Почему возможность, действительность и вероятность взаимосвязаны



ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — категории материалистической диалектики, выражающие две необходимые, объективно существующие стадии в развитии любого предмета, явления. Возможность — это то, что в настоящий момент еще не существует, но в силу действия законов развития данного предмета, явления может возникнуть и развиваться, т. е. стать действительностью. Действительность — это то, что уже возникло, существует. В. и д. взаимосвязаны, В процессе развития всякого данного явления может сделаться действительным лишь то, что заключено в нем как возможность. Соответственно этому развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и их превращения в действительность. Сама же действительность — это нечто изменяющееся, развивающееся. Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в конкретном процессе реализуется лишь одна из них. Возникновение возможностей и их превращение в действительность не являются результатом действия какой-то сверхъестественной силы (бога), а вызываются внутренне присущей объекту способностью к развитию. Возможности в зависимости от конкретных условий существования и развития предмета подразделяются на формальные, абстрактные и реальные. Формальной считается такая возможность, которая рассматривается безотносительного к объективным условиям существования предмета и которая удовлетворяет лишь одному требованию: быть логически непротиворечивой. Однако это лишь необходимое, но недостаточное условие для превращения возможности в действительность. Формальная возможность может противоречить объективным законам, и и таком случае она равнозначна невозможности (такова, напр., возможность падения Луны на Землю, создания вечного двигателя, вечного сохранения капитализма путем его усовершенствования и т. п.). В отличие от формальной, абстрактная возможность соответствует объективным законам, но для ее осуществления в данной конкретной ситуации еще нет всех необходимых условий. Грань между абстрактной и реальной возможностью очень подвижна: при наличии необходимых и достаточных условий абстрактная возможность становится реальной. Напр., раньше полет человека на другие планеты Солнечной системы был абстрактной возможностью. При тех достижениях в освоении космоса, которые имеются сейчас, такая возможность стала реальной. Когда осуществляется весь комплекс условий, необходимый для реализации возможности, реальная возможность превращается в действительность. Степень развитости возможности — показатель ее близости к действительности — выражается понятием «вероятность». «Максимум вероятности» обозначает точку качественного превращения возможности в действительность. В природе это превращение совершается как стихийный процесс, зависящий только от объективных условий; в обществе реализация возможностей зависит не только от объективных условий, по и от практической деятельности людей, классов, партий, творящих историю.

 

 

Билет №17

Объясните почему Ф. Бэкона считают основоположником эмпиризма

 

Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода, был Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), который соединяет еще в одном лице полупоэтические ренессансные представления с характерными для Нового времени настойчивыми поисками достоверного основания наук. Его перу принадлежат трактаты «О мудрости древних», «Новый Органон», «О достоинстве и приумножении наук».

Английский философ считает, что всякое познание должно опираться на опыт. Анализируя различные варианты опыта, он делит их на два вида: светоносные (дающие чистое знание) и плодоносные (приносящие непосредственную пользу). Критическое отношение к аристотелевской логике, которая была в своей основе дедуктивной, заставляет Бэкона уделить особое внимание индуктивному методу познания. Индукция, по его мнению, является оптимальным методом, ибо она «считается с данными чувств и постигает природу, устремляясь к практике».

Конкретизируя применение индуктивного метода, философ предложил использовать систему, состоящую из трех видов таблиц. Чтобы получить новое знание о каком-нибудь явлении природы, например, о тепле, следует начать с составления «таблицы присутствия», где надо перечислить все известные нам предметы природы, в которых наличествует тепло. Затем осуществить переход к составлению «таблицы отсутствия», где перечислить сходные с первыми предметы, в которых, однако, тепло отсутствует. Следующий шаг состоит в составлении «таблицы степеней», где одно и то же свойство (в данном случае - тепло) представлено в различной степени. И только теперь, задавая правильные вопросы, можно постичь природу тепла. Выражение «природа», или «форма» явления Бэкон использует в смысле понятия «закон».

Но на пути познания исследователя ждут четыре призрака, или идола, которые создают ложные представления и препятствуют обретению истины. Отчасти они являются издержками индивидуального развития человека, отчасти возникают в ходе истории человеческого познания, отчасти присущи самой природе разума.

Так, идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, с воспитанием и т.д. В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному искажению картины мира. Однако от этих идолов сравнительно нетрудно освободиться. Труднее поддаются устранению идолы театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу. По мнению Бэкона, развитию естественных наук, в частности, мешает догматическая приверженность Аристотелю как высшему научному авторитету средних веков. Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, т.е. использование слов языка. Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в языковых выражениях, в словоупотреблении. Однако самыми опасными и труднопреодолимыми оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека. Английский мыслитель уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что отражается в нем. Примером этого он считает стремление человека истолковывать природу по аналогии с самим собой, в силу чего рождается телеологическое понимание вещей (телеология - это объяснение природных явлений через цель, а не через причину).


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!