Охарактеризуйте категорию «бытия»



Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее.

Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1. мир есть, существует как безпридельная и неприходящяя целостность;

2. природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в

разных формах;

3. их различное по форме существования предпосылка единство мира;

4. мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность,

которая существует прежде сознания его людей.

Основные формы Бытия.

Формы бытия различны:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие

вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие

вещей и процессов, сотворенных человеком;

2. Бытие человека (Бытие человека мире вещей и собственно специфическое Бытие);

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на:

- индивидуализированное духовное

- объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на:

- индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории)

- Бытие общества.

Билет №13

Раскройте основные положения закона отрицания отрицания

Этот закон определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.

Содержание закона: в процессе развития каждая новая ступень отрицает старую и в то же время воспроизводит на более высоком уровне черты исходной ступени развития.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицаниерассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания, или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем. Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией.

Дайте характеристику философии русского космизма

Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа.

Первый: человек(человечество) – часть единого мирового целого, Космоса.Эволюция человека и человечества – это часть единой космичес­кой эволюции. История человека и общества – часть истории Вселенной. В си­лу этого понять истинную природу и сущность человека, его прошлое, настоя­щее и будущее можно только в контексте этой единой космической эволюции. Отсюда главная проблема философии – Человек и Космос (Вселенная).

Второй: человек (человечество) становится силой, определяющей ха­рактер и направленность космической эволюции в целом, становится си­лой, от которой завысит не только его будущее, но и будущее Вселенной.

Третий: космическая сила человека требует нового космическогосо­знания (мышления). Однако этого нет. Сознание остается старым, частным (национальным, классовым и т. д.). Пропасть между могуществом человека и уровнем его сознания, прежде всего нравственного, ведет к катастрофе кос­мического масштаба.

Суть философии русского космизма – теоретическое осмысление над­вигающейся космической катастрофы и разработка путей ее предотвра­щения.

Основные направления философии космизма.

В зависимости от понимания причин надвигающейся катастрофы и пред­лагаемых способов ее предотвращения в русском космизме выделяют два основных направления – натуралистическое и супранатуралистическое.

Натуралистическое направление (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, С. А. Подолинский, Н. Г. Холодный).

Основную причину надвигающейся катастрофы представители этого направления видят в быстром, выходящем из-подконтролячеловека про­цессе развития науки итехники. При существующем социальном порядке, уровне сознания, прежде всего нравственного, могучие силы науки и техники, выйдя из-под контроля, могут привести к гибели человека и человечества. Что­бы предотвратить это, необходимо сформировать у человека (человечества новое глобальное, гуманистическое по своей сути космическое сознание.

Суть этого подхода к решению проблемы лежит в устранении опасностей, которые порождает разум, и устранены они должны быть с помощью разума. Но это должен быть новый Разум. Разум объединенного человечества. Разум, целенаправленно использующий свое могущество, во благо человека и мира. Основы этого направления закладывает Н. Ф. Федоров (1828-1903 гг.). Ми­ровоззренческая основа его философии – православие. Цель философии – реализация христианских идеалов на практике. Своеобразие и оригинальность его философии в том, что осуществить эти идеалы на практике должен не Бог, а сами люди, объединенное человечество. Отсюда и название – «философия общего дела».

Цель «общего дела» – материализация идей христианства, воплощение их в реальную жизнь. Путь достижения этой цели – объединение в религии, пу­тем «всеобщего синтеза», теоретического и практического разума, Бога, чело­века, природы, науки и искусства.

Предпосылкой решения этой задачи является достижение«братства» людей. Для этого надо:

а) овладеть силами природы как в земных, так и в космических мас­штабах и научиться разумно управлять ими;

б) на этой основе добиться победы над смертью путем воскрешения всех умерших.

Линия Н. Ф. Федорова была продолжена Э. К. Циолковским, пафос филосо­фии которого – создание нового космического дома человечества и В. И. Вер­надским, разработавшим принципиально новое и оригинальное учение о ноо­сфере.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 664; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!