II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Концерт И.Г. АЛЬБРЕХТСБЕРГЕРА ДЛЯ ТРОМБОНА И СТРУННОГО ОРКЕСТРА. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
содержание
Введение …………………………………………………………………….3
I. Жизненный и творческий путь И.Г. Альбрехтсбергера………..……..4
II. Общая характеристика и структурный анализ концерта для тромбона и струнных И.Г. Альбрехтсбергера………………………………….…..6
III. Исполнительский анализ и методические рекомендации………...…13
Заключение ………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………...………....32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Настоящая работа посвящена одному из наиболее популярных произведений для тромбона - Концерту И.Г. Альбрехтсбергера. Это сочинение по праву можно отнести к одному из самых исполняемых произведений. Оно неизменно фигурирует на многих конкурсах, а также часто включается в педагогический репертуар тромбонистов. Актуальность обусловлена тем, что до настоящего времени не было исследований, специально посвященных анализу этого концерта.
Объект исследования –Концерт для тромбона и струнного оркестра И.Г. Альбрехтсбергера.
Предмет исследования – композиционные и исполнительские особенности концерта.
Цель исследования – выявление наиболее значимых особенностей концерта, относящихся к его содержанию, форме, тембровым характеристикам, исполнительским трудностям, а также выведение методических рекомендации для работы над ним в процессе изучения тромбонистами.
|
|
Задачами исследования явились:
- выявление и изучение источников о концерте исторического, научно-музыковедческого и методического характера;
- исследование текста произведения и выявление текстовых особенностей;
- исследование формы концерта, его жанрымелодических гармонических, ладовых, ритмических
- выработка практических рекомендаций для исполнителей.
Методологическими основаниями исследования явились труды по теории музыкальных исследований Ю. Холопова, Л. Мазеля, и. Способина и др.; исследования в сфере теории и методики исполнительского искусства.
Источниковой базой исследования явились труды Сумеркина В.А., лекции по методике и истории исполнительского искусства, ресурсы сети Интернет.
Практическая значимость исследования состоит в применении его результатов в практической деятельности, а именно при подготовке тромбонистов и в преодолении ими специфических трудностей. В своих рекомендациях мы широко опираемся на опыт некоторых выдающихся исполнителей и педагогов-духовиков (не только тромбонистов). В работе приводится целый ряд упражнений и приемов, которые помогут в освоении исполнительских трудностей. Помимо конкретного исполнительского анализа мы подробно рассматриваем композиционные и жанровые признаки этого сочинения, а также его связи с предшествующей и последующей эпохами в развитии жанра Концерта.
|
|
Структура работы.Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
I. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.Г. АЛЬБРЕХТСБЕРГЕРА
Иоган Георг Альбрехтсбергер родился в 1736 г. в городе Клостернейбурге.
И.Г. Альбрехтсбергер - композитор эпохи венского классицизма. Но в музыкальном мире он больше прославился как теоретик и педагог. Его теоретические пособия и научные труды (например, "Руководство по композиции") долгое время оставались авторитетными научными источниками и использовались вплоть до нашего времени. Его учениками были Л.Бетховен, К.Черни; Ф.Рис, И.Гумель. Однако его величайшая индивидуальность проявилась не в его музыкальных сочинениях, которые, к сожалению, почти совсем не известны аудитории нашего времени.
После обучения в его родном городе И.Г. Альбрехтсбергер начал свою карьеру как органный исполнитель в монастырях и различных провинциальных городах. В 1755-57 гг. - в Венгрии в Бьёре; 1757-59 гг. - в нижней Австрии в Мария-Таорел; 1760-66 гг. - в Малке. Это может показаться странным, но в действительности годы, проведенные в провинциальных городах, были более благоприятными для его артистического развития, чем следующий период, который он провел в Вене. Его, вероятно, вдохновляла безмятежность этих мест, свободных от деловой атмосферы и возбудителей соперничества, характерных для городов.
|
|
Расцвет Альбрехтсбергера как композитора приходится на 1760-70 гг. Возможно, не преувеличение тот факт, что лучшие его работы, написанные в этот период, могут стоять рядом с лучшими инструментальными работами Йозефа Гайдна - не только за счет сходных композиторских приемов, присущих этим произведениям, но также и потому, что они обладают музыкальной ценностью.
Венский период в жизни И.Г. Альбрехтсбергера начался в 1772 г. и длился до конца жизни (1809 г.). Сначала Альбрехтсбергер был регентом хора Кармелитского монастыря и придворным органистом, а с 1792 г. - капельмейстером собора св. Стефана. В этот период он преподает игру на органе, фортепиано, композицию.
|
|
Композиторское наследие Альбрехтсбергера - это 224 музыкальных сочинений. 27 из них изданы в СССР. Это антракты из музыки к спектаклю "Генрих IV", органные прелюдии, фуги для органа и фортепиано, 18 струнных квартетов, 6 фуг для квартета и другие ансамбли. Известно, что многие произведения Альбрехтсбергера изданы за рубежом, в том числе и концерт для тромбона-альта (1769 г.)
Если говорить о музыке для духовых, то композитор не писал сольных концертов для духовых инструментов, но часто использовал флейту, валторну и трубу в своих ансамблях и симфонических произведениях. Например, партия для флейты и виолончели, концерт ми-бемоль мажор для трубы (или флейты), скрипки, альта, виолончели и чембало (или фортепиано), концерт для тромбона-альта. Этому концерту и посвящена данная работа.
Большое количество оставшихся в рукописях произведений хранится в библиотеках (библиотека Общества друзей музыки в Вене). В том числе - 26 месс, 6 ораторий, 4 симфонии, 28 струнных трио, 42 струнных квартета, 38 квинтетов, а также произведения церковной музыки.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 430; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!