Охарактеризуйте виды мировоззрения
Билет №1
Охарактеризуйте философию как тип мировоззрения
Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
•космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
|
|
Дайте характеристику механическому материализму Гольбаха и Ламетри
О материалистической позиции наиболее радикально заявил Жюльен Ламетри, по профессии – врач, своей нашумевшей работой «Человек-машина» (1747). В ней он развивал точку зрения Декарта, который утверждал, что животное, не имеющее души, есть некоторая “машина”, которая действует по своим законам.Ламетри пошел дальше: поскольку, по его концепции, души как нематериальной субстанции не существует, то и человек есть соответственно – самозаводящаяся (внутренне активная) “машина”. Все процессы в человеке обусловлены причинно-следственными связями; его мысли, эмоции, побуждения исходят из его материальности и являются результатом механического взаимодействия.Никакой души (растительной, животной или какой-то другой) или чего-то еще, что выдумывали различные метафизики и богословы, просто не существует. У человека же есть душа, но организм его действует по тому же принципу, как и организм животных и, следовательно, независим от души. Это – знакомая нам концепция психофизического параллелизма и дуализма(есть матер. субстанция и дух. субстанция, не зависящие друг от друга и существующие в гармонии лишь в Боге, непосредственно же сами по себе они независимы и друг на друга не воздействуют. Поэтому законы матер. субстанции справедливы только для матер. мира, а законы дух. субстанции – для мира духовного).Все процессы в человеке обусловлены причинно-следственными связями, они необходимы и не зависят ни от какой свободной воли или душевного порыва, а также др. проявлений дух. субстанции. В человеке все есть следствие только его материальности: и мысли, и эмоции, и все остальное. Это – жесткое, последовательное выражение материалистической концепции, которая впоследствии будет разрабатываться многими учеными, особенно психологами, в XX веке (Фрейд и др.).Процесс мышления, присущего только человеку и представляющего результат его сложной организации, Ламетри понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Ламетри – представитель механицизма,приближавшийся к идеям эволюционизма.
|
|
Для Ламетри (в отличие от других материалистов) характерен гедонизм: нужно искать критерий счастья и цель жизни человека среди материальной составляющей человека, а потому таким критерием является чувственное наслаждение, являющееся главным для человека. Поэтому нравственность как таковая есть понятие вымышленное, предрассудок, совесть также бесполезна, нужно освободить человека от ее угрызений и объяснить людям, что это понятие несуществующее, ибо все люди нравственны постольку, поскольку все ищут наслаждения.
|
|
Критерий счастья и цель жизни человека заключаются в его материальной природе, чувственное наслаждение является в этом смысле главным для человека. Такие понятия, как нравственность, совесть, не более чем иллюзии, ибо люди нравственны постольку, поскольку это способствует получению наслаждения.
Наиболее ярким выразителем идей французского материализма был Поль Гольбах, в работе которого «Система природы» (1770) наиболее последовательно изложены принципы материализма.
Гольбах выступил с критикой религии и идеалистической философии, особенно учения Беркли. В идеализме Гольбах видел противоречие здравому смыслу.
Возникновение религии он объяснял темнотой, страхом одних и обманом других.
Определение материи
Движение – также атрибут материи – Г. рассматривал как простое перемещение тел в пространстве.
|
|
Человек, по Гольбаху, – часть природы, подчиненная ее законам.
Отстаивая детерминизм, Г. вместе с тем понимал причинность механистически.
Он отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины которых нам просто неизвестны.
В теории познания Г. придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма.
Гольбах – наиболее яркий выразитель идей фр. материализма. Именно у Гольбаха в наиболее развернутой форме изложено механистическое материалистическое мировоззрение. В наиболее систематической форме принципы материализма изложены в работе Гольбаха «Система природы».
Билет №2
Охарактеризуйте виды мировоззрения
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения:
· мифологическое;
· религиозное;
· философское.
Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения.
Философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 807; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!