Раскройте основные положения натурфилософии Ф. Шеллинга



Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775 — 1854) был вид­ным представителем объективного идеализма немецкой класси­ческой философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользо­вался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.

В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природыи делает это с позиций объективного идеализма. Суть филосо­фии природы Шеллинга в следующем:

• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом слу­чае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);

• природа есть "абсолютное"— первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;

• природа есть единство субъективного и объективного, веч­ный разум;

• материя и дух едины и являются свойствами природы, раз­личными состояниями абсолютного разума;

• природа есть целостный организм, обладающий одушевленно­стью(едины живая и неживая природа, материя, поле, элек­тричество, свет);

движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (на­пример, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

 

Охарактеризуйте состав и структуру знания

Термин «знание» обычно употребляется в трех смыслах:

1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, какчто-либо сделать;

2) любая познавательно значимая информация;

3) особая познавательная единица, существующая наряду и во взаимосвязи с практикой.

Гносеология исследует знание употребляемое в двух последних смыслах.

Знание – идеальный образ бытия; проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Другими словами, знаниеформируется как результат познания и одновременно является предпосылкой его дальнейшего развития, производства новых знаний, превосходящих исходные. Классификацию знаний можно осуществлять по различным основаниям:

1) по характеру познавательных способностей;

2) по степени адекватности объекту (истинности);

3) по степени научности и т. д.

1. По характеру познавательных способностей человека, участвующих в познании знания могут быть:

а) перцептивные;

б) рациональные;

в) предметно-практические.

Перцептивные знания ( лат. perceptio – восприятие органами чувств)- знания человека основанные на информации, полученной от органов чувств человека при их непосредственном контакте с предметами природы, знаковыми системами различных языков (науки, искусства, музыки и т. д.)

Перцептивное знание является результатом избирательноговосприятия субъектом объективной действительности, на которое влияет ранее накопленный опыт, потребности и установки субъекта. Оно характеризуется:

а) целостностью;

б) осмысленностью;

в) константностью;

г) предметным характером.

Перцептивное знание формируется в непосредственной связи с рациональным.

Рациональные знанияопосредованные, отвлеченные, обобщенные знания. Они опираются на перцептивное и практическое знание, отвлекаясь от конкретного многообразия явлений выражаются в понятиях, суждениях и умозаключениях. Рационально объясняются любые явления, как на обыденном уровне, так и в религии. Однако, наиболее адекватное рациональное знание продуцирует наука, опирающаяся на логику

Предметно-практические знания связаны с жизнеобеспечением человека. Они содержат информацию о приемах трудовой деятельности, решении бытовых вопросов, знании обрядов, ориентация в пространстве и во времени и т. д. Следовательно, это жизненный опыт, традиции, здравый смысл, а также знания – умения, которые невозможно выразить словами. Например, сказав, что я умею кататься на велосипеде, это вовсе не означает, что я могу сказать, как мне удается сохранить равновесие.

2. По истинностизнания бывают:

а) достоверные (истинные);

б) вероятные;

в) ошибочные.

3. По степени научности знания могут быть:

а) обыденные;

б) донаучные;

в) вненаучные;

г) научные.

Обыденные(житейские), или «здравый смысл» - это представления людей о природе, обществе, самих себе, складывающиеся в результате повседневного жизненного опыта и общения. В здравом смысле фиксируется лишь такое знание, которое адекватно отражает всю жизнедеятельность человека. Он формируется стихийно и не требует какого либо предварительного знания. О значении здравого смысла в жизни человека очень точно выразился А. Эйнштейн: «Вся наука является ничем иным, как усовершенствованием повседневного мышления». Однако, здравый смысл, которому присущ наивный реализм не в состоянии проникнуть в тайны бытия (микро и макро мира), дает «сбой». Скажем, наука доказала, что звуки и цвета, воспринимаемые нами представляют из себя волновые процессы и композиции огромного числа беззвучных и бесцветных микрочастиц, а запахи, - диффузия молекул, определенных веществ в воздухе.

Донаучные– представляют из себя знания, сформировавшиеся до развития науки (сложные системы счета, солнечный и лунный календари, медицинские, астрономические и др. знания, которые передавались традициями, ритуалами, практическими действиями). В отличие от обыденных, донаучные знания были достоянием избранных (жрецов, знахарей, философов). В некоторых случаях они передавались в качестве семейной традиции.

Вненаучные (паранаучные) – существуют на гране науки. В них используется научная терминология, но с наукой они не совместимы (алхимия, магия, астрология, уфология, парапсихология и т. п.). Указывая на ограниченность традиционной науки сторонники псевдонауки, используя тягу людей к информации, выдают за сенсационные открытия непроверенные факты, почерпнутые из сомнительных источников; используют «свидетелей» для подтверждения якобы имевшего место события.

Особенность вненаучного знания:

а) отсутствует система;

б) отсутствует обоснованность;

в) отсутствует доказательность;

г) отсутствует достоверность.

Научные – представляют логически связанные системы истинных знаний о мире, которые объясняются посредством научных теорий. Только научные знания отражают сущность бытия. Однако, научные теории являются продуктом человеческой изобретательности, поэтому они также могут быть ошибочными.

 

Билет №21


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 699; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!