Невербальные средства общения как способ создания подтекста в художественных произведениях А. В. Курейчика



Мы проанализировали 24 пьесы драматурга А. В. Курейчика и выявили 223примера,содержащего подтекст невербального общения.

Паралингвистические невербальные средства общения(124 единицы)

Паралингвистические невербальные средства общения –употребление отдельных звуков, использование отдельных типов речи, голосов, тембров, звучаний, интонаций.

Особую роль,в том числе и в пьесах Андрея Курейчика,играет интонация. Основную смысловую нагрузку в пьесах А.В. Курейчика несёт слово «голос». Голос – это основная смысловая единица интонации.

В эту группу попадают слова, фиксирующие физические свойства звучащего голоса:

а) высоту, громкость и силу:

Ирка. Смотри, он сам идёт сюда. О ё... Улыбки на лица натянули. Побольше воздуха в грудь. Мы разговариваем... (Громко). Так, говоришь, летом хорошо бы поехать в Ниццу? («Сказка»)

б) другие физические характеристики, например, скорость производства звуков речи или различные голосовые вибрации и модуляции:

Наташа. (Неуверенно). Хорошо, я приду.(«Телешоу»)

Очень крупным по числу используемых в пьесах А.Курейчика слов является класс ремарок, выражающих физические и психические состояния говорящего:

Дрэгон. (Агрессивно). Дрэгон! («Телешоу»)

Невербальные средства общения у Курейчика не только обозначают актуальные состояния говорящего, но и выражают различные отношения между говорящим и слушающим:

Грэгстер. Ах, этот очаровательный французский юмор… (Из кулис высовывается голова Сандерса, он шипит Кортни) («Иллюзион»)

 

Кинетические невербальные средства общения (46 единиц)

Кинесика(от греч. kinēsis – движение) – совокупность значимых жестов, мимических и пантомимических движений, входящих в коммуникацию в качестве невербальных компонентов при непосредственном общении коммуникантов. [5, с.221].

Жестовое представление невербальных ситуаций

Жесты – это действие или движение тела, с помощью которого человек сигнализирует другому человеку о своём присутствии.[6, с.57].

В зависимости от назначения жесты подразделяются на:

1) эмоциональные;

2) указательные;

3) изобразительные;

4) символические [7, с.120].

Эмоциональные жесты:

Октавиан. А... (Только качает головой, разводит руками) («Кавалер роз»)

Казимир Марецкий. И как успехи? (Отец Никодим разводит руками). Ясно… Роман Никифорович?(«Телешоу»)

Указательные жесты:

Марианна. Господин Фанниал, она всё поймёт, она образумится... (Тихо Софи). Ты что, с ума сошла? От мужа ещё избавиться можно, а от... (показывает вверх) уже никак. Ну-ка соглашайся, соглашайся, говорю!(«Кавалер роз»)

Кортни. (Указывая на ящик). Это оно?(«Иллюзион»)

Изобразительные жесты:

Такие жесты не встречаются в пьесах А.Курейчика.

Символические жесты:

Самый частый жест – поклоны, как символ благодарности за теплый прием:

Октавиан. (Запинаясь). На мою долю выпала честь от имени моего кузена барона фон Лерхенау передать розу любви родовитой и благородной его невесте. (Он с поклоном передаёт ей розу).

Мимическое представление невербальных ситуаций

Мимика (от греч. mimikos– «подражательный») – 1. Движение лицевых мышц, выражающие внутреннее душевное состояние. 2. Искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица [5, с.54].

Мимическое проявление эмоций – важный фактор, регулирующий жизнь человека в социальной группе. Мимика человека, в том числе и в произведениях А.Курейчика, выполняет 3 функции:

1. Проявляет эмоции и межличностные отношения;

2. Передаёт сигналы во взаимодействии;

3. Способствует самовыражению:

Октавиан делает вид, что смущён. («Кавалер роз»)

(Кортни) странно смотрит на Сандерса («Иллюзион»)

(Марина) начинает на него жалобно смотреть («Небо»)

(Лулу) на лице её появилась сияющая улыбка.(«Осторожно – женщины!»)

Тактильные невербальные средства общения (27 единиц)

Описывает и регулирует тактильное поведение, т.е. поведение, связанное с касаниями и прикосновениями. Вопросы, связанные с тактильным диалогическим поведением, достаточно щепетильные в любой ситуации. Касаясь, мы проникаем в интимную физическую зону человека, то есть туда, куда допускаются только самые близкие люди:

Сестра Мария. (Бросается ей в ноги). Спасибо, сестра, спасибо… Век не забуду вашей милости. Еженощно буду молиться за вас…(«Пьемонтский зверь»)

Рэгир. Можешь не отвечать, ответ может всё испортить… Иди сюда. (Целует её). Моя красавица… («Хартия слепцов»)


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!