KOНЦEPTA ДЛЯ ТРОМБОНА-АЛЬТА И CTPУHHЫX .
И.Г.АЛЬБРЕХТСБЕРГЕРА
Характеристика жанра. Концерт - понятие жанровое. В разные эпохи идея концертности претворялась в различных видах и формах. Несмотря на то, что концерты отличаются по стилю, типам композиции и другим признакам, существуют общие для всех концертные свойства. Основной смысл концертности заключается в идее соревнования, состязания, спора солиста и оркестра. Важную мысль о принципе концертности высказывает Асафьев: "Значение соревнования заключается не в одном виртуозном превосходстве, а в совершенстве диалога, в его экспрессии - в том, что 2 начала, 2 течения ... разыгрывают свои точки зрения диалектически, в сознании постоянного сосуществования идеи господствующей и им же порожденной идеи контрастирующей". Асафьев подчеркивает, что концерт - не готовая форма-схема, а принцип формообразования, один из основных музыкально-диалектических принципов.
Если попробовать выделить основные признаки концертного жанра, то это будут:
· 3 частная структура цикла с характерным темповым соотношением частей - ALLEGRO - ADAGIO - ALLEGRO (традиция, которая идет из неаполитанской симфонии);
· противопоставление tutti и solo - идея, которая развивается главным образом под влиянием оперных элементов;
· виртуозный характер сольной партии.
Жанр концерта развивался в творчестве Корелли, Альбинони, Вивальди.
В эпоху барокко наибольшее распространение получили два типа концертов:
|
|
- кореллиевско-генделевский, продолжающий традицию трио-сонаты в ее разновидностях: - DA SHIESA,
- DA CAMERA;
- 3 частный цикл с медленным средним разделом и быстрыми крайними.
Творчество Баха - отдельный этап в развитии жанра. Однако и после Баха интерес к концерту не исчез, об этом свидетельствуют произведения, созданные композиторами мангеймской, венской, итальянской, французской, немецкой школ.
В произведениях этих композиторов не могла не проявиться преемственность с баховским и барочными концертами.
С другой стороны, к середине XVIII века оформляется и кристаллизуется новый стиль в музыке - КЛАССИЦИЗМ - новые принципы формообразования, гомофонный склад и т.д.
Логично предположить, что в концертах композиторов середины XVIII века должны были сочетаться композиционные принципы как барочных, так и классических форм.
Действительно, концерт Альбрехтсбергера стоит как бы на "перекрестке исторических дорог", где, с одной стороны, действуют законы барочной композиции, но, в целом, постепенно эмансипируются, утверждаются все те же признаки, которые позже будут определять облик классического концерта.
Признаки староконцертной формы. Наиболее характерными признаками староконцертной формы являются:
|
|
· постоянное чередование solo и tutti
(признак, который выдерживается на протяжении всего концерта Альбрехтсбергера, причем следует отметить композиционное единство всех туттийных эпизодов);
· tutti приобретает значение ритурнеля, близкого аналогичным построениям в старинной вокальной музыке.
Начальное tutti устойчиво, так же как в староконцертных формах.
Следует отметить, что по своим композиционным признакам концерт Альбрехтсбергера все же тяготеет больше к классическому концерту, нежели к староконцертной форме.
Признаки классической формы. Классическая концертная форма стремится, с одной стороны, к обилию тематического материала, с другой стороны, к ясности и четкости композиции.
Однако для концерта Альбрехтсбергера не характерна индивидуализированность материала. В этом смысле (тематической характеристики) он больше тяготеет к барочному концерту.
Основой для первой части служит сонатная форма; но имеет смысл говорить лишь, о знаках сонатности, а не о классической сонате, т.к. композитор дает совершенно не типовую структуру, скорее экспериментального характера.
I часть - ALLEGRO MODERATO
|
|
В самом общем плане четко определяются 3 раздела, которые соответствуют классическим экспозиции, разработке, репризе.
