Невербальное общение как один из видов коммуникативного взаимодействия



Для большинства людей словосочетание «невербальное общение»означает коммуникацию, осуществляемую несловесными средствами. Но это определение не отражает всю сложность изучаемого явления.

Ошибочной является концепция, что невербальное поведение используется прежде всего для передачи эмоциональных сообщений. Невербальные сигналы часто используются не только для выражения эмоций; например, в разговоре собеседники глазами показывают, когда нужно изменить очередность в речи, жестикулируют, желая точнее выразить свои идеи.

Невербальная коммуникация подчиняется определенным пра­вилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушение:

1) использование невербальных знаков должно быть узнаваемым;

2) мы должны уметь «кодировать» наши чувства в невербальные средства;

3) наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербаль­ных знаков.

Выполнение этих правил оказывается не такой простой задачей. Установлено, что более или менее устойчивыми и однозначными являются лишь эмоциональные состояния человека: радость, страх, гнев, внимание, удивление, презрение. Остальные способы выражения эмоционального состояния человека подвержены влиянию множества факторов.

Очевидно, что практически невозможно учесть все эти факторы в ситуации непосредственного межличностного взаимодействия с целью точной интерпретации невербальных посланий. Поэтому мы постоянно ошибаемся в определении содержания многих не­вербальных сообщений, перепроверяем свои выводы, уточняем их, а иногда остаемся в заблуждении.

Основные средства невербального общения

Существует несколько подходов к изучению средств невербального общения. Так, Г.Е.Крейдлин выделяет несколько основных, наиболее крупных частных наук, из которых складываются невербальные средства общения:

1. Паралингвистика (наука о звуковых кодах невербальной коммуникации);

2. Кинесика (наука о жестах и жестовых движениях, о жестовых процессах и жестовых системах):

3. Окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения);

4. Аускультация (наука о слуховом восприятии звуков);

5. Гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации);

6. Гастика (наука о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков, о приеме пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений);

7. Ольфакция (наука о языке запахов)[2, с.35].

М. Л. Бутовская предлагает свою классификацию. Она подразделяет все средства невербальной коммуникации на ольфакторные, мимические, жестовые и тактильные коммуникации [3, с.32].

Изучив представленные классификации авторов, мы разработали собственную классификацию невербальных средств общения на основе произведений А. В. Курейчика:

1. Паралингвистические невербальные средства общения;

2. Кинетические невербальные средства общения:

2.1 Жестовое представление невербальных ситуаций;

2.2 Мимическое представление невербальных ситуаций;

3. Тактильные невербальные средства общения;

4.  Гастрономические невербальные средства общения;

5. Аудиовизуальные невербальные средства общения;

6. Ольфакторные невербальные средства общения;

7. Комплексные невербальные средства общения.

 

 

Понятие подтекста в художественном произведении

Текст как целое стал объектом лингвистического исследования лишь во второй половине ХХ века благодаря работам В. Дресслера, Х. Изенберга, П. Хартмана, Г.А. Золотовой и проч. Однако в различных сферах гуманитарного знания постепенно накапливался опыт работы с текстом. После того, как текст был осмыслен как лингвистическая единица, а не только как совокупность таких единиц, возникла необходимость осмыслить все множество уже накопленных данных в лингвистических терминах. Одним из таких понятийбыло понятие подтекста. Впервые оно потребовалось для объяснения новаторства пьес А.П. Чехова и представления их на сцене. Поэтому неудивительно, что одними из первых данный термин стали употреблять такие новаторы театра ХХ века, как К.С. Станиславский и Е.В. Вахтангов. Последний так объяснял актерам значение этого слова: «Если кто-нибудь спрашивает у вас, который час, он этот вопрос может задавать при различных обстоятельствах с различными интонациями. Тот, который спрашивает, может быть, не хочет … знать, который час, но он хочет, например, дать вам понять, что вы слишком засиделись и что уже поздно»[4, с.140].

Подтекст – это сознательно или бессознательно создаваемая говорящим часть структуры текста, доступная восприятию в результате особой аналитической процедуры, предполагающей переработку информации и вывод на ее основе дополнительной информации. В этом определении можно выделить следующие характеристики подтекста:

1. Подтекст несет информацию, а значит, связан с такой категорией текста, как информативность.

2. Подтекст не может быть обнаружен в результате стандартных аналитических процедур.

3. Подтекст может возникать как спонтанно, так и в результате сознательных действий говорящего (так же как может восприниматься осознанно или неосознанно).

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!