Охарактеризуйте философские взгляды Г. Лейбница



Готфрид Лейбниц(1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой клас­сической философии.

Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона­лизма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

• субстанции;

• познания.

Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы (единичные вещи — прояв­ления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах(или о множественности субстанций).Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие:

• весь мир состоит из огромного количества субстанций,

имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и

Спинозы), а единую природу;

• данные субстанции называются монадами(в переводе с гре­ческого — "единое", "единица");

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является

материально-вещественным образованием;

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;

• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние;

• в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;

• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

• "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

• высшая монада — Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.

3. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализми сделал это следующим образом:

• все знания разделил на два вида — "истины разума" и "исти­ны факта";

• "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

• "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опыт­ным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам ра­зума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществ­ляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.

Раскройте проблему происхождения и развития сознания

Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Феномен сознания изучается различными науками, каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам, каждое из определений оказывается при этом неполным и односторонним.

Происхождение сознания связано с развитием трудовой деятельности человека. Если животные и могут применять орудия труда, то только самые простые, как палки, камни и др. А человек усовершенствовал, усложнял свои орудия труда, потом появилось разделение труда, а значит, человек начинал мыслить, анализировать. Его взаимодействие с окружающим миром носило уже опосредованный характер. Он прослеживал связь между своими действиями и явлениями природы. У человека возникали понятия, имевшие отвлеченный и обобщенный характер.

Развивалась речь. Человеку нужно было делиться своим опытом с другими людьми, в том числе передавать опыт последующим поколениям. С усложнением орудий труда уже недостаточно было каких-то знаков и условных рефлексов для объяснения с другими людьми, поэтому необходима была какая-то система речевых знаков.

Применение орудий труда и всей системы речевых знаков явилось необходимым условием возникновения человеческого сознания.

Сознание развивалось на основе ведущих социальных закономерностей по мере общения людей, взаимодействия их между собой.Некоторые вещи приобретают особую значимость для человека, и у него появляется ценностное отношениек действительности.

Сознание имеет творческий, активный характер,который проявляется в его избирательности.Сознание способно не просто фиксировать поступающую информацию, а из множества вещей оно сделает своим объектом лишь одну или несколько. Сознание может сформировать идею и подчинить волю человека этой идее. Однако важно понимать, что окружающую действительность меняет не сознание само по себе, а человеческие действия, которые подчинены сознанию.

Билет №25


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!