “аль-хидаъ” (обман) и т.п. Они являются качествами совершенства, когда Аллах обращается с людьми, которые относятся к Аллаху подобным образом, потому что свидетельствуют о том, что Аллах способен ответить нечестивцам в равной мере или еще более суровым образом. А во всех остальных случаях они являются недостатками, и поэтому Всевышний Аллах не охарактеризовал Себя этими качествами в общей форме, а связал их с теми, кто относится к Аллаху и Его посланникам подобным образом.

 

Всевышний сказал: «Они строили козни, и Аллах строил козни, а ведь Аллах лучше всех строит козни». [Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 30].

 

Всевышний также сказал: «Они замышляют козни, и Я замыслил козни». [Сура “ат-Тарик” (“Ночной путник”), аяты 15-16].

 

Он также сказал: «А тех, которые опровергают Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не поймут этого. Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима». [Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аяты 182-183].

 

Он также сказал: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, а между тем это Аллах обманывает их». [Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 142].

 

Он также сказал: «Когда они встречают уверовавших, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: “Воистину, мы – с вами. Мы только насмехаемся [над верующими]”. Аллах насмехается над ними и увеличивает их заблуждение, в котором они блуждают вслепую». [Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аяты 14-15].

 

Однако Всевышний Аллах не упомянул о том, что Он предает тех, кто предает Его. Всевышний сказал: «А если они захотят предать тебя, то ведь еще раньше они предали самого Аллаха, но Он одарил тебя властью над ними. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый». [Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 71].

 

Аллах сказал, что подверг нечестивцев унижению, но не сказал, что предал их, потому что предательством (араб. “хийана”) называется обман того, кто оказывал доверие, и это качество является пороком при любых обстоятельствах.

 

Исходя из сказанного становится ясно, что слова некоторых невежд, которые говорят, что Аллах предает тех, кто предает Его, являются скверным грехом, от которого необходимо предостерегать людей. [То же самое относится к словам некоторых невежд, которые говорят: “Если я поступлю несправедливо с тобой, то Аллах будет несправедлив ко мне”. Это высказывание является порочным, как это подчеркнул автор. И поэтому мусульмане должны отказываться от подобных высказываний и говорить, например: “Аллах отомстит тому, кто поступит с тобой несправедливо или предаст тебя”].

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!