Экспозиция | Разработка | Реприза | |
Тональность | В | F, g, с, Es | В |
Такты | 1- 40 | 40 - 77 | 75 - 90 |
Наиболее яркий и в то же время внешний признак концертно-сонатной формы здесь выдерживается.
Однако самое характерное для данного произведения - это наличие тематического комплекса, который является строительным материалом всей первой части, которую можно расчленить и определить как последовательность тем, соответствующую главной, побочной и заключительной партиям.
Разумеется, их тематизм отличается от типовых классических ГП или ПП, тем не менее, несмотря на их краткость и лаконичность содержат в себе их свойства. Структура экспозиции такова:
а | в | с |
ГП | ПП | ЗП |
5 тактов | 5 тактов | 5 тактов |
В | F | В |
Это как бы первый уровень формы, где прослеживаются принципы сонатности:
-активно поступательная ГП;
-модуляционно-неустойчивая, контрастная ПП;
- замыкающая построение ЗП.
Далее этот комплекс проходит еще дважды, в первый раз в основной тональности - как вторая экспозиция, во второй раз - в тональности D и с сохранением всего комплекса тем; в этом случае функция ПП в форме поручается этому же тематическому комплексу.
|
|
Экспозиция | |||
ГП | ГП | ПП | |
а в с | а в с | а в с | |
1-14 | 15-30 | 31-40 |
Разработка (41-78 т.) по своей интенсивности и динамичности вполне походит на сонатную классическую разработку. Здесь такое же неуступающее в динамике мотивное и тонально-тематическое развитие: столкновение тем, "арена происходящих событий".
Разработка
а a B | а b с | а a b | Темы |
F g | c Fis Es | Es - В | Тональность |
41 44 46 | 51 54 56 | 60 68 76 | Такты |
S S S | Т Т Т | S Т S | Т- tutti S - solo |
В разработке порядок заданных тематических единиц меняется, чередуется. А неизменным в последовательности тем становится туттийное проведение в разработке. Это можно объяснить тем, что оркестру (массовому групповому музицированию) поручается стабильно неизменное в музыкальной форме, а солисту - носителю начала индивидуального, творческого, больше присущих дух игры, эксперимента, т.е. мобильного в композиции.
Реприза повторяет уже известный комплекс тем а в с, с той разницей, что вместо комплекса побочной (доминантовой) сферы теперь выступает каденция. Она невелика по масштабам жанра (в каденции, как правило, концентрируется виртуозная часть произведения) и как единица формы, т.к. она заменяет собой ПП. По определению Кузнецова, каденция - это остановившееся мгновение, в котором фактор времени отражает последовательность музыкальных событий. Каденция - это зона неустойчивых, свободных темповых соотношений наиболее замедленного смыслового развития (предельно растянутый миг К – Д7).
II часть – ANDANTE
ANDANTE представляет собой сложную 3 частую форму:
А | В | А | |
Es | В | Es | |
такты | 1 - 45 | 57 - 83 | 84 - 110 |
Основная тема - лирического характера, ассимилирующая и черты песенности, и танцевальной культуры (3/4 - менуэт), - подчиняет себе все остальные темы.
Тема середины I части, ц. 25 - является ее вариантом. Благодаря такой однородности материала композитор строит 1ч. простой формы А - по сквозному принципу, не повторяя репризу. А скрепляющим фактором является ритурнель т.47, периодически повторяющейся. Тональный план характерен для барочной композиции: Т-Д-Т.
III часть - ALLEGRO MODERATO
Структура финала почти повторяет I часть (представляет собой как бы упрощенный вариант I части).
Экспозиция | Разработка | Реприза-кода |
1 - 84 | 84 - 128 | 129 – до конца |
Где в основной теме также заключены несколько элементов:
а) 1-й такт
в) 10-й такт
с) I5-й - который позже будет разрабатываться.
ПП - начинается с т.54 основной мотив проводится имитационно. В разработке подвергаются изменениям основная и побочная партии.
Реприза носит синтетический характер, она обобщает все пройденные прежде темы. Материал по содержанию смыкается с I частью, что вызывает ощущение устойчивости, особой выстроенности архитектоники.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!